Зачем для эффективной работы с системой маркировки «Честный знак» нужна WMS

Логотип компании
Зачем для эффективной работы с системой маркировки «Честный знак» нужна WMS
Решение о запуске в России национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак» было принято в 2018 году, внедряться она начала в 2019 году, а к 2024 году ею должны быть охвачены все группы товаров.

Казалось бы, прошло уже почти три года с начала внедрения, но до сих пор эксперты ломают копья, пытаясь разобраться, насколько целесообразно распространять ее на те или иные товары, как это отразится на ценах и т.д. ИТ-составляющая при этом отходит на второй план, хотя она весьма значима. Причем, речь должна идти не только о внедрении ПО для маркировки или электронном документообороте – также у производителей, дистрибьюторов и ретейлеров возрастает потребность в WMS (Warehouse Management System, система управления складом).

WMS и маркировка. Где связь

Стандартная схема работы с маркировкой «Честный знак» не требует WMS. Почему же интеграция WMS все же нужна? Ключевой момент здесь в том, что при небольших объемах операций действительно можно обходиться без WMS, но если у компании имеется склад площадью от 500 кв. м и 3-4 сотрудника, то обойтись без средств цифровизации уже затруднительно. Справедливо это и при условии динамичного материального потока. Причина проста: нельзя просто принять на веру, что поставщик предоставил товары с корректным кодом «Честного знака». А чтобы перепроверить коды товаров, которые пришли на склад, требуются или люди и время, или WMS. Ведь если коды в дальнейшем окажутся неверными – с товаром, по которому они не сойдутся, нельзя будет ничего сделать.

Поэтому при приемке необходимо считывать QR-коды «Честного знака», чтобы перепроверить, а тот ли товар пришел. Если это делается через стационарный терминал, такие операции будут длительными, сложными и требующими дополнительного персонала. Вдумайтесь: сотруднику придется поднять каждую коробку с товаром, поставить ее на стол стационарного терминала, считать код, затем вернуть коробку на место. Гораздо эффективнее работать с мобильными терминалами, подключенными к WMS. Код в таком случае просто считывается с коробки.

Жизнь после приемки

Не меняется ситуация и во время прохождения дальнейших этапов жизненного цикла товара на складе. После приемки товар попадает в зону хранения, зону подбора и т.п. Возможно, он даже перемещается на другие склады. И в этих случаях менеджменту необходимо иметь понимание, какие же коды сейчас есть на складе. В противном случае поставщик не может обеспечить клиенту гарантию того, что товар находится на складе и будет отгружен. Может возникнуть пересортица – и как следствие, финансовые и имиджевые потери.

Кроме того, WMS облегчает процессы инвентаризации товара и перемещения между ячейками. В противном случае сотрудникам склада также придется вручную считывать QR-коды с каждой единицы хранения.

На погрузку становись

При сборке и отгрузке товара, если коды не контролируются в автоматическом режиме, то неминуемо случаются ситуации с пересортицей. Если в зоне отгрузки нет считывателя, клиент рискует получить товар, который не примет или не сможет продать. Избавиться от пересортицы стандартными методами можно, но для этого на этапе отгрузки нужны упаковочные столы или столы с дополнительным контролем, где будут считыватели штрихкодов. Но это опять же делает процесс более трудоемким – а значит, нужно больше персонала.

Во-вторых, если в случае с применением WMS-системы ошибка будет предотвращена во время сборки, когда сотрудник подойдет к ячейке хранения, отсканирует код на товаре и система покажет несоответствие, то в случае решения стандартными методами ошибка будет замечена только перед отгрузкой на этапе упаковки. А это означает, что нужно будет срочно возвращать товар и менять его на корректную позицию. Все это, в свою очередь, ведет к временным потерям и нарушает бизнес-процессы.

Без «просрочки»

При работе с товаром, для которого критична дата производства, сведения о ней, как правило, попадают в сам штрих-код вне зависимости от участия товара в системе «Честный знак». Соответственно при использовании WMS при считывании кода во время сборки уменьшается количество ошибок и улучшается соблюдение очередности выдачи товара. Без WMS сотрудник, например, забирая товар из ячейки, может не учесть окончание срока годности конкретной единицы товара. И заберет находящийся ближе на полке товар того же наименования с более длительным сроком годности, тогда как единицы товара со сроком годности, более близким к окончанию, останутся в ячейке и впоследствии могут быть списаны из-за его завершения.

WMS-система анализирует даты производства и сроки годности товаров на всех этапах их нахождения на складе и позволяет это учитывать при хранении и отгрузке.

Не только продукты питания

Склады без WMS как правило имеют определенный порог так называемой «нормы», определяющей списание просроченный продуктов. На самом деле в большинстве случаев проблема заключается в том, что не соблюден принцип FEFO (First-Expired-First-Out), по которому наиболее старые товары (с наиболее ранними датами истечения срока) подбираются первыми. Об этом мы говорили чуть выше, когда описывали ситуацию с забором товара с полки вне зависимости от его срока годности. WMS позволяет решить такие проблемы не только с помощью контроля за годностью товаров, но и за тем, как они размещены в ячейках – более «годные» товары система размещает глубже, а те, срок реализации которых закончится раньше – ближе к краю.

Но даже если речь идет не о продуктах питания, контроль за сроком годности помогает сэкономить в буквальном смысле миллионы, и сейчас речь не о рублях. Например, в компании-поставщике электротехнического оборудования, где сроки годности составляют 5-10 лет, на момент запуска системы WMS проведение инвентаризации выявило неликвидного товара с истекшим сроком годности на общую сумму $2 млн при размере склада 2,5 тыс. кв. м. Если уж тут возможны такие потери, что говорить о скоропортящихся позициях, каковыми являются продукты питания.

Когда объем имеет значение

При повышении объемов товаропотока на складе, увеличения площади, роста числа сотрудников все, что было сказано о сравнении ситуации с использованием WMS и без него становится только более критичным. Растет количество товаров, ассортимент – и на всех упомянутых этапах еще сильнее увеличивается трудоемкость процессов, требования к числу персонала – а значит и роль WMS в решении этих вопросов, как и выгоды от ее использования.

А что с ценой для потребителя?

Проблема некоторого увеличения цены для конечного потребителя действительно существует, и она заключается не только в тех деньгах, которые «Честный знак» просит за каждый код, а также в том, что обязательная маркировка меняет процессы таким образом, что они будут более трудозатратными без автоматизации. Системы WMS помогают частично решить этот вопрос. Кроме того, нужно признать: внедрение «Честного знака» видится необходимостью, ведь на чаше весов уменьшение просрочки на прилавках и забота о здоровье потребителя. Одновременно введение маркировки убирает с рынка недобросовестных игроков, которые могли до этого продавать просроченную продукцию или товары с недостаточным сроком годности.

Топ-5 рекомендаций при выборе WMS с учетом маркировки «Честный знак»:

Сегодня разработчики предлагают достаточно широкий спектр WMS-решений. При выборе системы для склада с учетом использования системы маркировки «Честный знак» стоит убедиться, что WMS обеспечивает:

- автоматическую передачу данных в систему «Честный знак», а также «Меркурий» и ЕГАИС;

- работу с мобильными устройствами, чтоб сотрудники склада могли пользоваться носимыми терминалами;

- соблюдение и контроль принципа FEFO, размещение товара в ячейках согласно длительности сроков годности;

- автоматический контроль за сроком годности товара на всех этапах;

- контроль соответствия QR‑кода «Честного знака» на всех этапах жизненного цикла товара на складе.

Иван Денисов,

генеральный директор компании GTLogistics

 

Опубликовано 03.01.2023

Похожие статьи