Могут ли российские ноутбуки заменить ушедшие бренды?
За последние пару лет из разных источников регулярно можно слышать просьбы (или требования?) в адрес государства на тему усиления защиты отечественных компаний, мол, «надо принудить покупать условный «наш офис», вот тогда он станет лучше «этих ваших» западных аналогов». В конце концов, почему у АвтоВАЗа есть такой инструмент как «утильсбор», который можно повышать, а у нас в ИТ ничего подобного нет?
На прошедшей этой осенью конференции, посвященной импортозамещению на рынке ПО, один из спикеров сказал прямо: «Да, пока у нас продукт уступает по удобству, функциональности, при этом дороже, а компаниям, которые переходят на него, требуется вложиться еще и в обучение сотрудников. Но если не будут покупать наше, то продукт никогда не станет лучше». План надежный, как швейцарские часы, не правда ли?
Но это все эмоции потребителя, который, как известно, за все платит. Но электроника — сфера, где Россия пока объективно находится в невыгодном положении. Очевидно, что, будучи ограниченной только внутренним рынком, находясь под санкциями, с отсутствующей базой ключевых компонентов, обеспечить конкурентоспособность невозможно. Не надо обладать особым экономическим образованием, чтобы понять, что, производя сто тысяч устройств ты не можешь обеспечить ту же цену, которую предлагает производитель десяти миллионов единиц.
Не надо параллелей!
Еще весной этого года консорциум АНО «Вычислительная техника» (объединяет ряд крупных российских производителей электроники, таких как «Аквариус», Yadro, Depo и др.) предложил исключить из перечня товаров, разрешенных для параллельного импорта в Россию, смартфоны, планшеты и ноутбуки любых брендов. Параллельный импорт остается значимой проблемой для российских производителей, так как он создает неравные условия конкуренции. Тимур Бигулов, руководитель проектов в сфере клиентских ПАК компании Fplus, отметил: «Параллельный импорт предлагает готовые устройства по более низким ценам, что ставит отечественных производителей в невыгодное положение. Нам приходится конкурировать с уже зарекомендовавшими себя мировыми брендами».
Заграница нам поможет?
Получается, что все производители сходятся в одном: меры по защите российских производителей нужны. Но с помощью каких инструментов можно достичь желаемого эффекта? И что об этом думает представитель китайского производителя?
Именно увеличение пошлин, компенсация утильсбора для локализованных моделей в свое время привели к тому, что на российской территории появилась масса заводов полного цикла, где производились машины мировых брендов. Хотя среди китайских брендов только HAVAL локализовал производство. Почему китайские компании не горят желанием создавать локальное производство электроники на территории РФ?
Николай Шмыков: «Я не могу говорить от имени всех китайских компаний, наша компания достаточно молодая, бренд Maibenben входит в технологический холдинг, образованный в 2013 году, а о начале продаж коммерческих устройств в сегменте B2B мы объявили в середине 2023 года. За 11 лет компания уже нарастила свои компетенции, запустила собственные R&D, хотя это дорогостоящая тема и немногие маленькие компании могут это себе позволить. Что касается инвестиций в производство, то в ближайших планах такой задачи нет. В ближайшие год-два мы будем работать над расширением модельного ряда и улучшением уровня сервиса».
Если говорить о всем сегменте, то причин нежелания приходить на российский рынок с полноценным производством компаний из «дружественных» стран множество. Это и небольшой, по меркам Китая, объем рынка, и риск вторичных санкций, и проблемы с платежами. Так что ждать смысла нет — заграница нам не поможет.
Мы и сами по себе…
А что, собственно, мы уже можем производить сами? Понятно, что ключевые компоненты, такие как процессоры, оперативная память, и другие микросхемы мы импортируем, но собирать из этих элементов готовое изделие российским компаниям по силу. Причем включая производство корпусов, что является весьма нетривиальной задачей.
Сергей Куприянов: «У нас не хватает качественной компонентной базы в России. В частности, недостаточно текстолита. Когда речь идет о чипах, необходимо понимать, что мы по-прежнему зависим от американских технологий. Есть китайские варианты, но они сейчас слабо доступны на рынке, и неясно, будут ли они доступны в будущем, учитывая страх китайских компаний, опасающихся попасть под вторичные санкции. Говорят, что собственные разработки могут появиться примерно с 2026 или 2027 года, но это достаточно сложная задача — резко поднять производство чипов до технологического уровня современных стандартов».
Также проблема заключается в недоверии новым брендам и самой по себе надписи: «Сделано в России». Марки российских ноутбуков сегодня хорошо знакомы ИТ-директорам крупных корпораций, но обычному пользователю эти бренды неизвестны. И в отличие от западных компаний, отечественные либо вовсе не вкладываются в узнаваемость марки, либо делают это весьма своеобразным способом. Будучи недавно в зале вылета Шереметьево, я обратил внимание на огромный экран с надписью: «Базальт СПО» — российский разработчик операционных систем «Альт». Для кого он? Какова эффективность такой рекламы? Или цель подобных инсталляций в чем-то другом?
Сергей Куприянов: «Когда мы выходим на рынок и начинаем общаться с потенциальными клиентами, даже убедить их выбрать AMD вместо Intel очень сложно. Не хватает доверия потребителей, с которыми нужно активно работать, влияя на общественное мнение через массмедиа. Кроме того, важна поддержка государства в этом вопросе».
Николай Шмыков: «Я хотел бы напомнить, что в девяностые годы китайское считалось тоже очень плохим. У дружественной нам страны получилось переломить это убеждение, и они создали свои процессоры. Я уверен, что у нас в России тоже все получится».
Чем недовольны заказчики?
Когда говоришь с представителями компаний, которые ранее пользовались корпоративными устройствами HP, Dell или Lenovo, зачастую слышишь, что ранее работать было проще, так как у А-вендоров, во-первых, есть преемственность моделей — покупая условный EliteBook/Latitude, заказчик понимает, что он получает. Во-вторых, есть определенная программная среда, к которой уже привыкли и которую хорошо изучили. Ну и третье — сервис: американские бренды очень щепетильно относились к своим корпоративным заказчикам. Могут ли российские компании полноценно заместить ушедшие марки?
Сергей Куприянов: «Я не согласен с тем, что мы не можем закрыть потребности российского рынка. Наш консорциум производителей способен полностью обеспечить нижний и средний сегменты, а для верхнего сегмента, например устройств уровня Apple, нам не хватает лишь более активной работы с заказчиками и рекламой. Необходимо повысить информированность о российских брендах и их качестве, поскольку это можно заменить технологически. Мы готовы заместить импортные компоненты, но важно убедить государство и тех, кто принимает решения на высшем уровне, что мы способны это сделать. Без государственной поддержки производители, вкладывающие большие деньги, опасаются, что ситуация может измениться, и бренды вернутся обратно. Это может привести к тому, что наши инвестиции не окупятся».
Чего не хватает?
Получается, технически у нас почти все есть и не хватает только поддержки государства и времени?
Чтобы не вышло как с пейджерами…
Замена ноутбуков на отечественные не так важна для малого и среднего бизнеса, но критически необходима для крупного бизнеса — ведь никто не может гарантировать отсутствие закладок и других скрытых возможностей в иностранной технике.
Олег Епишин: «Недавно поступил запрос от крупного заказчика по вопросам, связанным с безопасностью. У них есть специфические требования по работе с доверенной загрузкой: они хотят, чтобы мы реализовали определенные функции. Это более сложные технологии, и задачи там действительно сложнее, поскольку речь идет о другом классе оборудования. Заказчики в целом испытывают страх перед уходом от известных производителей. Они опасаются, что с параллельным импортом может прийти некачественный товар. Однако этот страх постепенно уходит, хотя некоторые проблемы с сервисом все еще остаются, поскольку многие крупные клиенты к нему привыкли».
Что с сервисом?
Корпоративные заказчики привыкли к тому, что, например, при выходе из строя аккумулятора, сотрудник мог позвонить на горячую линию производителя и ему курьером присылали новую батарею, а старую забирали. Но эта система вырабатывалась десятилетиями во всем мире, а что у нас?
Сергей Куприянов: «Это важный вопрос. Качественный сервис требует серьезных инвестиций, поскольку нужно создавать управляемую структуру, которая будет сама себя окупать. Инженерный состав должен быть соответствующим, а также должно быть достаточное количество компонентов. Это затратная часть бизнеса, но мы вкладываемся в него и будем продолжать увеличивать инвестиции в сервис и сервисные центры. Важно не прекращать заниматься этим. У каждой компании должна быть определенная доля ответственности. С выходом любой компании на рынок, даже в сегменте B2C, возникает множество проблем. Для потребительского рынка вопрос качества должен решаться незамедлительно. Если у человека сломался компьютер, он должен иметь возможность починить его сразу. В противном случае дальнейшая судьба бренда окажется под вопросом».
Олег Осипов: «Добрый день, уважаемые коллеги! Группа компании «Бештау» уже реализовала подобный сервис, хотя для другой продукции. У нас уже работает сервис по опережающим заменам. Вам достаточно просто позвонить или обратиться к своему продавцу, и, если у вас возникла проблема, мы сразу же заменим, например, сломанный монитор на новый. Задача продавца — вернуть нам старый монитор в течение двух недель. Этот сервис уже давно реализован и функционирует для множества других продуктов в нашей компании. Мы выходили на рынок с этой моделью как с нашей изюминкой, и она успешно работает, многие ею пользуются».
Владимир Кузнецов: «Мы использовали такую модель по двум причинам. Во-первых, мы вышли на рынок с рядом продуктов, и нам было важно обеспечить наличие сервисных центров по всей стране, так как наша продукция продается более чем в 70 регионах. Это было непросто, но при нормальном контроле качества производства решение оказалось экономичным и удобным для наших потребителей. Конечно, в дальнейшем модель будет видоизменяться, ведь при таком подходе возможны злоупотребления. Система будет эволюционировать и развиваться вместе с нами».
Как видите, проблем на российском рынке ноутбуков пока что выше крыши. Это и отсутствие компонентной базы, и проблемы с платежами, и недостаточный объем рынка, и многое другое. Но постепенно все они решаются, компании ищут свои пути и главное в этом — поддержка государства. Все эксперты сошлись во мнении, что без нее реальных перспектив нет, учитывая сложившуюся международную обстановку. Рассчитывать на дружественные страны тоже не приходится: проблемы с платежами, отказы в поставке продукции — ударов уже столько, что живого места не осталось. Тяжело, дорого и долго. Но мы справимся, потому что выбора нет.
Опубликовано 28.10.2024
«Как производитель, могу сказать, что для нас важен возврат инвестиций в производство. Мы покупаем много дорогостоящего оборудования — так, недавно приобрели новую линию для производства корпусов различных типов. Мы инвестируем в роботизацию на всех этапах технологического процесса, включая литье и пайку. Также мы инвестируем в роботизацию тестирования ПК и серверов. Эти вложения должны окупиться, и для этого нам нужен более широкий рынок сбыта. Безусловно, мы чувствуем поддержку государства, но необходимо усиление этих мер, чтобы рынок был защищен для российских производителей. Мы можем конкурировать с китайскими брендами, но при увеличении таможенных пошлин на импортируемую готовую продукцию это делать было бы намного легче. Основным препятствием для государства является опасение, что российские бренды не смогут полностью удовлетворить потребности рынка во всех сегментах. Я совершенно уверен, что нам это по силам».