Любовь Стальнова: «Октава ДМ» возрождает российскую электроакустику и задает новое направление в «цифре»

Логотип компании
Любовь Стальнова: «Октава ДМ» возрождает российскую электроакустику и задает новое направление в «цифре»
Производство, которое смогло пережить 90-е, российский бренд микрофонов, горячо любимый U2, Sting, Iron Maiden, Мэрилином Мэнсоном, Radiohead. IT-World посчастливилось познакомиться с генеральным директором R&D-центра «Октава Дизайн и Маркетинг» Любовью Стальновой и задать ей несколько вопросов.

От дефицита собственных цифровых устройств Россия постепенно движется к технологической независимости. Над импортозамещением работают молодые технологические стартапы и бренды с историей. Например, под брендом «Октава» с 1927 года в Туле выпускают известные на весь мир микрофоны, с которыми работали U2, Sting, Iron Maiden, Мэрлин Мэнсон, Radiohead. В 2019 году была определена стратегия диверсификации продуктового портфеля завода «Октава» и создан R&D-центр «Октава Дизайн и Маркетинг», который занимается комплексной разработкой инновационной цифровой продукции.

Как часто делаете апгрейд популярных моделей микрофонов и выпускаете новинки?

Мы выпускаем новые релизы в среднем раз в полгода. Несмотря на то что производство массовое, важной составляющей развития конкретной модели является обратная связь от потребителей. В 2022 году мы запустили важнейшее для отечественного рынка музыкальной аппаратуры направление по производству беспроводных сценических микрофонов. Рынок беспроводной микрофонной техники в среднем растет на 7,8% в год и, по прогнозам, к 2029-му достигнет стоимости в 2 904,13 миллиона долларов. Мы стали первым крупным российским игроком в этом сегменте.

Важным релизом этой осени стал комплект микрофонов для ударной установки с расширенным низкочастотным диапазоном. Это то, чего так ждали поклонники бренда.

Какие изменения произошли на внутреннем и внешнем рынке с введением санкций?

Россия поставляла на мировой рынок около 80% своей микрофонной техники. С вводом санкций российский экспорт в Европу и Америку был ограничен, начались перебои с импортом, кроме того, цены на микрофоны иностранных производителей значительно выросли. Это стало триггером для скорейшего вывода на локальный рынок и рынок СНГ нашей цифровой одноканальной радиосистемы. Расширение линеек позволило уже к концу 2022 года компенсировать потерю экспорта, продажи в России за год выросли в пять раз. В этом году мы существенно нарастили объемы производства, и осенью 2024-го открываем старт продаж новой двухканальной радиосистемы, которая значительно облегчит работу звукорежиссера за микшерным пультом.

Расскажите о других продуктовых линейках и стратегии компании.

Мы сохраняем интерес к сегменту микрофонов, но существенно расширили границы разработок. К концу 2023 года «Октава ДМ» выпустила на рынок четырнадцать высокотехнологичных гражданских изделий по восьми продуктовым группам. Стратегия компании направлена на разработку новой цифровой техники, восстановление утраченных компетенций российской электроакустики в гражданском сегменте и совершенствование технологий. Мы видим свою миссию в развитии отрасли, создании успешного примера импортозамещения и преодолении дизайн-барьера. «Октава ДМ» реализовала социально значимый проект по выпуску цифровых слуховых аппаратов НОТА®, возродив исторические компетенции на базе завода «Октава» Госкорпорации «Ростех». Сегодня R&D-центр «Октава ДМ» выпускает одни из самых мощных аппаратов на рынке. Другими продуктовыми направлениями являются периферийные компьютерные устройства, переговорные устройства и программно-аппаратные комплексы для записи речи.

Любовь Стальнова: «Октава ДМ» возрождает российскую электроакустику и задает новое направление в «цифре». Рис. 1

Любовь Стальнова: «Октава ДМ» возрождает российскую электроакустику и задает новое направление в «цифре». Рис. 2

«Октава ДМ» создала собственную производственную площадку в Туле на базе завода, специализирующегося на выпуске акустических устройств с 1927 года. Статус российского производителя подтвержден Минпромторгом России

Рост продаж за последние два года показал колоссальный результат. В чем секрет коммерчески успешных продуктов?

Действительно, наш успех подтверждают цифры: количество товара, реализованного с января по март 2024 года «Октавой ДМ», более чем в 2 раза превышает объемы продукции в сравнении с предыдущим периодом. Продажи показали положительную динамику с темпом роста 233,8% по отношению к первому кварталу 2022 года. Поступления денежных средств за два года выросли почти в три раза. И основу выручки предприятия составляют именно поступления от продажи новой цифровой продукции. Мы входим в Топ рейтингов наших дистрибьюторов по объемам реализации товарной категории «Микрофонная техника».

Для нас важно понимать рынок и его потребности. Именно для этого нужны партнерские пилотные проекты, когда потребитель использует твою разработку, дает развернутую обратную связь. И на ее основе мы «допиливаем» продукт.

Расскажите об одном из пилотных проектов в результате которого родился тиражный продукт.

В 2022 году «Октава ДМ» разработала смарт-устройство для записи переговоров, хранения и обработки полученных файлов. Новинка была создана для контроля качества обслуживания клиентов в точках розничных продаж одного из мобильных операторов, отслеживания выполнения скриптов и, по сути, заменяет «тайного покупателя». Гаджет стал заменой сразу двух элементов: бумажного бейджа и микрофона-диктофона. На электронное табло выводится имя и должность, также предусмотрена возможность задавать стилистику отображения данных на экране. Но главной функцией является запись и аналитики речи.

Первый патент на промышленный образец устройства с базовой станцией мы получили в декабре 2022 года. Спустя четыре месяца были запатентованы новые разработки в этом сегменте. На рынок сначала вышел аудиобейдж АБ-100, а на основе отзывов партнеров мы очень быстро создали обновленную модель АБ-100М. А в этом году появилась усовершенствованная версия АБ-400 с беспроводной передачей данных, увеличенным временем автономной работы и емкостью памяти 32 Гбайт. Идентификация пользователя происходит по RFID-ключу. Специально созданное ПО позволяет управлять системой через веб-интерфейс. Устройство быстро заряжается и имеет гибкие настройки записи.

Любовь Стальнова: «Октава ДМ» возрождает российскую электроакустику и задает новое направление в «цифре». Рис. 3

Базовая станция АБ-400 служит для зарядки устройства и является мостом его конфигурирования и передачи аудиоданных

Любовь Стальнова: «Октава ДМ» возрождает российскую электроакустику и задает новое направление в «цифре». Рис. 4

Диагональ дисплея аудиобейджа АБ-400 составляет чуть больше 7 см, в корпус вмонтировано два микрофона

Как работает аудиобейдж на практике?

Умное устройство записывает разговор, далее информация попадает на автоматизированное рабочее место, оснащенное специальным программным обеспечением для перевода аудио в текст и поиска заданных ключевых слов. Например, можно искать ненормативную лексику, чтобы выявить и разрешить конфликтную ситуацию, или проверять соответствие речи разработанным скриптам для анализа работы персонала.

Каких результатов от внедрения в бизнес аудиобейджа удалось добиться?

Внедрение аудиоаналитики повысило эффективность продаж. Сотрудники, которые носили бейджи, были более активны в общении с клиентами. Статистика показала: общее время коммуникации с покупателями увеличилось на 30%, а продажи отдельных категорий товара выросли до 47%. А в случае спорных ситуаций администратор магазина или руководитель подразделения мог решить вопрос, просто прослушав аудиозапись или просмотрев ее расшифровку.

Читайте также
IT-World разбирался, почему монолитные корпоративные системы — это бомба замедленного действия и как избежать ошибок при проектировании.

В каких отраслях может применяться «умное» устройство, перспективы развития технологии?

Успешные испытания в кооперации с производителями и пользователями технологий речевой аналитики в России подтвердили эффективность аудиобейджа. В будущем он сможет применяться не только в ретейле, но и в других сферах услуг, где живая коммуникация с клиентами и партнерами является неотъемлемой частью бизнес-процесса. Наша разработка поможет улучшить качество сервиса в самых различных отраслях, таких как гражданские авиа- и автоперевозки, строительство, автосалоны, банки, медицина, туризм, HoReCa. «Октава ДМ» — пионер данного направления в России, и говорить о массовом производстве «умных» бейджей пока рано. Можно предположить, что со временем по аналогии будут изготовлены идентификационные нагрудные знаки госслужащих, социальных служб, отдельные виды удостоверений.

Какие планы у компании на ближайшее будущее?

В ноябре 2023 мы создали технологичный стартап «Октава ДМ-Технологии» на базе «Сколково». Основной задачей которого является импортозамещение в области приоритетных направлений: телекоммуникационное оборудование, теле-, видео-, аудиоаппаратура и средства отображения. Первым проектом предприятия станет разработка нового аудиоприемника радиосистемы «Октава» с более широким диапазоном частот, который может быть использован в студиях звукозаписи или на концертах. Также наши специалисты работают над прикладным программным обеспечением для него, которое будет устанавливаться на смартфон, планшет или компьютер. В октябре 2023 года проект был представлен на Форуме «Микроэлектроника» и успешно прошел экспертизу в Центре разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково». Совсем недавно мы заключили партнерское соглашение с корпорацией «ХайТэк» на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Это второй параллельный проект.

Чем знаково для «Октавы ДМ» сотрудничество с корпорацией «ХайТэк»?

«ХайТэк» в 2016 году открыла направление по разработке экосистемы корпоративных коммуникаций и производству ИКТ-оборудования. Основой сотрудничества станет взаимодействие в области ВКС (видео- и конференц-связи). «Октава ДМ» выступит надежным техническим партнером, а предприятия корпорации «ХайТэк» — разработчиком, провайдером, и интегратором проектов в области коммуникаций. Достигнутые договоренности будут важным этапом в развитии партнерских отношений между двумя инновационными брендами. Заключение стратегического соглашения с АО «Корпорацией ХАЙТЭК» является для нас, с одной стороны, логичным продолжением сложившегося взаимодействия, а с другой — важным шагом для того, чтобы объединить усилия для развития и укрепления технологического суверенитета страны.

Опубликовано 03.10.2024

Похожие статьи