Лицом к гражданину

Логотип компании
Лицом к гражданину
Мы создали единую корпоративную сеть, связавшую не только органы власти, но и все администрации муниципальных образований
Название «Нижний Новгород» часто мелькает в высших строках рейтингов по внедрению электронного правительства. Однако Сергей Кучин, министр информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области, не почивает на лаврах, поскольку считает, что рейтинги — вещь достаточно условная. Перед региональными властями стоит множество задач в области ИТ, и далеко не всё удается решить сразу. Тем не менее нижегородскими государственными айтишниками реализован ряд интересных проектов, как самостоятельно, так и в сотрудничестве с бизнесом. Кроме того, ведется активная работа по поддержке муниципальной информатизации. Мы задали Сергею Кучину несколько вопросов. 

Согласно рейтингам, уровень внедрения электронного правительства в вашем регионе достаточно высокий. Как удалось этого добиться и каким образом вы сохраняете такие позиции?

Начнем с того, что все рейтинги относительно условны и всегда были такими. Всё зависит от того, кто и как измеряет. Действительно, по оценке ряда экспертов и рейтингов, проводимых независимыми профессиональными изданиями, например рейтинга журнала «Госменеджмент» мы занимали достаточно высокие позиции в рейтинге регионов по внедрению электронного правительства. В первую очередь оценивалась работа по оказанию услуг в электронном виде посредством регионального портала госуслуг. В этой номинации мы три года возглавляли список, а иногда менялись местами с Москвой или Санкт-Петербургом. В текущем году данный рейтинг не проводился. Есть и другие рейтинги, ведомственные. Их составляют Минкомсвязи, Минэкономразвития. Кроме того, нас периодически «измеряет» аппарат полпреда Президента России в ПФО. В одних рейтингах мы находимся в середине списка, как твердые «хорошисты», в других — на верхних строчках. Очень редко мы опускаемся ниже середины списка, но и такое случается. 

Наши высокие позиции в рейтинге связаны с тем, что в свое время был неплохой задел, который касался, в частности, портала госуслуг и региональной системы, ставшей неким прообразом нынешнего межведомственного электронного взаимодействия. Аналогичная технология появилась в Нижегородской области до того, как все начали говорить о СМЭВ. На региональном уровне мы создали инструмент под названием «Мастер электронных форм и запросов», позволяющий всем участникам электронного обмена документами создать необходимые формы, через которые можно запросить информацию в других ведомствах и получить ее в рабочем режиме. Это некая надстройка между вчерашней СЭД и сегодняшней СМЭВ.

 Когда появилась идея перевести государственные услуги в электронный вид и возник Нижегородский портал госуслуг, мы сами стали его сопровождать и делаем это по сей день. Портал постоянно наполняется, мы стараемся с ним работать как в части контента и технического наполнения, так и в вопросах эргономики и юзабилити. Словом, стремимся делать так, чтобы он стал хорошим и эффективным рабочим инструментом. Когда его оценивают люди со стороны, они делают вывод, что на сегодняшний день это один из лучших региональных порталов государственных и муниципальных услуг. Вот на таком фоне мы и выглядим несколько лучше других регионов. Кроме того, Нижний Новгород и Нижегородская область очень часто называют ИТ-регионом, что тоже добавляет плюсов к нашему имиджу. Все знают, что у нас очень хорошо развита ИТ-промышленность. У нас работает компания Intel, целый ряд крупных российских системных интеграторов. Можно вспомнить и структуры ВПК в Сарове, и все, что с ними связано. Третье, что нам помогает сохранять лидерство, — ежегодный ИТ-форум, который мы проводим в Нижнем Новгороде в апреле. Он собирает неплохое представительство участников как на региональном, так и на федеральном уровне. Я могу сказать, что это сегодня один из ключевых региональных ИТ-форумов федерального масштаба и значения. А в остальном у нас те же задачи, что и у всех — СМЭВ, УЭК, электронный документооборот, защита информации.

Какие наиболее интересные ИТ-проекты были реализованы вашим ведомством за последний год?

Чем-то глобальным мы похвастаться не можем, поскольку последние годы были очень тяжелыми с точки зрения бюджета. Приходилось расставлять приоритеты и жить в режиме сохранения инфраструктуры. Я могу вспомнить известный по всей России проект «Электронный гражданин», в рамках которого мы создали 60-ти серийный обучающий фильм, сегодня доступный в Интернете. Из него родился другой проект — «Понятный Интернет», предназначенный для людей старшего поколения и социально незащищенных категорий и рекомендованный комиссией при Президенте РФ по делам ветеранов для использования его по всей территории нашей страны. 

Истоки проекта «Электронный гражданин» относятся к 2007–2008 годам, когда для России была адаптирована международная программа ECDL по обучению граждан компьютерной грамотности. Группы людей старшего поколения обучались силами сотрудников министерства, потом стали привлекать школы и вузы. В 2011–2012 годах проект получил новый толчок в развитии, появились новые учебные пособия. Спрос на курсы значительно превысил предложения, и в рамках проекта мы начали сотрудничать с министерством социальной политики региона, используя его инфраструктуру. Затем проект трансформировался, и на его базе возник сокращенный вариант — «Понятный Интернет». Если «Электронный гражданин» представляет собой 40-часовой курс, по окончании которого человек может достаточно уверенно работать на компьютере, то «Понятный Интернет» дает базовые знания о том, что такое онлайн-ресурсы. Данный курс организован в партнерстве с компанией Google и в качестве примера приводит ее сервисы. В то же время и «Электронный гражданин» продолжает развиваться. В 2012–2013 годы мы активно привлекали к участию в нем вузы, подписали ряд соглашений с учебными заведениями. На их базе для пенсионеров сформированы учебные группы, многие из них функционируют и по сей день. Также было решено создать видеокурс, в работе над ним участвовали специалисты ECDL и региональных ведомств. Курс включает 60 серий по 25 минут, в которых педагог с ученицей, женщиной средних лет, проходят все, начиная от азов и заканчивая достаточно специализированными вещами, в том числе обучением пользованию государственными ресурсами и порталами. Этот курс — один из наиболее интересных проектов, реализованных нашим министерством. Он очень популярен и присутствует в социальных сетях, а кроме того, выпущен на DVD-дисках, которые доступны в библиотеках региона.

Кстати, пожилые люди очень быстро подхватывают знания компьютерных технологий, а мотивация у них зачастую намного выше, чем у молодежи. Это подтверждает и тот факт, что спрос на наш курс остается весьма высоким. 

Хотелось бы вспомнить ряд небольших и недорогих проектов, реализованных в рамках нашего портала госуслуг совместно с коллегами из других ведомств. Это либо информационные сервисы, либо сервисы, не имеющие отношения к оказанию услуг, но способные облегчить их получение. К ним можно отнести обращения в жилищно-коммунальные структуры, сервис по выяснению размера своего социального пособия, кстати, уникальный для России, поскольку он есть только в Нижнем Новгороде. С помощью данной услуги любой гражданин может узнать, положены ли ему какие-то пособия или льготы от государства. Нужно лишь указать фамилию, имя отчество, паспортные данные и номер СНИЛС. Ведь есть люди, даже не знающие о том, что они могут претендовать на какую-то государственную поддержку. 
Лицом к гражданину. Рис. 1

Используются ли облачные информационные системы в госструктурах Нижегородской области?

Разумеется. Я не буду говорить о применении облачных сервисов в частном порядке, поскольку это давно стало привычным для всех. Если же говорить о госсекторе, то мы, прежде всего, имеем в виду единую инфраструктуру, позволяющую всем работать на одной платформе, а не изобретать каждому что-то свое. Естественно, у нас есть региональный ЦОД, предоставляющий виртуализированные облачные ресурсы для других ведомств. К примеру, у нашего министерства существует несколько решений, требующих значительного объема вычислительных ресурсов — причем это не какие-то локальные решения, они используются на всей территории региона. К ним относятся система занятости населения, электронная жилищная инспекция, электронный документооборот, а также упомянутый мной «Мастер электронных форм-запросов». Все они работают в облаке. 

Муниципальная информатизация, как правило, отстает от региональной. Прослеживается ли такая тенденция в вашем регионе?

Я не соглашусь с этим утверждением. Очень часто самые передовые решения появляются именно на уровне муниципалитетов. Чаще всего, конечно, это крупные города. Прикладные системы инициируются обычно на местах. Нередко это связано с задачами по управлению различными системами жизнеобеспечения — транспортом, ЖКХ, здравоохранением и т. д. Да, муниципалитеты разные и возможности у них тоже разные. Во многих вещах без региональной поддержки им не обойтись, тем более если речь идет о реализации решений, принятых на верхнем уровне, — таких как межведомственное электронное взаимодействие, МФЦ и другие. Здесь меры поддержки должны быть административными и финансовыми. Третья мера поддержки — создание неких типовых продуктов, которые впоследствии бесплатно передаются муниципалитетам. Естественно, мы практикуем и то, и другое, и третье. В качестве примера типового решения, выполненного на региональном уровне, могу вспомнить конструктор сайтов муниципальных образований. Сегодня более половины муниципальных образований Нижегородской области сделали свои сайты с его помощью. Многие даже используют наши региональные ресурсы для хостинга. 

Мы создали единую корпоративную сеть, связавшую не только органы власти, но и все администрации муниципальных образований, которые, подключаясь к нашим ресурсам, экономят на каналах связи. Также в муниципалитетах бесплатно внедряется АИС МФЦ. Что касается финансирования муниципальной информатизации, региональные власти не занимаются напрямую этим вопросом. Есть финансовая поддержка, направленная на конкретные проекты. К примеру, наше министерство распределяет ресурсы на создание МФЦ. В прошлом году мы в режиме конкурса предоставили средства ряду муниципалитетов, и в нынешнем году тоже объявлен конкурс, и сейчас нами обрабатываются заявки, поступившие от муниципалитетов. Если они удовлетворят нашим требованиям, то получат конкретные деньги из регионального бюджета на строительство и оборудование МФЦ. Еще одно направление работы с муниципалитетами — координация их деятельности. Мы создали орган под названием «ИТ-муниципал», объединивший ИТ-специалистов всех муниципальных образований. Этот орган собирается как очно, так и в онлайне, для чего предназначены определенные площадки, где специалисты общаются между собой и получают консультации в ежедневном режиме. На таких площадках публикуются сотни сообщений в день. Это действительно живая профессиональная среда. Также мы организуем обучение муниципальных сотрудников и по продуктам, которые внедряем сами, и тому, что необходимо муниципалитетам, в частности ведем курсы в области информационной безопасности. 

Насколько широко используется в региональных ИТ-проектах частно-государственное партнерство?

В Нижегородской области были попытки привлечения бизнеса по конкретным ИТ проектам, и мы получили как положительные, так и отрицательные результаты. Что касается положительных, могу вспомнить проект «Безопасный город», где в формате частно-государственного партнерства компания «Ростелеком» инвестировала достаточно большие ресурсы, оборудовала инфраструктуру, установила камеры наблюдения, а затем передала это все правительству Нижегородской области. Таким образом, правительство, не вкладывая больших средств, получает сейчас в бюджет средства от штрафов, за счет которых и оплачивает услуги Ростелекома, компенсирует затраты оператора по данному проекту. Сегодня в работе есть похожие проекты по применению навигационной системы ГЛОНАСС, но пока я не буду раскрывать его детали. Один из проектов в области частно-государственного партнерства у нас не пошел, хотя мы рассчитывали, что бизнес проявит к нему интерес. Он был связан с установкой терминалов доступа к порталу госуслуг. Мы получили поддержку по данному проекту на уровне губернатора, включили зеленый свет на административном уровне. Нужно было обеспечить присутствие хотя бы в крупных населенных пунктах, установить терминалы в МФЦ. Мероприятие это затратное, поскольку масштабы большие. Мы предлагали льготные условия организациям, которые занимаются такими решениями. Нашим пожеланием было, чтобы помимо коммерческих услуг, эти терминалы обеспечивали бы доступ граждан и государственным услугам. В течение полутора лет мы пытались развернуть проект, но поняли, что у бизнеса пока нет коммерческого интереса к подобного рода инициативам. Ведь эти терминалы остаются прибыльными, только если они устанавливаются в местах массового скопления граждан, скажем, в крупных торговых центрах. 

И последний вопрос. О каких планах по региональной информатизации вы хотели бы рассказать?

К сожалению, планы мы вынуждены строить исходя из возможностей, очень скромных возможностей. Сегодня мы ориентируемся на решение крупных задач федерального уровня, таких как продолжение перевода госуслуг в электронный вид, реализация ГЛОНАСС, работы по поддержке УЭК либо, если изменится законодательство, то «Электронного паспорта». Помимо этого, мы будем заниматься сопровождением, доработкой и настройкой имеющихся информационных систем. Если говорить о желаниях, то, конечно, хотелось бы создать ситуационный центр с аналитическим ПО, со специалистами, с возможностью ВКС-связи с каждым муниципалитетом и органом власти. Есть намерение реализовать ряд проектов с геоинформационными системами. Но здесь нужны большие ресурсы. 

Мы планируем создать центр, который объединил бы ряд текущих и будущих проектов по управлению территорией. Все службы предполагается разместить в одном центре и создать соответствующую инфраструктуру. Это проекты ГЛОНАСС, «112», «Безопасный город», ситуационный центр, а также все, что касается геоинформационных систем. Уже от них будут исходить прикладные проекты, имеющие отношение к сельскому хозяйству, экологии, управлению дорогами, транспортом и т. д. Надеюсь, что к 2017 году мы придем к решению отраслевых задач, стоящих за рамками федеральных инициатив. И разумеется, нельзя забывать о подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года, который будет проходить и в Нижнем Новгороде. 

Опубликовано 28.06.2014

Похожие статьи