Как строительной компании найти надежного партнера по цифровой трансформации (чек-лист)

Логотип компании
Как строительной компании найти надежного партнера по цифровой трансформации (чек-лист)

Изображение: ShutterstockAI

Как убедиться в том, что подрядчик понимает запрос компании и способен сделать так, чтобы новые ИТ-инструменты быстро “прижились” в корпоративной среде, а совещания начинались с включения дашборда и обсуждения метрик в режиме онлайн?

Цифровизация — один из главных трендов строительной отрасли в 2024 году. По данным исследования НИУ МГСУ, 62% предприятий строительной отрасли целенаправленно занимаются цифровизацией процессов. За спросом всегда следует предложение, и недостатка в ИТ-продуктах для цифровизации на рынке нет. Однако найти среди них эффективные не легко. У строителей свои конкретные задачи: сокращение сроков строительства, экономия ресурсов, структуризация информации, высвобождающая время на принятие решений. Далеко не всегда ИТ-подрядчик понимает эти задачи: заказчики нередко сталкиваются с формальным подходом к реализации ИТ-проектов, нежеланием работать в условиях равного диалога, с неумением подрядчика ставить измеримые цели внедрения ИТ-продуктов. Как же убедиться в том, что подрядчик понимает запрос компании и способен сделать так, чтобы новые ИТ-инструменты быстро “прижились” в корпоративной среде, а совещания начинались с включения дашборда и обсуждения метрик в режиме онлайн?

О том, как выбрать надежного партнера по цифровой трансформации, рассказывает Кирилл Поляков, сооснователь цифровой платформы Pragmacore.

Первым шагом может стать цифровизация самых простых и понятных компании процессов. Составьте план с приоритетами: какие именно направления в деятельности компании нужно оцифровать в первую очередь и в какой последовательности.

Например: вы уже работаете с определенным видом отчетности. Попробуйте оцифровать свои отчеты, обратившись сразу к нескольким поставщикам ИТ-платформ в порядке эксперимента. Оцените их с точки зрения оперативности работы, опыта, легкости взаимодействия с ними и качества результата. Главное — не тратьте слишком много времени на подготовку, начинайте с простых и понятных шагов, тестов и пилотов. Усложнить всегда успеете.

Многим знакома ситуация, когда в компанию приезжают ИТ-специалисты и начинают разговаривать с клиентом на своем сленге, создавая видимость профессионализма и рассыпая термины: бэклог, роудмеп, спринт... Ищите тех, кто понимает и знает, как работает строительная отрасль “на земле”. Цифровой партнер для строительной организации должен быть знаком со спецификой строительного рынка. Если команда айтишников не работала в стройке — им сложно понимать задачу и то, что в результате хочет видеть заказчик на экране. Как правило, реализованные вместе с таким ИТ-партнером решения оказываются слишком долгими на этапе пилота и не дают результата. Не должно возникать ситуации, когда заказчик вынужден подстраиваться под специфику работы подрядчика. Напротив, задача цифрового “проводника” компании — обеспечить плавное внедрение новой ИТ-платформы, чтобы не нарушать уже организованные процессы.

Затем нужно приступить к постановке целей и прогнозированию результатов — совместно с поставщиком новых цифровых решений. Партнер по цифровизации для строительной компании должен ставить реальные цели, достижение которых можно измерить. Важно определить все возможные результаты, которые прямо или косвенно могут влиять на доходность компании и отдельных ее проектов.

Например, по нашему опыту работы с клиентами из строительной отрасли (по результатам более чем 100 реализованных проектов), внедрение цифровой платформы для управления инвестиционно-строительными проектами повышает эффективность бизнеса и позволяет сэкономить 7-8% затрат. Если конкретизировать, то ИТ-платформа дает такие преимущества:

  • сокращение простоев от 5 до 10%;
  • сокращение неликвидов с 5 до 1,2%;
  • сокращение количества офлайн-совещаний до 60% за счет перевода информации в онлайн и ее структуризации%
  • снижение ставки кредитной линии, лизинга или иного вида финансирования.

Важно уже “на берегу” определить ключевые метрики целей проекта по цифровой трансформации и в целом способности новой ИТ-системы: например, если она сможет указать на риски, то это уже будет результатом, измеримым в деньгах.

Оцените степень вовлеченности цифрового партнера. Подрядчик должен быть готов не только оказывать техподдержку в режиме “вопрос-ответ”, но и быть проактивным. Например, вовремя подсказывать, как нужно скорректировать отчетность, чтобы она интегрировалась в систему и отображалась в ней без ошибок. Если партнер по цифровизации нацелен прежде всего на сокращение собственных расходов и ограничивается в общении с клиентом ответами на вопросы, велика вероятность провального пилота.

Стремитесь к партнерской модели, и выбирайте тех, кто разделяет ваши ценности и цели. Эффективные проекты цифровой трансформации возможны только в случае, когда отношения с заказчиком выстраиваются в рамках партнерской модели. Подрядчик в этом случае не “продает” ИТ-решение, помогая его внедрить, а оказывает фактически услуги инжиниринга, вникая во внутренние процессы компании.

При этом старайтесь избегать сотрудничества с подрядчиками, которые настойчиво предлагают не только услуги по цифровизации, но и платный консалтинг. Как партнер, поставщик цифровых решений априори оказывает консалтинговую поддержку своему клиенту, и не обязательно при этом включать в прайс дополнительные услуги консалтинга. Кроме того, анализ и консалтинг партнера, недостаточно вовлеченного в бизнес-процессы и не мотивированного, скорее всего, окажется однобоким и неполноценным.

От открытого честного партнерства обычно выигрывают обе стороны. Инжиниринг включает обучение, поддержку, консалтинг, анализ данных и аудит. Наконец, партнер по цифровизации не “бросает” клиента и после основного этапа внедрения платформы. Он “ведет” компанию до того момента, когда платформа или другой цифровой инструмент полностью “приживается” в корпоративной среде. Условно говоря: именно на ИТ-платформу сотрудники компании-клиента заходят в первую очередь, приходя на работу. В результате внедрения нового инструмента должно происходить упрощение работы, а не усложнение.

Оцените подрядчика с точки зрения его опыта на рынке: чем он больше, тем выше шансы, что ИТ-партнер строит долгосрочные планы на работу на рынке, а значит, для него важен каждый проект. Хотя бы из-за необходимости сохранять репутацию. Убедитесь, что продукты поставщика ИТ-решения включены в Реестр российского программного обеспечения, а сама компания имеет репутацию в технологическом мире. Желательно, чтобы у нее был статус резидента Сколково, а еще лучше — статус малой технологической компании. Такие участники рынка надежны, устойчивы экономически, востребованы рынком и настроены на развитие.

Подведем итог: при поиске подрядчика на важные проекты цифровизации или цифровой трансформации, ищите партнера — не просто консалтера, не просто вендора, не просто разработчика ИТ-решений. При выборе обращайте внимание на опыт работы ИТ-подрядчика — желательно, чтобы он уже реализовал ряд проектов именно в строительной сфере, ведь специфику рынка никто не отменял. Изучите его портфолио и убедитесь в том, что подрядчик умеет ставить измеримые цели, потому что ИТ ради ИТ — не то, к чему нужно стремиться. Главная цель — более быстрая и менее затратная реализация строительных проектов. Но не “раскачивайтесь” слишком долго. Начните с простого теста — оцифровки имеющихся отчетов, а дальше все станет очевидно.

Опубликовано 04.06.2024

Похожие статьи