Как жить без SAP: миграция на российские платформы

Логотип компании
Как жить без SAP: миграция на российские платформы

Изображение: Andrey Burmakin/shutterstock.com

Обсудим, есть ли возможность сохранить поддержку SAP, почему стоит мигрировать, а также что выбрать из многообразия отечественных решений.

В 2022 году тема миграции на отечественные продукты для управления процессами на предприятии стала актуальной для всех пользователей SAP в России, независимо от отрасли. Производитель постепенно прекращал оказывать техподдержку своих решений для российских заказчиков и в итоге полностью отключил их от систем. В 2024 году вопрос остается актуальным. Ниже мы обсудим, есть ли возможность сохранить поддержку вендора, почему стоит мигрировать, а также что выбрать из многообразия отечественных решений.

Ситуация с SAP в 2024 году

Предприятия из разных отраслей до сих пор продолжают использовать решения SAP. Ранее переход на это программное обеспечение считался маркером успеха, свидетельствуя о росте компании и готовности использовать передовые технологии, хотя наличие этой системы не гарантирует безупречной работы и скорее представляет собой статусный символ. Однако многие крупные заказчики вложили значительные финансовые, человеческие и временные ресурсы в ее внедрение, и теперь их ИТ-инфраструктура сильно зависит от немецкого ПО, что затрудняет быструю миграцию.

Возможно, если продолжить использовать SAP, серьезных последствий не будет. Да, система больше не обновляется и не поддерживается производителем, однако обратиться за этими услугами можно к интеграторам и специалистам, которые занимались внедрением и поддержкой SAP еще до ухода немецкого вендора с российского рынка. Кроме того, появились новые ИТ-компании, которые предоставляют такие услуги.

Иногда поддерживать текущее решение оказывается безопаснее и дешевле, чем переходить на новую систему, и многие заказчики оценивают возможности миграции, однако фактически перешли на нее лишь единицы или десятки. Низкое число реализованных проектов объясняется тем, что это долгий процесс, требующий значительных инвестиций. Например, чтобы внедрить SAP на крупном или среднем предприятии, понадобится не менее нескольких лет и десятков миллионов рублей. Важно помнить и о риске киберугроз из-за отсутствия обновлений и патчей безопасности. Помимо необходимости обновлять системы с точки зрения кибербезопасности, нужно учитывать меняющиеся требования кадрового и налогового законодательства.

Причины миграции

В 2022 году многие заказчики экстренно искали замену SAP, опасаясь скорого отключения, и срочно делали резервные копии или начинали создавать собственные продукты. К 2024 году ситуация изменилась. Те, у кого не было срочной необходимости, выждали горячий период: одни продолжили использовать немецкое ПО, другие начали постепенно переходить на новые платформы. Часть компаний получила подтверждение о продлении лицензий через европейские юрлица, однако услуги подорожали без объяснения причин.

SAP продолжает ужесточать условия: стоимость растет, появляются новые ограничения для бизнеса. Заказчики понимают, что даже если им продлят услуги еще на год, уверенности в стабильности нет. Это заставляет задуматься о переходе на другие платформы, несмотря на все сложности.

К причинам миграции относятся:

  • усложнение работы с налоговым и кадровым учетом;
  • остановка обновлений и развития в России;
  • угроза потери данных при доступе через облачные платформы;
  • резкое увеличение стоимости владения и доработки;
  • запрет на использование иностранного программного обеспечения в государственных структурах.

Куда бежать и что делать?

Некоторые компании уже приняли решение мигрировать на учетные системы российского производства, и теперь перед ними стоит задача, что выбрать. Хотя миграция на «1С» кажется самым простым решением в силу широкой известности и доступности ресурсов, существуют и другие варианты, например:

  1. Управление закупками (SAP Ariba) может быть сложно перенести на «1С» из-за специфики функции, поэтому лучше мигрировать на платформу Agora.
  2. Более подходящими альтернативами для модуля SAP Success Factor (управление человеческим капиталом) могут стать Directum, Mirapolis или БОСС.
  3. В кейсе замещения SAP для производственной компании команда Softline выбрала решение «1С», поскольку понадобились донастройки по требованиям казначейства.
  4. Планирование производства (SAP PP) чаще переводят на решение Global ERP.
  5. Аналогично для модуля SAP PS («Управление проектами») больше подходят Comindware, Advanta.
  6. Наконец, решения для управления клиентским опытом (SAP CX) и CRM могут быть переведены на BPMSoft, Elma и SimpleOne.

Заказчикам зачастую нужно нечто большее, чем просто учет кадров. Они ищут систему, которая интегрируется с производством, позволяет работать с нестандартными схемами оплаты труда и предоставляет инструменты мотивации и бонусов.

Кроме того, при переходе на российские решения нужно интегрировать между собой разные системы. Так, на основе решений SAP можно было создать витрину налогового мониторинга: эта современная форма налогового контроля заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие с доступом к системам налогоплательщика и его отчетности. Здесь стоит отметить, что на российских системах реализовать налоговый мониторинг проще, поскольку они разработаны с учетом требований налоговой службы и имеют встроенные протоколы для передачи данных. Особенности отечественных систем позволяют быстрее адаптироваться к изменениям в законодательстве, обеспечивая надежную и актуальную отчетность.

Миграция с SAP – это трудоемкий процесс, который длится обычно от шести месяцев. Однако преимущества миграции включают в себя возможность импортозамещения, что означает более низкую стоимость российского программного обеспечения, экономию на сопровождении, возможность масштабирования и оперативного внедрения. Перевод на новую систему — сложный и длительный проект, который требует серьезного планирования и ресурсов.

Многие заказчики спешно переходили на альтернативы SAP, не уделяя должного внимания подготовке. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, необходимо провести предпроектную оценку, а также обратить внимание на все детали, которые могут потребоваться при переходе на другое решение, и включить их в дорожную карту проекта. После завершения миграции требуется постпроектное сопровождение. Так, многие заказчики продолжают пользоваться услугами интеграторов и вендоров в течение нескольких лет, поскольку им нужны регулярные донастройки системы.

Исходя из собственного опыта реализации проектов миграции с SAP руководитель направления продаж департамента развития сервисов ГК Softline Василий Титаренко отмечает: «Каждому новому решению необходимы донастройки, но конкретные функциональные требования к конечному продукту зависят от специфики бизнес-процессов заказчика. Доработки проводятся как по запросу заказчика, так и в связи снеобходимостью настраивать систему под изменяющиеся рыночные условия. Например, для производственной компании мы осуществили миграцию данных с SAP на “1С” и развернули систему управления холдингом. Здесь потребовались доработки, чтобы адаптировать систему к требованиям казначейства, регламентированного учета и МСФО. Подобное регулирование характерно и для других сегментов. Например, донастройка под требования казначейства была необходима, чтобы автоматически создавать заявки на оплату (по счетам, загруженным из системы “1С:Управление торговлей”, по условиям договоров), формировать реестры платежей и платежных поручений, вести платежный календарь на основе данных о дебиторской и кредиторской задолженности и сформированных заявок на оплату, а также выгружать файлы для систем дистанционного банковского обслуживания. Доработки помогли заказчику проще и быстрее выполнять бизнес-операции, а также управлять процессами».

Кроме того, может быть трудно найти специалистов, которые разбираются в выбранном решении. Даже если это удалось, настройка ERP-системы потребует особых навыков и времени. По этой причине заказчики вынуждены долго полагаться на поддержку от вендора или интегратора, чтобы обеспечить нормальную работу системы. Но здесь есть и преимущества: интеграторы видят полную картину и могут предложить наиболее эффективные решения для конкретных потребностей компании – ведь они не только выполняют миграцию, но и анализируют контекст этого процесса.

Таким образом, миграции с SAP не стоит бояться. Это не больно, не страшно и не требует миллиардов прямо сейчас. Да, это длительный проект, но с подходящей дорожной картой, показывающей этапы как в технологическом, так и финансовом плане, благодаря чему все задачи становятся вполне осуществимыми.

Читайте также
20 августа, в рамках серии круглых столов IT-World, журнал IT Manager и клуб экспертов «ИТ-диалог» провели встречу по теме «Логистика 4.0: будущее, управляемое данными», собрав ведущих специалистов этой сферы. ИТ-директора, руководители логистических компаний и эксперты делились своим опытом, обсуждали кейсы и спорили о будущем отрасли.

Опубликовано 21.06.2024

Похожие статьи