Импортозамещение в облаках: российский рынок после ухода западных провайдеров
Уход с российского рынка западных облачных сервисов, в частности, сентябрьский демарш известных и некогда популярных в РФ облаков BigQuery (Google) и Azure (Microsoft), скорее, наделал больше информационного шума, чем создал сколь-нибудь ощутимые проблемы. Насколько болезненными для российского бизнеса стала потеря ключевых инструментов для работы с данными и аналитики? Как внезапный уход западных облаков повлияло на стратегию ведения бизнеса в ключевых отраслях? Какие сегменты бизнеса пострадали больше всего, и какие системные изменения потребовались для смягчения этих последствий?
Технический партнер мероприятия – AI-платформа SaluteJazz от Сбера - российское решение для видеосвязи с функциями записи и расшифровкой разговоров.
В ходе круглого стола «Импортозамещение в облаках: будущее российского рынка после ухода западных провайдеров» его участники обсудили не только эти животрепещущие вопросы, но темы, касающиеся миграции на отечественные платформы, безопасности, а также перспектив роста рынка.
Узнать о том, что сегодня, на исходе 2024 года, у российских компаний есть какие-то проблемы, созданные недоступностью западных облаков, было удивительно. Хоти мы этого или не хотим, но приходится признать – мир сильно изменился, и таким, как раньше, он уже не будет однозначно. Этим посылом участники круглого стола открыли дискуссию.
Нужно понимать, что обеспечить себе стабильность и безопасность ты можешь только сам. И «первые звоночки» этих изменений для российского бизнеса прозвучали не в феврале 2022 года, а много раньше, еще в 2014 году, когда против российских компаний «коллективный запад» в лице ЕС и США стал вводить санкции пакетами, в массовом порядке. Уже тогда многие сегменты отечественного бизнеса, активно использующие сервисы аналитики и больших данных, стали как минимум задумываться о том, что санкции не смогут не затронуть такой востребованный сегмент, как ИТ, и многие достаточно активно двигались в направлении импортозамещения и технологического суверенитета. А ряд игроков уже тогда стал переходить на отечественные программные решения, в том числе и в облаках.
Часть рыночных игроков все ещё живёт парадигмами прошлого какого-то мира. Очень больно наблюдать, заявил Павел Брагин, руководитель Центра «Вычисление, хранение и кибербезопасность MWS», что ряд компаний, профессионально работающих в таких рыночных сегментах, как промышленность и т.д., только сейчас начали осознавать, что с использованием импортного ПО могут быть сложности.
Переход на российские программные продукты в сегменте Enterprise начался еще в далеком 2014 году. Не сильно торопились менять свою инфраструктуру, дождавшись до последнего, представители сегмента МСБ, для которых процесс миграции достаточно дорог, а также российские представительства иностранных компаний или компании с иностранным капиталом, которым решение об инфраструктуре «спускалось» от головной компании. Спикеры сошлись во мнении, что российские облачные операторы, облачные сервисы не в полной мере были готовы к тому, чтобы полностью удовлетворить потребности клиентов, которые достаточно долго пользовались сервисами и услугами достаточно развитых иностранных облачных решений с определенными преимуществами. Но практика последних лет показала, что услуги и сервисы, которые предлагают отечественные облака, ничуть не хуже, а во многих аспектах и лучше иностранных разработок.
В частности, российскими облачными провайдерами уже закрыты, как минимум, базовые функциональные потребности в каждом классе решений - в виртуализации, в решениях для резервного копирования, в решениях для анализа Big Data. Отечественное решение по резервному копированию часто работает эффективнее, чем решения западные. Но следует учесть, что иностранные конкуренты существуют на рынке очень давно. И, помимо базового функционала, успели разработать функционал для каких-то специфичных пользовательских потребностей, понятные, разработанные специально для них интерфейсы, от которых клиентам очень трудно отказаться, очень удобный для конечного пользователя сервис Cloud native. Все это не может не подкупать конечного заказчика.
Но об этом пока еще мало кто говорит. Бизнес все еще с осторожностью присматривается к отечественным облакам, у потенциальных заказчиков есть сомнения в их способности конкурировать по функционалу и гибкости. К тому же наше отечественное бизнес-сообщество достаточно консервативно, и часть инфраструктуры предпочитает строить в формате инхаус. Как считают спикеры, здесь были бы нелишними обмен опытом, а также определенная просветительская работа, как со стороны облачных провайдеров, так и со стороны государственных структур, а может быть, и практические примеры, которые могли бы дать клиенту возможность самим выбирать, доверять российским решениям.
Основных причин, по которым заказчики очень неохотно проводят импортозамещение, по сути – две: это сложно и это дорого, комментирует Роман Путилов, Product Lead Cloud.ru. Довольно часто отечественное решение дороже, и, помимо этого, могут вырасти ещё и капитальные затраты. Нужно время, чтобы переобучить команды, которые 20 лет работали на одном решении, чему-то новому, иногда кардинально. Отправить на курсы переобучения команду эксплуатации, команду мониторинга, команду безопасности – это немалые затраты. Тем не менее, отечественные облачные платформы находятся сегодня в преимущественном положении. Иностранные провайдеры, работающие по 10-20 лет и занявшие значительные доли глобального рынка, стали менее гибкими, успели «окостенеть», привыкли работать только определённым образом и под это подстраивать все остальные сервисы. При этом российские облачные платформы, которые уже создают экосистемы, гораздо внимательнее следят за трендами и потребностями клиентов, и у них есть возможность взять лучшее не только от западных, но от восточных продуктов.
Взрывной рост
Российский облачный рынок – в лидерах самых быстрорастущих ИТ-сегментов.
За 2022 год рынок облаков вырос на 42%, в 2023 году - на 35-40% в сегментах IaaS и SaaS, и на впечатляющие 100% в сегмент PaaS. По подсчетам iKS, в 2028 году объем российского рынка облачных инфраструктурных сервисов вырастет в 3,8 раза, до 464 млрд рублей.
Цифры роста впечатляющие. Но есть проблема - в общем объеме отечественного облачного рынка доминирует инфраструктура - IaaS - на долю которой приходится 83%, а доля сервисов – SaaS – серьезно отстает. По уровню сервиса и функциональности отечественные облака пока отстают.
В какой мере российский рынок облаков способен удовлетворить запросы бизнеса, могут ли российские провайдеры восполнить пробел ушедших BigQuery и Azure уже сегодня, задались вопросом спикеры. Несомненно, Google - это лидер, который задает все глобальные технологические тренды. Это компания, которая разрабатывает собственное «железо», ведет собственные разработки, создает собственные чипы и так далее. В тройке «облачных» лидеров - Microsoft Azure и Amazon Web Services (AWS). Облаками этих компаний пользовалось большинство заказчиков, не только российских, но и практически все западное бизнес-сообщество. Опыт еще подтвердил известную аксиому – «складывать яйца в одну корзину нельзя». Но мы теперь оперируем совсем другими данными. Отечественный облачный рынок, по мнению участников мероприятия, развит больше, за счет более широкой внутренней конкуренции. Но, безусловно, SaaS-сегмент пока еще не такой зрелый.
Безусловно, BigQuery - очень интересный и удобный инструмент, в котором более 40 различных сервисов для работы с Big Data. И такой продукт, как BigQuery, возможен только в облаке - построить подобное решение in-house, на собственных серверах, физически не смогут даже крупнейшие компании. И российские провайдеры работают над созданием подобного решения. Оно необходимо для развития отечественного Big Tech, для развития ИИ. Такие сервисы будут востребованы на 100%. Запрос на мощности, на вычисления только растет, и к 2027 году, по данным исследований, облачными услугами будет пользоваться практически весь сегмент Enterprise.
Сейчас в России идёт процесс активного становления рынка облачных технологий. В ближайшие года 3 мы станем свидетелями ряда слияний и поглощений, рынок стабилизируется. И, в перспективе, скорее всего, будет наиболее востребована схема, при которой заказчик пользуется услугами сразу нескольких облачных провайдеров, при этом критичные данные обязательно хранит у себя для быстрого восстановления. Российский рынок облачных технологий, считают спикеры, развивается в «нужную сторону».
Главное отличие от глобальной динамики - за очень сжатые сроки ему предстоит пройти период взрывного роста, который на международном рынке растягивался на годы. Но это не так страшно, как может показаться. И тому есть пример - банковский сектор, которому в процессе цифровизации удалось перескочить сразу через несколько технологических поколений. И тот набор цифровых банковских услуг, который доступен клиенту в России, не способна предоставить практически ни одна страна мира, за редким исключением. Самая острая проблема в отечественном облачном сегменте на данный момент - это недостаточность собственной компонентной базы. Но материнские платы успешно производятся в РФ, идет активное
Мигрируем на отечественное
В 2023 году около 70% российских компаний так или иначе использовали облака. Но большинство все еще находится в процессе миграции. А миграция на импортозамещенное решение - это всегда долго, больно и дорого. С этим согласны все спикеры. Часто стоимость миграции превышает стоимость самого продукта. Необходимо переобучение сотрудников, необходимо создание новых процессов, смена процессов у департаментов, которые работают вокруг виртуализации СХД, у мониторинга, у департамента кибербезопасности. С появлением новых процессов появляются новые ошибки, с которыми придется заново работать. И, самое главное, нужно будет менять техническую поддержку.
Сегодня большое количество облачных компаний готово подстраиваться под заказчика. С одной стороны, это ведет к тому, что все больше число заказчиков соглашаются на использование решения с меньшим функционалом, надеясь на более активную работу технической поддержки. Появляется много маленьких компаний, которая делает под большого заказчика кастомный проект, решает проблемы локального заказчика. Из-за этого не складывается рыночной практики продукта, который мог бы задавать тренды. Остается надеяться на стабилизацию рынка, на появление лидеров и создание рыночной практики, под которую будет подстраиваться заказчик.
Качество сервиса в России одно из лучших в мире по многим показателям. Но миграция с одной технологии на другую может затянуться и на полгода, и даже на несколько лет, комментирует Сергей Андриевский (Инферит Облако). И не потому, что нет инструментов, которые позволяют мигрировать. А потому, что при работе с бизнес-заказчиком, который не против переехать в облако, провайдеры встречают реальное сопротивление со стороны ИТ. Для них миграция это стресс, переработки, жуткое давление и перестройка всех процессов. Но в 80% случаев эффективнее, когда строительством, эксплуатацией и обслуживанием серверного оборудования занимается оператор, а не разношёрстная команда айтишников,
Безопасно ли в облаке?
В 2023 году кибератаки на российские компании увеличились на 60%, а на Россию пришлось более 7% всех DDoS-атак в мире. И вопрос о том, какие меры принимают российские облачные провайдеры для обеспечения безопасности данных и защиты от кибератак, был самым актуальным. В целом, сошлись во мнении эксперты, уровень киберзащищенности на российском рынке находится на достаточно высоко уровне.
Это всегда вопрос №1. В качестве иллюстрации Сергей Андриевский (Инферит Облако) привел количество кибератак, которое он наблюдал в начале 2022 года ситуационном центре Сбербанк. Иногда это были десятки и сотни терабит данных в секунду. И при этом ИТ-системы банка работали без сбоев и задержек, а у клиентов не пропало ни рубля. Вопросам киберустойчивости кибербезопасности в российских облаках уделяется первостепенное внимание. И именно безопасность данных остается критически важным аспектом для заказчиков, переходящих на облачные платформы. По подсчетам McAfee, безопасность является главной причиной, по которой они не спешат с переходом на облачные технологии. Этот фактор отметили 52% предприятий. Облачные сервис-провайдеры внедряют новые меры безопасности, включая шифрование данных, многофакторную аутентификацию и более строгие протоколы доступа, а также программные и аппаратные продукты отечественного производства, в том числе средств защиты информации (СЗИ). Но и в этом сегменте причиной 90% инцидентов является человеческий фактор – как и во всем мире. Это самое уязвимое, тонкое место во всей цепочке.
Российские облачные провайдеры довольно зрелые с точки зрения ИБ. Ежедневно каждый из них подвергается атакам, и учится работать как с различными типами атак, так и со своими внутренними и внешними клиентами. И для клиентов даже есть решения в сфере ИБ, которые предоставляются как сервис – SECaaS.
Антон Близгарёв (Arenadata) рассмотрел вопрос обеспечения информационной безопасности для заказчиков, с которым облачный провайдер работает по модели On-prem. Именно сторонники модели распространения ПО по модели On-prem в большинстве считают, что облако — это небезопасно. На самом деле, стоит отметить, что к облачному провайдеру предъявляются строгие требования по соответствию определенным сертификатам безопасности. А для заказчика на On-prem таких требований нет. Заказчик не уделяет должного внимания проверкам безопасности самого себя. И большое количество взломов On-prem тоже никого не удивляет - количество утечек даже больше, чем в облачных структурах. И, самое главное, зона ответственности в этом случае лежит на самом заказчике.
У крупных облачных компаний работают программы Bug Bounty. Кроме того, облачные провайдеры имеют возможность обмениваться опытом и информацией по данному вопросу. И уже в недалеком будущем, не исключено, будет налажено определенное взаимодействие между службами ИБ. Нельзя сбрасывать со счетов и повышение грамотности в этой сфере рядовых россиян. Например, Киберпротект активно работает со школами и с вузами, говорит Наталья Логачева (Киберпротект). Несколько лет назад компания разработала курс по кибербезопасности, который проходят школьники, но он подойдет и для взрослых. Государство, в свою очередь, очень активно влияет на развитие облачных технологий, комментируют эксперты.
Один из трендов - увеличение объема финансирования научных исследований в сфере искусственного интеллекта (ИИ). Это приведет к развитию инфраструктуры и платформ, связанных с ИИ. Этот тренд мы будет наблюдать в ближайшие 5 лет, считают участники круглого стола. Облачные провайдеры будут предоставлять инфраструктуру ИИ как сервис, в том числе какие-то готовые либо платформенные сервисы, либо SaaS-решения. Будут развиваться цифровые ассистенты, инфраструктура ИИ, суперкомпьютеры, на которых можно тренировать ИИ-модели. Не исключено, что появятся маркетплейсы готовых моделей. И облачные провайдеры уже сегодня стараются придумывать различные сценарии, учитывая специфику рынка. В ближайшие годы мы станем свидетелями процесса укрупнения, объединения облачных провайдеров. Сегодня у российских облачных игроков есть все шансы догнать глобальных вендоров, несмотря на санкции. А в дальнейшем – выйти на новые страновые рынки Азии, Африки, с широким потенциалом для развития.
Опубликовано 28.10.2024