Вокруг инноваций

Логотип компании
Вокруг инноваций
Если вузы будут создавать концепции программных или аппаратных систем, это сможет заинтересовать большое количество людей, как студентов, так и потенциальных заказчиков
В конце февраля Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга (КИС) и редакция IT MANAGER совместно провели круглый стол, посвященный перспективам инновационного развития высших учебных заведений. Участники круглого стола обсудили эффективные модели взаимодействия вузов и представителей бизнеса, а также способы решения существующих проблем с продвижением инноваций.

_______________________
Мероприятие состоялось 28 февраля на территории бизнес-центра «Лиговъ» и было приурочено к открытию Петербургского Демоцентра — новой площадки, предназначенной для презентации инвесторам и технологическим компаниям передовых инновационных ИКТ-решений, разработанных российскими вузами. Проект реализован в сотрудничестве между Санкт-Петербургским информационно-аналитическим центром (СПб ГУП «СПб ИАЦ», подведомственное предприятие Комитета по информатизации и связи Петербурга), и партнерами проекта ELRI-121 (Baltic ICT Platform — «Балтийская ИКТ-платформа»), цель которого заключается в объединении усилий близлежащих государств в продвижении инноваций путем создания международных площадок для демонстрации инновационных решений. Демоцентр представляет собой выставочные помещения и конференц-залы, оснащенные оборудованием для презентаций и обучения. В день открытия свои инновационные разработки на этой площадке представили как ведущие петербургские высшие учебные заведения, так и некоторые компании, работающие в секторе высоких технологий. 
_______________________

В начале мероприятия с приветственным словом выступил Михаил Елисевич, коммерческий директор Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра (СПб ГУП «СПб ИАЦ»). Он сообщил, что проект начался два года назад с обсуждения перспективы создания приграничной демонстрационной ИКТ-платформы для популяризации и продвижения инноваций, появляющихся на рынках России, Финляндии, Эстонии и Латвии. При этом Демоцентр позволяет разработчикам оценить возможности тех или иных инновационных решений и перспективы их использования в интересах государства и бизнеса. «СПб ИАЦ» как один из инициаторов данного проекта открыт для сотрудничества с российскими вузами и мы готовы обсуждать возможные модели нашего сотрудничества», — подчеркнул Михаил Елисевич.

Вокруг инноваций. Рис. 1
Михаил Елисевич
Михаил Елисевич

Лицом к бизнесу

Далее участники мероприятия обменялись существующей практикой взаимодействия с бизнесом. Илья Горбунов, начальник управления-службы информационных технологий СПБГУ, рассказал об опыте создания при университете научного парка, состоящего из 21 ресурсного центра для проведения всевозможных научно-практических исследований. Использование оборудования этого парка, в том числе и дистанционное, бесплатно для студентов и аспирантов любых вузов. «Это сделано потому, что бизнесу крайне трудно инвестировать в инфраструктуру, необходимую для проведения исследований, а подобные проекты требуют внушительных ресурсов. В частности, университет потратил на создание научного парка более 2 млрд. рублей. Мы пошли на то, чтобы помочь компаниям снизить издержки на исследовательскую работу, поскольку многие представители бизнеса как раз и являются нашими студентами и аспирантами. При этом мы выдвигаем лишь одно условие: чтобы при публикации результатов исследований пользователи научного парка ссылались на то, что проводили свои работы на оборудовании наших ресурсных центров», — пояснил Илья Горбунов. 

Вокруг инноваций. Рис. 2
Илья Горбунов
Илья Горбунов

Комментируя выступление коллеги, Сергей Доценко, проректор по научной работе СПбГУТ им. проф. Бонч-Бруевича отметил, что такой путь сотрудничества доступен не всем, поскольку у разных учебных заведений разные возможности. И если ведущие университеты страны могут позволить себе создание собственных ресурсных центров, то для образовательных учреждений с более скромными возможностями намного актуальнее исследовательские проекты, которые можно осуществить путем создания научно-исследовательских лабораторий и малых инновационных предприятий. «Существующий опыт их формирования показывает, что если лаборатория или малое предприятие инициируется исключительно внутренними силами вуза, то они оказываются не очень успешными, поскольку сотрудники учебных заведений чаще всего зациклены на своих разработках и обычно плохо чувствуют реальные потребности рынка», — констатировал Сергей Доценко. По его словам, свежий взгляд со стороны бизнеса позволяет на начальном этапе создания лаборатории скорректировать целевую функцию данного подразделения и способствует его более эффективной работе. На базе СПбГУТ им. проф. Бонч-Бруевича существует шесть малых инновационных предприятий, из которых одно создано при непосредственном участии представителей бизнеса и, по оценке Сергея Доценко, действительно является успешным.
Делясь опытом создания лаборатории «Визуализации и компьютерной графики», Владимир Иванов, заведующий кафедрой «Инженерная графика и дизайн» СПбГПУ, сообщил, что основная идея этой инициативы заключалась в том, чтобы поддержать учебный процесс и предоставить студентам возможность выполнять серьезные проекты на хорошем уровне.

 Первые проекты лаборатории были связаны с использованием информационных технологий в музейном деле и со временем внедрены в таких известных учреждениях, как Русский музей, Летний сад, Ораниенбаум и Петродворец, что, с одной стороны, способствовало повышению мотивации студентов, а с другой — привлечению новых крупных заказчиков. Теперь это подразделение СПбГПУ развивается по пути демолаборатории: представители бизнеса формируют свои задачи и потребности, а затем приобретают результаты работы лаборатории (например, авторские права на какую-либо разработку), если они их интересуют.

Вокруг инноваций. Рис. 3
Сергей Доценко
Сергей Доценко

В свою очередь Евгений Крук, директор Института информационных систем и защиты информации ГУАП, добавил, что без непосредственного участия заказчиков, в том числе и финансового, на начальном этапе проекта зачастую обойтись невозможно. Так, в период создания Института информационных систем и защиты информации получить госфинансирование на подобные проекты, было практически невозможно. Поэтому начальный этап проекта был связан именно с привлечением заказчиков, а наиболее активными заказчиками научных исследований в те времена были представители крупного зарубежного бизнеса — такие, к примеру, как Nokia, Intel и Siemens.

Вокруг инноваций. Рис. 4
Евгений Крук
Евгений Крук

Инновации и инвестиции

По словам Виктора Малышева, декана факультета радиотехники и телекоммуникаций, заведующего кафедрой радиоэлектронных средств СПбГЭТУ «ЛЭТИ», ежегодно при ЛЭТИ создается несколько малых предприятий, а вуз участвует в их создании на уровне выделения части уставного капитала и предоставляет им для работы помещения и оборудование на льготных условиях на территории своего технопарка. Но разработки студентов зачастую требуют для проведения исследований весьма дорогостоящее оборудование. «Трудно себе представить, чтобы при стоимости такого оборудования в сотни тысяч долларов кто-то занимался серьезными разработками исключительно на энтузиазме», — подчеркнул Виктор Малышев.

Алексей Грудинин, директор Инновационного центра телекоммуникационных технологий, также подчеркнул прямую зависимость инновационного развития от инвестиций. «Наш центр специализируется на вопросах создания телекоммуникационной инфраструктуры коллективного пользования. Подобная инфраструктура способствует развитию инновационных проектов и стартапов, поскольку мы имеем доступ к исследовательским ресурсам нескольких ведущих отечественных и зарубежных вузов. Исследования в данной области требуют больших вложений в оборудование и создание фрагментов сетей, которые исчисляются десятками миллионов долларов», — рассказал Алексей Грудинин. 

К дискуссии присоединились представители ИТ-бизнеса. «Только в течение 2013 года в Digital Design работало 400 студентов-стажеров из разных учебных заведений. У нас есть как открытые программы сотрудничества, так и закрытые, ориентированные на конкретные институты и даже кафедры. Мы не очень большая компания и не имеем колоссальных бюджетов на обучение и образовательные программы, но, тем не менее, регулярно заказываем у вузов прикладные исследования в области высшей алгебры. Кроме того, активно участвуем в научных конференциях и приглашаем студентов к себе на практику», —  рассказал Андрей Федоров, генеральный директор компании Digital Design.

Вокруг инноваций. Рис. 5
Андрей Федоров
Андрей Федоров

Интерес к сотрудничеству с российскими высшими учебными заведениями проявляют и крупные зарубежные ИТ-компании, такие, к примеру, как Cisco и EMC. По словам Юрия Панова, менеджера по работе с государственными учреждениями ООО «Сиско», компания активно инвестирует в развитие российского высокотехнологичного рынка. «При помощи нашего оборудования и методической документации мы создали на базе СПбГУТ им. проф. Бонч-Бруевича целое направление по обучению в области сетевых технологий. А в ресурсных центрах СПбГУ для дистанционного доступа к исследовательскому оборудованию также используются решения Cisco», — подчеркнул Юрий Панов. 

Вокруг инноваций. Рис. 6
Юрий Панов
Юрий Панов

В свою очередь Вячеслав Нестеров, генеральный директор ООО «Санкт-Петербургский Центр Разработок ЕМС», отметил, что EMC совместно с некоторыми образовательными учреждениями проводит научные исследования, выделяя на это необходимые ресурсы. «Поскольку наши задачи глобальны, то, как правило в результате подобных исследований создается не конкретный продукт, а высокотехнологичная часть того оборудования или ПО, которое мы поставляем. Например, университет совместно с нами разработал какой-то уникальный алгоритм компрессии данных, который на 20% более эффективен, чем существующие на рынке алгоритмы, мы приобретаем интеллектуальную собственность и далее используем ее в своих решениях», — уточнил Вячеслав Нестеров. 

Вокруг инноваций. Рис. 7
Вячеслав Нестеров
Вячеслав Нестеров

Даже компания Microsoft, чей бизнес устроен так, что она не занимается R&D в России, стремится к активному сотрудничеству с российской высшей школой. По словам Елены Сливко-Кольчик, директора макрорегиона Северо-Запад Microsoft в России, хотя в области инновационных разработок Microsoft сотрудничает с вузами в США более активно, чем в России, тем не менее компания старается не упускать новые идеи и ценные кадры, и потому регулярно проводит всевозможные локальные конкурсы для студентов и молодых специалистов по созданию бизнес-приложений, которые могли бы стать надстройкой над платформами Microsoft. 

Вокруг инноваций. Рис. 8
Елена Сливко-Кольчик
Елена Сливко-Кольчик

Ключ к успеху

По словам Валерия Гулящева (ФИНЭК), инновационная система строится на взаимодействии и партнерстве трех сторон: государства, бизнеса и высшей школы. И для того чтобы стимулировать партнерскую взаимосвязь между этими тремя сторонами, необходимо использовать грамотные механизмы финансирования. В частности, в Европе набирает популярность механизм, при котором бизнес получает от государства инновационные инвестиции в виде ваучера, при помощи которого он может рассчитаться с высшим учебным заведением за какую-либо инновационную разработку, а уже представители высшей школы имеют возможность монетизировать этот ваучер у государства. Таким образом государство формирует механизм развития инноваций. «В России подобный механизм, на мой взгляд, тоже применим. Да, у нас в стране есть фонды, которые инвестируют в инновации, но они недостаточно прозрачны, а их выбор зачастую слишком субъективен», — подчеркнул Валерий Гулящев. 

Вокруг инноваций. Рис. 9
Валерий Гулящев
Валерий Гулящев

По мнению Сергея Доценко (СПбГУТ им. проф. Бонч-Бруевича), ключ к успеху взаимодействия между вузами и бизнесом заключается в масштабных, концептуальных проектах. «Если вузы будут создавать концепции программных или аппаратных систем, это сможет заинтересовать большое количество людей, как студентов, так и потенциальных заказчиков. Раньше подобными масштабными проектами занимались научно-исследовательские институты, но сейчас у академической науки такой возможности нет, поэтому концепцию и идеологию развития тех или иных инновационных направлений должны предлагать образовательные учреждения», — констатировал Сергей Доценко.

Эта мысль вызвала оживленную дискуссию участников круглого стола. По мнению Юрия Панова (Cisco), каждому университету действительно критически важно иметь патенты и права на востребованные технологии, которые используются бизнесом и на базе которых создаются какие-то прикладные продукты. Потому что если эти технологии действительно востребованы, то бизнес всегда подхватит такие идеи и благодаря спросу на них будут создаваться стартапы и появляться новые инвестиции.

Владимир Иванов (СПбГПУ) отметил, что на сегодняшний день в России сложилась практика, при которой все, что разработано в вузе, по умолчанию обычно становится собственностью данного института. Но существуют и другие модели: например, уже упомянутая модель демолаборатории, которая подразумевает сохранение прав на интеллектуальную собственность, полученную в результате исследований, за студентами, осуществлявшими разработку. Такая схема, по словам Владимира Иванова, довольно популярна на Западе, так как она лучше мотивирует студентов. 

Вокруг инноваций. Рис. 10
Владимир Иванов
Вячеслав Нестеров

Однако Вячеслав Нестеров (EMC) уточнил, что если заказчик сотрудничает не с вузом, а с конкретным студентом, то, по сути, он нанимает этого студента на работу и права на результаты работы сотрудника в таком случае принадлежат работодателю. Если же предприятие взаимодействует с вузом, то согласно международной практике права на интеллектуальную собственность в ходе подобного сотрудничества обычно сохраняются за учебным заведением. И, по словам Вячеслава Нестерова, зачастую именно это становится ключевым фактором, осложняющим развитие сотрудничества в сфере совместных исследований.

В России, по мнению Вячеслава Нестерова, есть деньги, есть идеи и есть те, кто умеет идеи монетизировать, но, к сожалению, все эти ингредиенты никак не складываются вместе. «Одна из главных причин этого явления в том, что бизнес-ориентированные люди, как правило, молоды и энергичны, но они еще не способны привнести новый вклад в технологии, а те, кто способны — уже не столь динамичны, чтобы это делать. За рубежом обычно происходит так: от вуза отпочковывается малое инновационное предприятие, в состав которого входят носители знаний, создающие новые технологии и инновационные идеи. В 90% случаев такие предприятия покупаются крупными компаниями, которые в итоге получают в свое распоряжение разработанные им инновационные технологии. Данный механизм работает в США и Европе, в России же он пока только зарождается. Важно, что к нам уже пришло понимание: продать инновацию саму по себе невозможно — ее в коробочку не упакуешь, ее можно продать только вместе с теми людьми, которые ее сгенерировали и продолжают ей заниматься», — отметил Вячеслав Нестеров.

В завершение круглого стола Елена Иванова, начальник сектора комитета по информатизации и связи, поблагодарила руководство вузов и инновационных компаний, которые уже предоставили Петербургскому Демоцентру более 30 собственных инновационных разработок. Также она выразила надежду, что КИС и подведомственное предприятие ГУП «СПб ИАЦ» сделают все возможное, чтобы содействовать партнерству образовательных учреждений и бизнеса на практическом уровне. «В свою очередь КИС рассчитывает на поддержку вузов и бизнеса в дальнейшем развитии проекта Демоцентра: мы ждем, что вузы и дальше будут выставлять на этой площадке свои инновационные разработки, а бизнес будет знакомиться с ними и использовать наиболее перспективные из них», — резюмировала Елена Иванова.  

Вокруг инноваций. Рис. 11
Елена Иыанова
Елена Иванова

Опубликовано 25.03.2014

Предыдущая
Конкурс OpenPiterMobile
Следующая
На своем месте