Тонкости выбора ИТ-аутсорсера. Что нужно учитывать и как не ошибиться?

Логотип компании
Тонкости выбора ИТ-аутсорсера. Что нужно учитывать и как не ошибиться?

Изображение: Thepanyo/shutterstock.com

IT-World разбирался, как выбрать подрядчика, который знает куда движется отрасль, держит пульс на трендах и умеет направлять в сторону выполнения поставленных целей.

Так как рынок ИТ-аутсорсинга достаточно пестрый в плане профильного направления компаний, нам лучше ориентироваться на те, которые предлагают качественных кандидатов, а также имеют опыт собственной разработки. Важно чтобы выбор пал на тех, кто позиционирует себя как технологический партнер, а не только как поставщик талантов.

Технологический партнер отличается от стандартной ИТ-аутсорс-компании тем, что он понимает чем “дышит” бизнес, какие проблемы пытается решить, с какими ограничениями сталкивается, и у них есть несколько подходов для решения этих задач. Выбираем подрядчика, который знает куда движется отрасль, держит пульс на трендах и умеет направлять в сторону выполнения поставленных целей.

Подход при выборе поставщика ИТ-услуг

1. Определяем проблемы, которые хотим решить, ставим цели

Правильно определенный периметр работ влияет на выбор подрядчика (по специализации, портфелю, уровню экспертизы). Например, если мы ставим перед собой задачу добавить еще одну онлайн витрину для магазина велосипедов в виде мобильного приложения, скорее всего нам поможет почти любая ИТ-аутсорс компания, которая умеет находить мобильных разработчиков и тестировщиков. Но, если мы ставим перед собой задачу реализовать омниканальные и персонализированные онлайн-продажи, основанные на поведении и предпочтениях конечного потребителя, то в дополнении к вышеперечисленным ресурсам нам нужны еще другие специалисты:

  • Продуктовый руководитель, который определит все онлайн-каналы продаж и формирует скоуп работы;
  • Аналитик, который идентифицирует наиболее оптимальный процесс и обеспечит его применение на все каналы;
  • Архитектор, который спроектирует систему;

Также рекомендуем подключить к процессу опытного руководителя проектов, который скоординирует работу команды разработки.

2. Определяем возможность передачи работы на внешнюю разработку

Привлекаем ИТ-провайдера в следующих случаях, если нам нужно решить проблему здесь и сейчас, а мы не обладаем временем на подбор нужных людей и выстраивание процессов. Мы не можем себе позволить не выполнить задачу или сделать ее на коленке. Сотрудничество с профильной компанией обеспечит качество, и быстро наладит производство. Это обязательно предполагает высокий уровень доверия к провайдеру, так как мы полностью примем их подход к работе.

Прибегать к помощи ИТ-провайдера также можно, когда у нас уже выстроена внутренняя ИТ-команда и налажены процессы, но нам не хватает рабочих рук чтобы выполнить весь объем. В таких случаях, можно привлечь любого подрядчика с хорошими специалистами, так как тут больше контроля над происходящим. Мы просто добавляем людей в существующую экосистему и они вписываются в ней.

Краткосрочные или разовые инициативы — в таких случаях, самый короткий путь выполнения проекта будет вовлечение внештатных специалистов, так как они смогут быстро закрыть потребность. По окончанию нам не придется заниматься управлением уже ненужных профилей и думать, как обеспечить постоянный поток задач. Оптимизация затрат на управление штата — если ваша компания имеет ограничение на количество штатных сотрудников или наоборот компания слишком маленькая для того, чтобы позволить себе поддержку целого отдела ИТ, отличный вариант будет обратиться к аутсорсу за помощью. Ну и конечно же, если у нас нет нужных компетенций относящиеся к узкопрофильным знаниям и опыту. Специалистов обладающими такими навыками очень трудно и долго найти на рынке, а также у нас нет подходящих людей для оценивания этих умений при подборе в штат. В таком случае, могут подойти консалтинговые ИТ компании.

Тонкости выбора ИТ-аутсорсера. Что нужно учитывать и как не ошибиться?. Рис. 1

В остальных случаях, например, когда речь идет о строго конфиденциальной информации, лучше оставить разработку внутри штата, а не отдавать её на аутсорс.

3. Определяем, критерии выбора из нескольких ИТ-аутсорсинговых компаний

Когда мы заключаем договор о сотрудничестве с провайдером ИТ-услуг, мы должны четко понимать, что доверяем часть работы, за которую несем ответственность перед нашим конечным потребителем. Их сотрудники получат доступ к внутренней инфраструктуре и к пользовательским данным. Для того, чтобы сократить все возможные риски, проводим тщательный due diligence и обращаем внимание на стандарты работы, так как в разработке, по всем направлениям, есть серия best practices, установленными сообществами разработчиков для обеспечения качественного кода и эффективного процесса. Анализируем, придерживается ли компания к таким практикам и соблюдаются ли они при разработке. Наличие сертификаций специалистов, а также сертификатов стандартизации, будет отличным бонусом. Не забываем про политику безопасности. Необходимо убедиться, что компания имеет внутреннюю политику безопасности, соблюдает ее, а также располагает достойными инструментами мониторинга и реагирования на внешние угрозы. Принципиально запросить информацию о проведении регулярных тренингов для своих сотрудников в целях повышения бдительности и обучению способам реагирования.

Одним из важнейших критериев выбора, это — понимание наших требований и ориентация на достижение цели. На первом этапе коммуникации мы описываем задачу и рассказываем в общих чертах, что хотим получить по итогам работы. Мы должны оценить их видение для реализации работы и рекомендации. Анализируем на предмет персонализации и кастомизации решения под наши требования, в частности если учитываются ограничения и риски. Таким образом, мы поймем уровень компетенции и погружение в предметную область. Для комфортной работы и сотрудничества, нужно учесть гибкость в ограниченных условиях и реактивность на запросы. Так как мы собираемся стать партнерами на определенное время, стоит убедиться, что выбранная нами аутсорсинговая компания хочет с нами работать и будет достойно выполнять свою часть работы. Анализируем быстроту реакции на наши письма, есть ли предложения рассмотреть разные варианты и подходы, а также способность договориться. Такой анализ позволяет определить наше поле для маневрирования после того, как мы “поженимся”. Иначе и “развод” не за горами.

Как оценивать и выбирать хорошую аутсорсинговую компанию?

1. Соответствие предложенной технической реализации нашим требованиям

Во-первых, нам нужен понимающий человек, который знает, как устроен процесс работы и взаимодействия с ИТ-командой и сможет определить, если предлагаемая формула рабочая. Такой человек (СТО, технический директор) должен принимать стратегические решения (выбор технологического стека, определение приоритетов), а также сможет оценить качество проделанной работы и принять результаты.

Вдобавок к этому, он он знает, какое количество ресурсов и какой квалификации необходимо на каждый этап реализации. Был случай, когда небольшая Финтех компания решила отдать на аутсорсинг разработку сайта. Заказчик согласился с предложениями написать веб-приложение на малоизвестный фреймворк и все закончилось тем, что потратили 6 месяцев впустую, так как выяснилось, что трудно найти специалистов для поддержания приложения и пришлось все переписать. Первая ошибка — неправильно выбрали стек, так как сориентировались на тренды, но не учли вопрос доступности специалистов на рынке для последующей поддержки. Вторая ошибка — по договору работу выполнял сеньор, а на деле, этот сеньор привлекал джуниора, качество работы, которого не было кому оценить.

2. Адекватность коммерческого предложения

Если мы не в теме и нам трудно понять за что собираемся платить, можем составить ТЗ для нескольких аутсорсинговых компаний и определить какая является оптимальной для реализации. Должен победить не тот подрядчик, который предложит нам более дешевую реализацию, а тот, который предложит наилучшее соотношение цены и качества.

Тонкости выбора ИТ-аутсорсера. Что нужно учитывать и как не ошибиться?. Рис. 2

Смотрим аргументацию под каждую оценку, на основе чего требуется такое количество ресурсов. Даже если обоснование детализированное, но мы все еще не уверены, можем применить практику калибровочных спринтов, которая позволяет корректировать оценку. С предлагаемым составом команды проводим пару спринтов и смотрим сколько продуктового функционала может довести до готовности такая команда. Договариваемся, что если прогноз близок к реальным показателям, продолжаем сотрудничество, если же разница существенная, стоит пересмотреть ставки, так как предполагается что специалисты недостаточно опытны.

Еще одна важная составляющая предложения-сопровождающий персонал. То есть, нам предлагают не только опытных исполнителей, но и управленческий состав, заинтересованный в успехе миссии. Они могут анализировать узкие места и сделать рекомендации для устранения блоков. К примеру, владелец продукта одной платформы для онлайн обучения был слишком загружен и не успевал отвечать на уточняющие вопросы разработчиков, из-за чего производство двигалось с перебоями. Провайдер вовремя заметил и предложил помощника, который был доступен всегда и мог принимать мелкие решения сам, оставляя владельцу продукта стратегические задачи.

Читайте также
IT-World разбирался, почему монолитные корпоративные системы — это бомба замедленного действия и как избежать ошибок при проектировании.

Тут, однако одна проблема заменилась другой, и по ходу дела оказалось, что функционал продукта очень далек от конкурентных предложений на рынке и не отвечает нуждам конечного пользователя. При непрофессионализме внутреннего сотрудника, опытная аутсорсинговая компания подсветила бизнесу о стратегических ошибках и при своевременной корректировке избежали траты миллионов на никому ненужный продукт.

3. Качество человеческих ресурсов

Когда нам продают экспертность, важно убедится, что эти компетенции действительно есть в штате, а люди проверены и имеют позитивную историю. Даже если мы осуществляем найм с рынка, важно убедиться, что у компании есть своя практика оценки и фильтрации кандидатов.

Подрядчик должен показать, как обеспечивает найм подходящих сотрудников по хард и софт скилам. Матрицы компетенций, скрининги, тесты, интервью должны быть включены в предложении.

В их штате должны быть опытные сотрудники, которые оценивают кандидатов. Просим их резюме, анализируем их прошлый опыт в коммерческих проектах, приглашаем на встречу и спрашиваем про личный подход собеседования. Если у нас есть возможности и ресурсы, проводим своими силами интервью с кандидатами.

Важно учесть ситуации, когда компания, которая получила подряд сама может обратиться к другим аутсорсинговым компаниям, потому как не справляется с поставленными задачами или солгала о своих возможностях. Просим детализированные кейсы прошлых проектов, схожих с нашим, и оцениваем результаты.

4. Репутация

Читаем отзывы сотрудников на открытых ресурсах, это даст нам понимание о внутренней кухне и в целом о культуре компании. Если много негативных отзывов от собственных сотрудников из-за плохого менеджмента, то не стоит ожидать другое по отношению к заказчикам.

Надо бы понимать какие взаимодействия были с прошлыми заказчиками, нет ли нерешенных финансовых споров. Важно проверить, не уличена ли компания в утечке данных или в использовании интеллектуальной собственности в своих наработках.

Лучше всего, конечно, работать с компаниями по рекомендации или с теми, которые находятся в топе рейтингов. Хорошо известная компания с высококачественными услугами и профессиональным подходом всегда будет у всех на устах.

Опубликовано 27.09.2024

Похожие статьи