Елена Новикова: «"Экономике данных" нужны инструменты для анализа данных»
Российский рынок бизнес-аналитики продолжает расти, причем как в корпоративном сегменте, так и среди государственных заказчиков. Компания «Полимедиа» известна большим количеством проектов, реализованных в различных региональных и федеральных ведомствах. Расскажите, чем объясняется растущий интерес к аналитическим решениям?
Действительно, уже на протяжении нескольких лет мы видим стабильный рост интереса к средствам бизнес-анализа, которые внедряются как для подготовки аналитической отчетности, так и для решения стратегических задач управления, связанных с увеличением объемов информации и повышением требований к скорости реакций на изменения. Сегодня все без исключения структуры — и частные, и государственные, движутся в сторону дальнейшего изменения бизнес-процессов и цифровой трансформации. Но решить эту задачу без простых в использовании и надежных BI-инструментов невозможно. Реализация национального проекта «Экономика данных» предполагает переход органов государственной власти на принципиально иной уровень работы, основанный на непрерывном анализе актуальных данных. А это значит, что организациям требуются качественно новые инструменты для принятия решений. Все поступающие потоки информации нужно собирать, очищать, хранить и анализировать с визуализацией результатов. Чтобы решить эту задачу на практике, необходимо выбрать действительно надежные и производительные инструменты, а также опираться на проверенные практики и опыт решения подобных задач. Мы в группе «Полимедиа» реализовали сотни проектов для федеральных и региональных органов власти. Координационный центр Министерства здравоохранения РФ, Министерства строительства РФ, Минпромторга РФ, а также десятки центров управления, среди которых Москва, Московская, Тульская, Оренбургская, Белгородская, Сахалинская, Ростовская, Саратовская и другие области, принимают решения на основе аналитических дашбордов, сформированных на базе платформы Visiology. Также были внедрены и разработаны аналитические инструменты для мониторинга принятия решений в отдельных областях, таких как нефтегазовая отрасль, электроэнергетика, производство, транспорт и других.
С какими сложностями чаще всего сталкиваются крупные организации при запуске цифровой трансформации и как с этим помогают справиться практики BI?
Внедрение аналитической платформы и решений на ее основе — необходимый компонент цифровой трансформации, если хотите, ее последняя миля. Это вершина айсберга, которая прекрасно видна «над поверхностью воды» и позволяет наглядно показать те изменения, которые произошли и происходят в организации в результате цифровой трансформации. Но нужно понимать, что средства визуализации предполагают и большую работу по сбору, очистке и анализу данных, позволяющую организации повысить свою эффективность. Цифровую трансформацию можно считать состоявшейся только тогда, когда все бизнес-процессы сопровождаются анализом и визуализацией ключевых показателей. Такой подход ведет к изменению цифровой культуры всей организации. Нам в своей практике неоднократно приходилось участвовать не только в проектах внедрения, но и сопровождать процессы изменения культуры отношения к данным. Интересно, что именно правильно внедренная BI-платформа, способная наглядно показывать изменение любых показателей, отслеживать результаты практически в реальном времени, сама по себе является серьезным изменением управленческой культуры. Если раньше в организации совещания проходили с использованием презентаций Power Point, то сегодня многие управленцы открывают информационную систему и работают на каждом совещании с актуальными данными, используют интерактивные дашборды. Когда такую практику используют руководители, она довольно быстро становится стандартом для всех уровней принятия решений.
Во многих организациях есть свой штат ИТ-специалистов с достаточно обширными компетенциями. Часто ли вы сталкиваетесь с заказчиками, которые выбирают между самостоятельной разработкой и готовыми платформенными решениями?
На первом этапе такая дилемма стоит перед многими организациями. Однако по мере первичного анализа стоимости и сложности решения задач, развития системы, возможностей доступа к BI не только для профессиональных аналитиков, все чаще заказчики склоняются к готовому платформенному решению. Дело в том, что в каждом проекте стоит задача найти оптимальное соотношение эффективности решения и его стоимости. Если взять открытый программный продукт или начать разработку с нуля, возникает множество дополнительных задач, таких как организация и оптимизация хранилища данных, формирование витрин данных и так далее. Немало ресурсов требует и поддержка продукта. Особенно сложно продолжить работу с системой, создатели которой уволились из компании — сопровождать подобные программные системы оказывается очень дорого, а иногда невозможно. Готовые корпоративные продукты, такие как Visiology, позволяют переложить большую часть этих задач на разработчика и быстрее получить те результаты, на которые рассчитывают руководители. Помимо сервисов вендора, представленных в Visiology на высоком уровне, существует поддержка со стороны системного интегратора. Также многие вопросы можно решить, обратившись за помощью в сообщество экспертов Visiology в Telegram, которое уже сейчас насчитывает порядка двух тысяч человек.
Чем еще Visiology отличается от других аналитических решений, доступных на российском рынке?
Новая практика принятия решений на основе данных подразумевает наличие инструмента, который предоставляет доступ к информации тогда, когда нужно, в удобном формате и без лишних сложностей. И разумеется, не каждый программный продукт позволяет достичь таких результатов. Нередко мы сталкиваемся с аналитическими платформами, которые выглядят «красиво», стоят «дорого», но при этом не являются инструментом руководителя — работать с ними могут только ИТ-специалисты и разработчики с большим опытом и знаниями в программировании. Выбор в пользу Visiology делается именно потому, что инструментарий платформы позволяет аналитикам самостоятельно изучать данные, находить ответы на свои вопросы, решать поставленные руководством задачи в кратчайшие сроки, не отвлекая BI-разработчиков. Эту часть функционала называют самостоятельной работой с данными, и предпочтения в пользу селф-сервиса все чаще становятся неотъемлемым элементом тендерной заявки на внедрение аналитической платформы или решения на ее основе. В Visiology возможности самостоятельной работы реализованы довольно широко. Пользователи могут добавлять новые источники данных, выстраивать связи между таблицами, проводить расчеты и настраивать визуализации. То есть для решения подобных задач привлечение разработчиков не требуется. В нашей практике были случаи, когда после успешного внедрения Visiology и настройки всех процессов нагрузка на ИТ-отдел с точки зрения поддержки аналитической платформы сокращалась в два-три раза. В условиях высокой загрузки ИТ-отдела и дефицита ресурсов отдела разработки, это отличный пример эффективности зрелого решения.
Какие еще тенденции вы можете выделить? Отличаются ли запросы корпоративного сектора и государственных организаций в области внедрения анализа данных?
Все современные тренды в сфере BI направлены либо на повышение эффективности, либо на сокращение издержек. Также в числе вызывающих интерес факторов можно отметить возможность применения искусственного интеллекта для оптимизации работы аналитиков. И эта тенденция себя оправдывает — за первый год работы виртуального ассистента ViTalk GPT была отмечена экономия порядка 20% времени аналитиков, а также снижение порога входа для пользователей продвинутых функций BI-платформы. Благодаря тому что ИИ-ассистент может помочь сформулировать правильный скрипт, получив запрос на естественном языке, даже сложные отчеты можно готовить без знаний и опыта в сфере программирования.
Какие требования предъявляют к BI-платформе современные заказчики из сферы госорганизаций?
Разумеется, чтобы работать в государственных организациях, BI-платформа должна быть внесена в реестр российского ПО и отвечать всем требованиям безопасности, которые предъявляются в каждой конкретной структуре. При этом госзаказчики еще более чувствительны к сложностям поддержки и развития внедряемых решений. Поэтому очень важны вопросы поддержки со стороны вендора и наличия квалифицированных кадров с соответствующим опытом и квалификацией на рынке труда. Не менее важно проверить, насколько доступны материалы для самостоятельного изучения платформы, мастер-классы и руководства. Существенную роль играет наличие развитого сообщества, которое поможет решить текущие задачи, например, если организация пока не получила бюджет на дополнительный сервис вендорской поддержки. Второй вопрос — это быстродействие и масштабируемость. В эпоху цифровой трансформации выбор BI-платформы происходит с учетом длительной перспективы развития. Поэтому заказчики хотят убедиться, что предлагаемое решение будет справляться с большими объемами данных и не станет ограничивающим фактором по мере масштабируемости. Например, в Visiology такой вопрос уже решен, потому что компоненты платформы разворачиваются в контейнерах Docker и не зависят от того оборудования или виртуальной среды, на которой происходит развертывание. В платформу встроено оптимизированное аналитическое хранилище, обеспечивающее высокую производительность на больших объемах данных. Те организации, у которых был опыт работы с западными BI-платформами и которые уже сформировали свою культуру управления и привыкли к гибким возможностям аналитических движков, при переходе хотят получить максимальное функциональное решение. Дело в том, что BI-решения без движка не позволяют производить никакие преобразования «на лету», а значит, ограничивают пользователя в возможностях дополнительного анализа данных. В основе Visiology 3 лежит движок «ДанКо», который снимает эти ограничения и позволяет реализовать подавляющее большинство сценариев, востребованных в современных организациях, в том числе за счет поддержки DAX — наиболее востребованного аналитического синтаксиса во всем мире. Ни одна другая российская платформа не работает с операторами DAX, что делает Visiology очевидным выбором, в частности, для переноса экспертизы с Microsoft Power BI. Наконец, в государственных организациях нередко возникает запрос на возможность централизованного сбора информации через формы ручного ввода. Если BI-платформа поддерживает такой механизм, заказчикам удается уйти от заполнения и пересылки электронных таблиц, которые копят в себе ошибки и не позволяют быстро получить актуальную информацию по сотрудникам. В случае, когда у вас есть десятки филиалов, в которых работают тысячи сотрудников, такие решения, как «Смарт Формс», становятся критически важными.
Как вы считаете, в чем заключаются основные критерии успешного внедрения российской BI-платформы?
Учитывая, что сегодня в России представлены десятки BI-платформ, которые фактически представляют собой попытки монетизировать внутреннюю разработку, очень важно выбрать то решение, которое позволит компании расти и развиваться с аналитической платформой. Поэтому перед началом проекта нужно тщательно проанализировать возможности инструмента, с которым вы будете работать, изучить имеющиеся кейсы и оценить реальные перспективы развития решения. Когда вы определились с платформой, необходимо обеспечить глубокое вовлечение руководителя высшего звена. Однако в последнее время эта задача становится все более решаемой, так как ряд готовых аналитических комплексов и Центров управления, реализованных на базе Visiology, уже привели к эволюции управленческих практик и помогли руководителям министерств, ведомств и регионов принять важные решения, основываясь на данных. Поэтому мы начинаем каждый проект с четкого аудита существующих практик и выстраиваем развитие BI таким образом, чтобы готовое решение могло принести максимум пользы руководству. Дальше идет процесс формирования доверия к BI. Платформа должна стать «единой точкой правды» во всей организации. Когда данные из аналитического инструмента используются повсеместно и ежедневно, происходит формирование цифровой культуры принятия решений. Также очень важно обеспечить привязку аналитической отчетности к бизнес-процессам. Если каждый дашборд делается для решения определенной задачи, значит аналитическая платформа обслуживает реальных людей и помогает им выполнять свои должностные обязанности. Нельзя допускать, чтобы дашборды рисовались не под бизнес-процессы, если вы хотите, чтобы BI приносила пользу и была эффективным решением. Наконец, нужно обеспечить наличие команды специалистов, способных поддерживать и развивать платформу, а также наладить надежный контакт между службой поддержки вендора и собственными специалистами. Благодаря этому информационно-аналитические платформы, а также создаваемые на их основе Центры управления, продолжают развиваться вместе с организацией, становятся все более важной частью цифровой экосистемы работы с данными и действительно выполняют роль «последней мили цифровой трансформации».
Реклама ООО ВИЗИОЛОДЖИ erid: LjN8KQsYC
Опубликовано 31.10.2024