Рынок 3D-печати на фоне пандемии (III часть)
(Продолжение. Начало в IT News № 05/2021, №6/2021)
Будущее сегмента 3D-ручек
3D-ручки как отдельный сегмент продукции появились достаточно давно, однако складывается впечатление, что это направление живет своей, отдельной от отрасли жизнью. Когда-то довольно востребованные, эти устройства сегодня, по некоторым субъективным оценкам, переживают очередной виток развития в силу высокой доступности и повышенного интереса к технологиям 3D-печати в целом. Стоимость у них самая низкая на рынке, поэтому именно с них часть людей начинает свое первое знакомство с 3D-технологиями. Однако в воздухе продолжает висеть вопрос: стоит ли ждать от этого направления чего-то большего или оно уже достигло пика развития и через какое-то время будет окончательно вытеснено с рынка более зрелыми решениями?
Основатель и генеральный директор компании «Цветной Мир» Александр КОРНВЕЙЦ поясняет, что в 2019 году пик популярности 3D-ручек пошел на спад, как и бизнес, связанный с ними. Дело в том, что эти устройства были просто модной игрушкой (вроде спиннера), а когда мода них прошла, дети (для них в основном эти ручки и приобретались) переключили свой интерес на другие гаджеты.
Генеральный директор компании IMPRINTA Артем СОЛОМНИКОВ считает 3D-ручки полезным развлечением для детей как дома, так и в школе – сегодня они более доступны, продаются и в магазинах электроники, и в маркетплейсах. В то же время никаких существенных изменений в самом устройстве за последние годы не произошло: сложно придумать, как улучшить или упростить и без того простое устройство, да и необходимости в этом нет, уверен он.
Коммерческий директор компании PICASO 3D Андрей ТЫРСА говорит, что его компания никогда не рассматривала сегмент 3D-ручек всерьез, то есть именно с точки зрения разработки и производства. Скорее всего, как только 3D-принтеры найдут распространение среди широких слоев населения, популярность 3D-ручек пойдет на спад. Все-таки это больше образовательный инструмент, не способный заменить настоящий 3D-принтер. «Иными словами, этот сегмент как перспективный мы для себя не рассматриваем», – резюмирует г-н Тырса.
3D-печать в крупной промышленности
Дальнейший успех развития рынка 3D-печати во многом зависит от того, насколько глубоко эти технологии будут приняты в массовом промышленном производстве и крупном бизнесе. По данному вопросу каждый год приходится слышать довольно противоречивые мнения. Кто-то утверждает, что 3D-печать вот-вот перевернет основы промышленности, а кто-то не готов списывать со счетов традиционные технологии. Вот что по этому поводу думают участники нашего обзора.
Основатель ГК Top 3D Group Василий КИСЕЛЕВ отмечает, что 3D-печать постепенно завоевывает свою нишу: все больше компаний видят ценность этого направления для собственных производственных целей. В первую очередь для печати функциональных изделий, а не только прототипирования.
Генеральный директор компании «3Д Вижн» Илья ВИНОГРАДОВ утверждает, что интеграция аддитивных технологий с каждым годом становится более масштабной: даже несмотря на разработку и внедрение компаниями собственного оборудования, которое, к сожалению, производится очень низкими темпами, рынок с будет только расти. Отечественные производители обращают внимание на опыт зарубежных коллег и все активнее используют возможности аддитивных технологий. Растет их применение и в малом и среднем бизнесе за счет тенденции к собственным разработкам в противовес закупкам иностранного оборудования. Особенно это заметно в медицинской отрасли, подчеркивает г-н Виноградов.
Артем СОЛОМНИКОВ (IMPRINTA) приводит слова одного из пользователей продукции его компании: «3D-принтер может быть применен в любом производстве, но многие об этом даже не задумываются, ведь и так все работает». Однако 3D-печать может снизить расходы производства. Зачастую с ее помощью можно изготавливать детали и оснастку для оборудования вместо приобретения уже готовых, а иногда даже полностью реализовать один из технологических процессов.
Андрей ТЫРСА (PICASO 3D) отмечает, что многие компании активно изучают 3D-технологии: рассматривают различные материалы в зависимости от своих задач, исследуют напечатанные с их помощью детали. Кроме того, продолжают создаваться новые технологические цепочки, идет процесс внедрения аддитивных технологий в привычные процессы. «Сейчас рынок на стадии роста и далек от насыщения – еще много областей, которые могут успешно использовать аддитивные технологии в своей работе», – уверен г-н Тырса.
Вице-президент и генеральный директор в регионе Восточная Европа HP Inc. Алексей ВОРОНКОВ говорит, что медицина одной из первых отраслей оценила и начала использовать возможности 3D-печати. Кроме того, уже в нынешнем году wellness-индустрия c годовым оборотом в $50 млрд продолжит динамично внедрять 3D-технологии, производя изделия на основе биомеханического анализа данных клиентов. «Нет ничего более индивидуального, чем тело человека, поэтому производство такой персонифицированной продукции, как, например, обувь или протезы, имеет огромный потенциал», – считает он. Не менее активен интерес к промышленной 3D-печати со стороны автопроизводителей. Так, в марте HP Inc. объявила о совместных проектах с Nissan и Ford, а ранее было анонсировано сотрудничество с Volkswagen, Jaguar Land Rover и BMW.
Исполнительный директор SIU System Мария БОРИСОВА напоминает, что аддитивные технологии позволяют быстро произвести изделия сложной геометрии, сэкономив материал и оптимизировав количество составляющих. Все больше специалистов понимают это, поэтому число запросов растет. Однако сегодня появился ряд ограничений на приобретение иностранного оборудования. «В связи с этим мы рекомендуем отталкиваться от задач и приобретать лучшее, что существует в мире и укладывается в бюджет. Это обеспечит отрыв от конкурентов», – говорит г-жа Борисова.
На данный момент в центре инноваций SIU System представлено более пятнадцати разных с точки зрения используемой 3D-технологии промышленных принтеров, работающих круглосуточно. При выборе 3D-оборудования важно помнить, что для производства высокого уровня должны сложиться воедино четыре фактора: качественное оборудование, качественный материал, оптимальное программное обеспечение и грамотно обученный персонал. Только тогда возможно достичь идеальной повторяемости печатаемых изделий.
Опубликовано 20.07.2021