Импортозамещение: как ИТ-рынку добиться самостоятельности

12.10.2023
Импортозамещение: как ИТ-рынку добиться самостоятельности
О трудностях в разработке и развитии инфраструктурного ПО в России.

В России сейчас немало компаний, которые работают над созданием отечественных продуктов. Они стремятся создать самостоятельные технологические решения для использования на территории России. Тема импортозамещения не перестает быть актуальной. О трудностях в разработке и развитии инфраструктурного ПО в России рассказывает директор по проектам компании “Клауд Атлас”, продукты dBrain и Frisbee, Антон Кунцевич.

- Проблема текущего отечественного импортозамещения в том, что иностранные решения частично заменяют импортными же продуктами. Технические решения, имеющие патентную составляющую западных стран, многие компании сейчас пытаются заместить соответствующими продуктами из дружественных стран или регионов. Например, очень распространено “импортозамещение” американских и европейских ИТ-продуктов азиатскими аналогами. Либо речь идет о созданных в России продуктах, в которых 80 процентов технологических решений по-прежнему принадлежат иностранным компаниям. Такой подход не ведет к самостоятельности или безопасности отечественного ИТ-рынка, - считает эксперт.

- Уникальность и ценность созданных на западе технических решений в том, что их создавали на протяжении долгого времени. Это была разработка программного или аппаратного решения с полным циклом работ - от исследовательской работы до подготовки и выпуска готового продукта. Если мы говорим о достижении суверенности ИТ-рынка, то он должен быть наполнен техническими решениями, исследование и разработка которых проходит на территории России. Есть ли у России в моменте возможность создать за год поистине глубокий продукт, которым можно полноценно заместить привычные зарубежные решения? В короткой перспективе, скорее всего, нет, так как нужно время. Главная задача сегодня - закрыть те дыры, которые возникли из-за санкций и ограничений поставок определенных категорий ПО и серверов. В ближайшей перспективе в качестве отечественных продуктов мы будем иметь то, что можно относительно оперативно создать с помощью свободно распространяемой базы, т.е. open source.

Глобальная задача российских разработчиков - создавать технические решения, на базе которых можно было бы строить отечественный продукт. Такие примеры уже есть, например, колоночная аналитическая СУБД ClickHouse. В некоторых случаях она является хорошей заменой Elasticsearch. Или продукты нашей компании. Платформа контейнеризации dBrain является отечественным инфраструктурным ПО, обеспечивающим работу облачных сервисов и систем, которые используют технологии контейнеризации (Docker). Платформа может быть развернута в любом дата-центре в стране, использоваться как средним, так и крупным бизнесом и операторами. Платформа dBrain создавалась нами на протяжении семи лет и является полноценной альтернативой Red Hat OpenShift. Второй наш продукт - платформа коммуникаций Frisbee - обеспечивает необходимую инфраструктуру для безопасной бизнес-коммуникации внутри корпораций. Это замена Slack и Microsoft Teams в части их сервисов корпоративных мессенджеров с видеосвязью.

Только создавая решения, которые являются основой программных продуктов, можно достичь суверенности ИТ-рынка страны.

Задача регулятора с одной стороны создавать комфортные условия для разработки продуктов внутри России, с другой - наблюдать за компаниями, которые доминируют на рынке. Важно не допустить ситуацию, когда через 3-5 лет на рынке останутся 5-10 крупных компаний, которые своей мощью задушат небольшие продуктовые компании и ИТ-стартапы. Именно они обеспечивают конкуренцию идей среди разработчиков. В основе любого классного продукта всегда лежит команда заряженных людей, которая зачастую начинает разработку, руководствуясь собственным интересом и стремлением создать что-то полезное. Большинство известных продуктов, в том числе и крупных корпораций, которые мы сейчас имеем, выросли из маленьких стартапов. С помощью инвесторов и правильной маркетинговой политики о них узнавали пользователи, они выходили в тренды, а потом корпорации выкупали эти продукты, - рассказал Антон Кунцевич.

Похожие статьи