Антон Шмаков: Импортозамещение, развитие продуктовой экосистемы – основа стратегии «Группы Астра»

Логотип компании
Акцент на экосистеме собственных продуктов, грамотное развитие региональных рынков, партнерские отношения с заказчиками, поддержка сообщества разработчиков, плодотворная M&A-политика – обо всем, что позволило закончить год с максимальным успехом и с оптимизмом смотреть в будущее, рассказал технический директор «Группы Астра» Антон Шмаков в интервью журналу IT News.

2023 год «Группа Астра» закончила с рекордной выручкой в 9,5 млрд рублей, что на 77% больше показателя предыдущего года. Объем отгрузок «Группы Астра» за 2023 год также достиг рекорда – 11,2 млрд рублей. Благодаря чему компании удалось добиться таких высоких финансовых показателей?

В 2023 году мы сохранили фокус на усилении продуктовой экосистемы, развитии партнерств и расширении клиентской базы «Группы». Число клиентов достигло 22,5 тысячи компаний. А количество совместимых с экосистемой группы решений по программе технологического партнерства Ready for Astra преодолело отметку в 2,5 тыс. единиц, увеличившись более чем на 45%. По этому показателю компания является лидером на рынке. В результате мы продемонстрировали впечатляющий рост выручки на 77% при поддержании высокого уровня рентабельности и укрепили лидерские позиции в сегменте операционных систем. Это не просто цифры, это кропотливая работа каждого подразделения, каждого сотрудника компании. Мы производим качественный и конкурентный софт, подходим к вопросу развития наших ИТ-решений и сервисов комплексно. Прежде чем предложить заказчику тот или иной продукт, сначала испытываем его на себе. Кроме того, мы постоянно проводим работы по формированию дорожных карт по импортозамещению и их реализации. Среди самых популярных проектных направлений в 2023 году могу отметить замену стека Microsoft, СУБД, создание систем виртуализации и частных облаков на базе наших технологий. Большинство компаний испытывают необходимость в современных ИТ-решениях для обеспечения своих потребностей, среди которых переход инфраструктур на отечественное ПО, сокращение сроков для достижения результатов и снижение рисков. И мы, «Группа Астра», готовы им помогать.

Как развивалась экосистема продуктов компании в 2023 году? Как она выглядит сегодня и какие продукты объединяет? Какие сделки слияния и поглощения позволили «Группе Астра» пополнить свою экосистему новыми решениями и какие направления для ее дальнейшего развития вы считаете наиболее перспективными?

Главное, что важно и нужно отметить, — мы выросли. Сегодня в нашем портфеле более 20 собственных продуктов и решений, которые закрывают пул ключевых требований формирования ИТ-инфраструктуры заказчиков. «Группа Астра» в 2023 году заключила две M&A-сделки: приобрела 70,2%-ную долю в Knomary – одном из лидеров Learning and Development market, а также 51%-ную долю в платформе для разработки GitFlic. Для нас M&A — не только слияние и поглощение компаний. Это в первую очередь поддержка сообщества разработчиков в разных отраслях. Мы хотим предоставить ИТ-сообществу инструменты и технологии для создания лучших отечественных решений, сделать разработку продуктов безопасной, эффективной, а главное – лишенной каких-либо технологических рисков. И это важное для нас направление, которое мы продолжим развивать. Если мы говорим про планы компании на 2024 год, то отмечу, что в фокусе – укрепление своей ДНК в части инфобезопасности, продолжение внедрения технологии искусственного интеллекта и машинного обучения в продукты компании для решения практических задач в разных сценариях.

Как развивается направление по разработке инфраструктурного ПО для импортозамещения продуктов Microsoft, IBM, Citrix? Что можно назвать успешным? Какие проблемы компании пришлось решать на этом пути? Какие сложности у клиентов возникают при переходе на отечественные решения?

За 2023 год отношение клиентов к российским ИТ-продуктам изменилось кардинально. Еще год-полтора назад некоторые компании не спешили со стартом программ импортозамещения, поиском аналогов на российском рынке и предпочитали переждать – на случай, если зарубежные поставщики вернутся. Сейчас мы видим совершенно иную картину. Заказчики стали все чаще делать выбор в пользу отечественных решений, соответствующих стандартам корпоративного уровня в области безопасности, надежности и производительности. Все мы прекрасно понимаем, что нельзя просто удалить старое и поставить новое – надо в первую очередь проверять совместимость софта со всеми бизнес-системами, которые применяются в компаниях. Российский ИТ-рынок находится на той стадии развития, когда клиент поддерживает каждое начинание по применению отечественных технологий, ставит задачи, контролирует результат. В свою очередь разработчики начали предлагать значительно больше зрелых решений, чем несколько лет назад. Объемы качественного высокотехнологичного производства ИТ-продуктов в РФ растут.

Облачный бизнес был обозначен в качестве одного из стратегических направлений дальнейшего развития «Группы Астра». Помимо IaaS, какие еще облачные модели будут пользоваться спросом на российском рынке и почему?

Облака по своей сути не что иное, как новая форма предоставления ИТ-сервисов. Для развертывания используются по большей части все те же стандартные серверные платформы и решения по виртуализации. Сегодня мы предпочитаем просто получать услугу. Поэтому облако с точки зрения его названия – это прежде всего взгляд на ИТ-инфраструктуру со стороны пользователя, обертка, которая скрывает техническую начинку. Появление стандартов дает возможность использовать облачное связующее ПО, интероперабельность и простоту перехода в cloud-среду. Как следствие, исчезает угроза зависимости компании от конкретного поставщика услуг или технологии. Бизнес может выбирать cloud- платформу и партнера среди разных хостеров. Одним из значимых направлений для «Группы Астра» становится развитие и усиление сотрудничества с ключевыми облачными провайдерами. Цель этого взаимодействия состоит в том, чтобы предоставлять из их облаков ПО и сервисы «Группы». Благодаря такой кооперации у отечественных компаний появляется возможность построения распределенных отказоустойчивых ИТ-инфраструктур на базе единого стека продуктов.

Ваша компания занимает весомую долю на региональном рынке инфраструктурного ПО и в сегменте ОС. Каковы особенности регионального рынка? Как удовлетворить спрос региональных клиентов? В чем ваши ключевые конкурентные преимущества на региональных рынках?

Особенности региональных рынков информационных технологий включают в себя различия в технологической инфраструктуре, уровне цифровизации, наличии локальных законодательных норм и правил, а также специфику бизнес-процессов в конкретном округе. Они могут отличаться от региона к региону, например иметь различные стандарты безопасности данных, требования к хранению информации и техническую интеграцию. Важно учитывать эти различия при планировании и внедрении информационных технологий в этом контексте. Порой это может потребовать даже адаптации продуктов и сервисов под местные стандарты. Мы многие годы занимаемся налаживанием партнерских отношений с региональными заказчиками и интеграторами ИТ-решений, знаем, где и что болит, организовываем встречи с компаниями и госоргнизациями. Очень важно получать информацию из первых рук, быстро реагировать на проблемы наших клиентов, предлагать высококвалифицированную помощь на любой стадии проекта по миграции на ИТ-решения «Группы Астра».

Каковы планы компании по экспансии, в том числе на международных рынках? Рынки каких стран представляются вам наиболее привлекательными? Какие продукты/услуги компания будет продвигать на международных рынках прежде всего? Каких успехов в ближайшие два-три года компания намерена добиться, развивая это направление?

Сейчас «Группа Астра» сфокусирована на создании продуктов для российского ИT-рынка. Но уже в среднесрочной перспективе мы видим для себя возможность развития международных рынков. Этот опыт позволит нам работать над формированием и совершенствованием наших продуктов. Пока в голове держим 2025 год.

Как вы решаете проблему нехватки квалифицированных ИТ-кадров, в том числе разработчиков? Есть ли у вашей компании совместные/партнерские программы с вузами, колледжами?

Информационные технологии – это очень привлекательная отрасль. На высшем уровне делается многое для того, чтобы со всех сторон развить и популяризировать индустрию. Мы работаем с крупнейшими техническими вузами страны, предоставляя молодым ребятам возможность осваивать цифровые компетенции в работе на российских ИТ-решениях. Такой подход, по нашему мнению, способствует развитию кадрового потенциала страны в сфере ИТ, что является главным приоритетом и нашего образовательного проекта. У нас есть целый ряд программ, например «Астра-университет» и «Астра-колледж», направленных на подготовку ИТ-специалистов по программным продуктам «Группы Астра» в организациях высшего и профессионального образования. Данные проекты реализуются через университеты, академии, институты, техникумы и колледжи. Образовательные организации получают от нас полную информационно-техническую и методическую поддержку организации учебного процесса, а педагоги и слушатели могут участвовать в программах поддержки для преподавателей и студентов. Мы открываем на базе вузов «Астра-лаборатории». Есть проект «Астра-стипендия», в рамках которого за успехи в области ИТ-разработки на базе наших продуктов студенты и учащиеся колледжей смогут получать финансовое вознаграждение. Победители этой программы принимаются на стажировку в компанию и далее в штат компании.

IPO «Группы Астра» эксперты называют одним из самых успешных за последние годы. Какую работу пришлось провести в рамках подготовки к IPO? Как изменилась структура компании? Сколько сотрудников стали акционерами компании? Каковы итоги IPO на данный момент?

Выход компании на IPO дал дополнительные возможности для реализации дальнейших успешных M&A-приобретений – нашей стратегии, которая была сформирована еще в 2018 году. Для нас сейчас одним из важнейших направлений является поддержка сообщества разработчиков в разных отраслях. Мы хотим дать рынку инструменты для создания лучших отечественных решений, сделать разработку продуктов безопасной, эффективной, а главное – лишенной каких-либо технологических рисков. Мы работаем над комплексной платформой для разработчиков на базе GitFlic – это будет многофункциональная среда с комбинацией ИТ-инструментов. Развивать ее мы планируем как за счет собственных сил, так и с помощью новых приобретений комплементарных продуктов и сервисов. В начале апреля 2023 года «Группа Астра» вошла в капитал облачного провайдера со специализацией на предоставлении облаков с обслуживанием Rysonix, что позволит нашим клиентам из сектора SMB получать доступ к продуктам и услугам облачных сервисов. Это предложение является актуальным, поскольку перевод ИТ-инфраструктуры на отечественные решения можно реализовать быстро и с минимальными рисками при наличии квалифицированных специалистов. Такие профессионалы недоступны для многих средних компаний, однако теперь они смогут получать поддержку опытных экспертов. Сейчас ИТ-отрасли необходимы единые подходы, мы должны вести разработку в единой системе координат, а для этого необходимо дать рынку все соответствующие инструменты и сервисы.

Читайте также
Правила формирования промптов немного отличаются от одной нейросети к другой, в том числе в зависимости от их специализации, например на определенных типах контента, однако имеют множество общих черт. О них и поговорим сегодня, приблизившись на пару шагов к идеальному промпту

Опубликовано 26.04.2024

Похожие статьи