В 2016 году мировой рынок беспилотников оценивается в $7,3 млрд
Консультанты J’son & Partners Consulting проанализировали основные тенденции развития мирового и российского рынков беспилотных летательных аппаратов и построили прогнозы его развития до 2020 года.
По данным J’son & Partners Consulting, в 2016 году мировой рынок БПЛА оценивается в $7,3 млрд. Прогнозируется, что он вырастет до $9,5 млрд к 2020 году. Российский рынок БПЛА в 2016 году составит $147 млн с потенциалом роста до $224 млн к 2020 году.
В настоящее время Россия занимает небольшую долю в продажах дронов на мировом рынке, она составляет около 2%, но имеет высокий потенциал для дальнейшего роста. Стоит отметить, что в структуре продаж российского рынка на долю гражданских БПЛА приходится более 70% рынка, в которых основную долю занимают потребительские дроны.
Аналитики J’son & Partners Consulting отмечают следующие ключевые тенденции развития рынка беспилотных летательных аппаратов:
• Дроны активно внедряются в сегменты, которые сегодня обслуживаются с помощью спутников и пилотируемых воздушных судов, при этом возрастает спрос на высококачественные данные воздушной съемки;
• Границы между профессиональными и потребительскими дронами начали сужаться, а средняя цена на все виды аппаратов будет снижаться;
• Формируется новый быстрорастущий сегмент - рынок услуг для геоинформационных сервисов, а разработки в области искусственного интеллекта и специализированных сенсоров поддержат развитие индустрии БПЛА.
Приоритетные отрасли для внедрения решений на базе дронов: сельское хозяйство; экстренные службы (пожарные, полиция, скорая помощь); энергетика и добыча полезных ископаемых; строительство и девелопмент; геодезия (картография); страхование; транспортировка и доставка; государственные и муниципальные службы; СМИ и медиа; природоохранные организации; наука и образование; связь; фото- и видеосъемка; спорт и развлечения.
J’son & Partners Consulting выделяет следующие барьеры развития рынка БПЛА:
• Недостаточно ясное законодательство применительно к использованию потребительских и коммерческих дронов и запрет их свободного использования (лицензирование) в воздушном пространстве в России;
• Отсутствие в России современной производственной базы, ориентированной на массовый потребительский и массовый коммерческий рынок, что приводит к более высоким издержкам и повышению стоимости аппаратов;
• Беспилотные средства относятся к категории товаров, экспорт которой из России запрещен законом. Аналогичная ситуация есть и в некоторых других странах, где существуют таможенные ограничения на импорт или экспорт данных аппаратов.
Кроме того, существует опасность создания проблем для других участников воздушного движения, а также транспортных средств, инфраструктуры и людей на земле. Есть серьезные опасения по использованию дронов не по назначению для вмешательства в частную жизнь и коммерческую тайну, по возможности перехвата и получения контроля за дроном другими лицами. Для снижения рассмотренных рисков в ряде стран существует требование обязательного страхования коммерческих БПЛА. Все это сдерживает развитие и в результате частные венчурные инвестиции в проекты БПЛА пока явно недостаточны.
Компания J’son & Partners Consulting проанализировала российских производителей БПЛА для потребительского и коммерческого применения. Вокруг производства БПЛА выстроилась целая экосистема, включающая производителей комплектующих, разработчиков ПО, интергаторов, сервисных компаний, страховых компаний, торговых площадок.
Специфика российского рынка БПЛА заключается в преобладании производителей военных дронов и практически полном отсутствии производителей потребительских и коммерческих дронов. При этом преобладающая часть производителей военных БПЛА имеет в своем портфеле, либо уже устаревшие технически модели, либо только опытные современные образцы, которые демонстрируются на выставках, но не поступают в массовое производство (для нужд государства или на экспорт). И несмотря на значительные бюджетные вливания со стороны государства, продукция росийских компаний ВПК сейчас не выдерживает конкуренции с западными образцами, например, с дронами Израиля.
Аналогичная картина и в сегменте потребительских БПЛА – весь рынок занят продукцией иностранных компаний, в большей степени китайских. И несмотря на то, что за последние 2-3 года в стране появились компании-стартапы, например на базе Сколково, все они находятся на стадии разработки и тестрирования прототипов или в лучшем случае первых штучных заказов и не осуществляют массовых продаж.
В отчете отражена информация о продукции более чем сорока российских компаний, среди которых ZALA Aero Group; ООО "Беспилотные системы"; "Истринский Экспериментальный Механический Завод"; ООО "Аэрокон"; ООО "Специальный технологический центр" и др.
J’son & Partners Consulting выделяет следующие ключевые перспективы развития рынка дронов в России:
• применение полицией крупных городов;
• применение пожарными;
• применение в здравоохранении;
• применение в картографии;
• геоданные высокой четкости;
• срочная доставка покупок, еды, запасных частей, батарей, кабелей;
• курьерские услуги;
• аэросъемка для нужд агро-бизнеса и точного сельского хозяйства;
• мониторинг трубопроводов и ЛЭП;
• использование в качестве последней мили для улучшения покрытия сетей;
• выход на рынок БПЛА авиакомпаний;
• использование в СМИ;
• увеличение коммерческой активности в разработке программного обеспечения;
• увеличение продаж дронов с высококачественными камерами и системами стабилизации.
Источник: пресс-служба J’son & Partners Consulting
Опубликовано 01.12.2016