Импортозамещение на Урале

Логотип компании
Импортозамещение на Урале
Екатеринбург занимает третье место по объемам товарооборота после Москвы и Санкт-Петербурга. Причем, основа рынка продуктового ритейла Екатеринбурга – именно сетевые операторы...

О работе интеграторов в уральском регионе рассказывает Дмитрий Бессольцев, руководитель департамента IT-аутсорсинга и проектов компании ALP Group.

Одна из особенностей Уральского региона – высокий уровень технологического развития, распространяющийся и на ИТ. Спрос в них здесь традиционно высок, в частности, уральские компании  осознают свои потребности в IT-сервисах лучше многих аналогичных по масштабу и направлению деятельности предприятий из других регионов. Это в полной мере относится и к сегменту SMB. Так, сегодня только в Екатеринбурге насчитывается свыше 200 тысяч SMB-предприятий и их количество, даже с учетом кризиса, растет на 10-15% в год. При этом уральские средние и даже малые компании сегодня заметнее, чем когда-либо, делают ставку на инвестиции в современные технологические решения. Динамика нашей клиентской базы также подтверждает, что у SMB-компаний продолжает расти потребность в облачных продуктах и ресурсах в облаке, причем все популярнее становится связка сервисов SaaS и IaaS. И Екатеринбург тут не исключение.

Cпрос на IaaS в регионе генерируют, в основном, три группы заказчиков из сегмента SMB: небольшие консалтинговые компании (до 100 сотрудников в штате), предлагающие юридические, финансовые и кадровые услуги; рекламные- и web-агентства, а также  сервисные компании, которым невыгодно вкладываться в свою инфраструктуру или которые просто не могут себе это позволить. Для  предприятий первой группы очень важна рабочая среда, надежность и отказоустойчивость инфраструктуры, обеспечиваемая парой «1С» в облаке плюс удаленный рабочий стол. Рекламным и web-агентствам нужна производительность при сохранении невысокой стоимости, а также гибкая масштабируемость ресурсов при появлении новых клиентов. А малым сервисным (торговым, инженерным, туристическим и др.) компаниям требуется экономия на капитальных расходах и перевод их в операционные – с помощью той же абонентской платы.

Кроме того, все больше средних и небольших региональных заказчиков (Екатеринбург и Свердловская область, Самара и область) используют CRM и Service Desk в «облаке». Первые – для более пристального контроля продаж и работы с клиентами, вторые – для отслеживания качества работы внешних аутсорсинговых компаний в онлайн-режиме. Работа с Service Desk в «облаке» особенно важна для федеральных ритейлеров, взаимодействующих одновременно с десятками внешних партнеров. Замечу, что рост внимания к облачным решениям – общероссийская тенденция. И Екатеринбург в полной мере ее подтверждает.

Со стороны крупных государственных предприятий сохраняется спрос на инфраструктурные проекты и проекты по автоматизации бизнес-процессов. В том числе и для филиалов госкомпаний за пределами Екатеринбурга.

Санкции, как и рост курса доллара, сделавший импортное ПО, оборудование и лицензии для бизнеса неприемлемо дорогими, тем не менее, отразились на нашем бизнесе положительно. Во-первых, потому что развернули заказчиков в сторону OpenSource-решений как возможной альтернативы, которая окажется им по карману, несмотря на некоторые очевидные неудобства (например, отсутствие привычной для многих поддержки вендора). Во-вторых, нормативная база, касающаяся импортозамещения и вступающая в силу в 2016 году, уже сегодня заставляет крупные государственные компании на Урале фокусироваться на том, чтобы начать вынужденную длинную цепочку реальных замен импортных IT-продуктов на отечественные или на те, которые можно представить как российские. У таких предприятий это создает острую необходимость искать сильные компетенции у интеграторов и провайдеров IT-услуг. Причем им нужен такой уровень компетенции, знаний и навыков партнера, который позволит не просто заменить одно решение на другое – на базе проприетарного продукта или продукта с открытым кодом, – но и предусмотреть все последствия такой замены. Параллельно с заменой те же государственные компании – самостоятельно или с помощью внешних экспертов – должны включать в проекты ряд корректирующих действий, которые учитывали бы неэквивалентность замещаемого и замещающего продуктов, а также страховали бы компании от фатальных ошибок.

Приведу пример, касающийся возможности перехода на открытое инфраструктурное ПО, но при обязательном условии  сохранения оптимальной работы опирающихся на него бизнес-приложений и отсутствия ошибок при замещении. Данное решение служит ответом на большое и постоянно растущее число запросов от крупных государственных и даже коммерческих компаний. Я говорю об интересе со стороны крупных компаний к миграции с коммерческих СУБД на PostgreSQL. Это компании как с централизованной инфраструктурой, так и многофилиальные предприятия. Enterprise-заказчикам крайне важно оценить и минимизировать технологические и бизнес-риски при смене СУБД. Предоставить такие возможности способен только системный интегратор, обладающий соответствующим опытом и экспертизой как в PostgreSQL и вообще OpenSource, так и в бизнес-приложениях, которые использует заказчик. Еще лучше, если интегратор имеет в макрорегионе центр региональных компетенций, в котором сосредоточена искомая экспертиза и по OpenSource-решениям, и по продуктам отечественных вендоров (ОС, CУБД, сетевые программно-аппаратные комплексы, возможно, системы телефонии) и из которого она распространяется на весь макрорегион, а не только на отдельные его города.

Мы давно готовим и уже запланировали открытие таких центров, в том числе, и на Урале, потому что видим, насколько силен запрос на эти компетенции интеграторов со стороны крупного и среднего бизнеса из регионов. Причем в следующие несколько лет спрос этот будет только расти – в связи с осознанием крупными компаниями того, что импортозамещение – это долгая и серьезная история, которую не получится переждать. Для нас предоставление клиентам накопленных компетенций по упомянутым выше вопросам –  одна из основных точек дальнейшего роста и развития – как на Урале, так в Поволжье и на Северо-Западе.

В Екатеринбурге достаточно велика доля федеральных государственных компаний и предприятий с долей государственного участия, активно автоматизирующих финансовый контур. Хорошим примером служит «Газпромнефть», автоматизировавшая системы бухгалтерского, налогового и коммерческого учета, а также системы управления инвестициями на  платформе «1С: Предприятие». Это позволило ей оперативно «поднимать» большие объемы информации по динамике продаж топливной продукции в центр, вовремя получать данные по отгрузкам и централизованно управлять скидками и остатками за периоды. Упомяну также операции, связанные с контролем качества продукции (Уральский шинный завод) и с учетом промышленного оборудования (НПО «Автоматика» и др.). Все эти компании сегодня могут похвастаться развитыми портфелями и каталогами IT-систем, которые охватывают не только текущий период, но и перспективу. У части из них внедрены правильно выстроенные системы управления IT-процессами, позволяющие реально оценивать качество ИТ и, одновременно, оставляющие им пространство для развития, так как IT-процессы, как правило, спроектированы экспертами немного «на вырост». Еще несколько лет назад этого не было. Во многом, эти изменения – тоже заслуга компетентных системных интеграторов.

В связи с тем же импортозамещением государственные компании, в том числе и на Урале, окончательно сосредоточились на заключении контрактов полного жизненного цикла. Когда от момента поставки ПО и оборудования до ввода решений в промышленную эксплуатацию проходит 3-5 лет. Такие контракты являются высокорисковыми для недобросовестных поставщиков (плохое внедрение приводит к тому, что последующая поддержка проекта станет очень больным и дорогим вопросом, а заказчик на себя эти расходы не берет. Таким образом контракты оздоровляют конкурентную среду, снижают вероятность демпинга и поэтому выгодны серьезным исполнителям. С другой стороны, контракты полного жизненного цикла прекрасно страхуют заказчика от неверного выбора исполнителя. Если смотреть на тренд в общерыночном смысле – он открывает средним интеграторам с большим опытом и высокими компетенциями широкий рынок субподряда.

Екатеринбург занимает третье место по объемам товарооборота после Москвы и Санкт-Петербурга. Причем, основа рынка продуктового ритейла Екатеринбурга – именно сетевые операторы (федеральные, с представительствами по всей России и меньше – локальные). В 2015 году к нам идет хороший приток новых клиентов из ритейла, по большей части федеральных, но представленных и на Урале. Согласно нашим данным, все они используют IT-аутсорсинг, как средство оптимизации затрат на IT-сервис. Ритейлеры, прежде всего, намерены сбалансировать с помощью IT-аутсорсинговых компаний удельную стоимость за сопровождение торговых точек, ресурсные затраты на управление 100 и более региональными партнерами. Кроме того, они делают упор на пристальное отслеживание общего качества работы аутсорсера и, в связи с этим, активно используют средства, позволяющие им это (онлайн-доступ в облачный ServiceDesk заказчика или совместная работа).

Сегодня ритейл готов заключать договора только в случае, если ему предоставляют продуманное предложение, учитывающее нужду этого сегмента и в сильных инфраструктурных компетенциях, и в компетенциях, связанных с поддержкой торгового оборудования. Кроме того, обязательной частью адекватного предложения становятся не только региональные коэффициенты, но и продуманные процессы управления региональными партнерами, обеспечивающими ритейлу грамотную работу на выездах во всех регионах присутствия. На мой взгляд, это справедливо, потому что вызвано общим дефицитом «легких денег» в стране и подкреплено справедливым желанием бизнеса получать высокую эффективность в обмен на каждый вложенный в IT-услуги рубль.

Среди общих тенденций рынка IT-услуг могу отметить уход с рынка ряда заметных федеральных игроков, например, «Микротеста» и «Армады». Эти компании активно работали на Урале. Кроме того, известно, что, например, в Сибири не удалось удержаться «Группе «Астерос», потративший в 2010 году на выход в регион более полумиллиона долларов.

Высокие ресурсные и финансовые затраты крупных интеграторов на выход в технологически-развитые регионы еще раз подтверждают их высокую привлекательность для федеральных игроков. А их уходы из регионов напоминают рынку о том, что сегодня сильнее, чем когда-либо, стоит учитывать крайне высокую конкуренцию на региональных рынках. Конкуренцию как крупных игроков между собой, так и крупных компаний с более гибкими средними — на фоне менее высокого спроса на услуги. И справедливого желания региональных клиентов покупать услуги с учетом локальной специфики и региональных коэффициентов, а не «жить» в «услугах не по размеру» (крупные интеграторы часто предлагают избыток сервисов, невостребованный средними заказчиками, за которые, однако им приходится платить полную стоимость).

Читайте также
В Правительстве РФ готовится очередной национальный проект, получивший название «Средства производства и автоматизации». На его реализацию выделяется более 300 млрд рублей. Цель – предоставить дополнительный ресурс для развития российских промышленных предприятий. По словам Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дениса Мантурова, одним из трех основных направлений, на которых будет сосредоточено внимание, станет развитие робототехники.

Опубликовано 08.09.2015

Похожие статьи