Блогеров хотят уСМИрить

Логотип компании
Блогеров хотят уСМИрить
Блогеры с популярными страницами в соцсетях смогут получать статус СМИ со всеми вытекающими правами и обязанностями. Такое предложение обсудят в Госдуме. Чем оно может обернуться для блогеров, сможет ли очистить информпространство от фейков и нарушений моральных норм.

Рабочая группа по информполитике при фракции ЛДПР собирается рассмотреть и обсудить изменения к федеральному закону №2124-1 «О средствах массовой информации», предполагающие регистрацию в качестве сетевых СМИ страниц блогеров в соцсетях. Автор инициативы – Валерия Рытвина, основательница общественной организации «Совет блогеров».

«Функции многих блогеров сейчас по своей сути схожи с функциями СМИ, но при этом с точки зрения законодательства на них не распространяются права и обязанности журналистов», – комментирует спикер. Блогеры со статусом СМИ смогут, к примеру, запрашивать и получать официальную информацию от госорганов и аккредитовываться на общественно значимые мероприятия. Но и их ответственность за размещаемый контент возрастет.

По мнению эксперта, такая регистрация должна быть добровольной и доступной лишь только популярным блогерам. Последние должны будут подтвердить, что в сутки их страницу в той или иной соцсети посещает не менее 5 тыс. уникальных пользователей.

Как блогеров сосчитать?

Глобальный объем рынка инфлюенсер-маркетинга посчитать очень сложно. Единой платформы, через которую работают блогеры, нет, пишут эксперт портала Quokka.media. По данным MediaKix, их число плавает в пределах от 3 млн до 38 млн.

Косвенно о росте и спроса, и предложения говорит стабильное увеличение количества платформ, связывающих блогеров и рекламодателей: если в 2015 г. таковых насчитывалось всего 150, то в 2020 г. – уже 1360.

По сведениям портала Techblog.sdstudio, который ссылается на Statista.com, в 2020 г. в Интернете насчитывалось более 600 млн блогов, ежедневно в них публиковалось около 5 млн сообщений.

Из общемирового числа блогеров на Россию приходится 2,31% представителей данной «профессии», сообщает социальная площадка для блогеров FB.ru. Согласно опросам, пишут эксперты портала, регулярной публикацией постов в соцсетях и продвижением своих аккаунтов занимается 21% россиян. Самое большое количество блогеров обитает в крупных мегаполисах, городах-миллионниках. Лидеры ТОП-3 – Москва, Санкт-Петербург и Краснодар. Больше половины отечественных блогеров – 58% - базировались в «Инстаграм»* (как минимум до марта 2021 г., когда эта соцсеть была признана в России экстремистской).

По данным президента Национальной ассоциации блогеров России Ольги Берек, на которую ссылается портал Национальной службы новостей (НСН), к началу августа 2022 г. в России насчитывалось свыше 1 тыс. блогеров-миллионников. Еще 18,5 тыс. блогеров имели от 100 тыс. до 1 млн подписчиков, у 255 тыс. блогеров число подписчиков составляло от 10 тыс. до 100 тыс., и 300 тыс. блогеров имели от 5 тыс. до 10 тыс. подписчиков.

Не всякий блогер - журналист

В подавляющем большинстве блогеры считают себя журналистами. Но при этом почти 90% просто копируют информацию из СМИ, а уникальный контент (например, ведут авторские колонки) создают менее 10%. И только лишь 20% из общего числа блогеров удается получать доход от своей «блогерской» деятельности. Правда, эти данные портал приводит в отношении зарубежных блогеров.

В России же отношение к блогерам сложилось в большей степени положительное. Более того, подавляющее число участвующих в опросе заявили, что рассматривают таких людей в качестве представителей СМИ, а представители молодого поколения склонны доверять блогерам в большей степени, нежели настоящим журналистам.

Блог и закон

На самом деле, граница между понятиями «блогер» и «журналист» достаточно широка. Начнем с того, что деятельность как самих журналистов, так и СМИ, в России регулируют множество законов, в том числе Конституция РФ, законы «О СМИ», «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «О рекламе», «О защите детей от информации, вредящей их здоровью и развитию», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти», «О противодействию экстремистской деятельности» и др., пишет мультивидеопортал Юнпресс. Журналист должен следовать нормам «Кодекса профессиональной этики российского журналиста». Информация, которая подается аудитории СМИ, должна быть предоставлена проверенным источником, соответствовать морально-этическим и языковым нормам.

Закона, посвященного именно блогерам, в России сегодня нет, хотя статьи, так или иначе связанные с их деятельностью, содержатся в различных правовых документах. И хотя многие блогеры сами отождествляют себя с журналистами, но зачастую выкладывают в Сети необработанную информацию, предоставленную непроверенными источниками. И если обязанности журналиста, как и право гражданина или организации на ответ в СМИ, которое разместило о них недостоверные или порочащие сведения, описаны статьями закона «О СМИ», то блогерам такой закон – не указ. Именно с этим и связаны проблемы.

Еще в 2020 г., комментируя муссирующуюся в Сети определенную и, как оказалось, недостоверную информацию, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил: «Мы с вами живём в век ложной информации, в век фейков и заказных информационных упражнений». Но непроверенная и фейковая информация – не самое страшное, что можно ждать от блогеров. Тысячи и миллионы просмотров мгновенно набирают так называемые треш-стримы (trash stream), ведущий которых совершает над собой или гостями опасные для здоровья, аморальные или унизительные действия. В 2015 г. в российском сегменте Интернета разразился настоящий скандал. В своем канале на YouTube «Деньги решают все» 16-летний Григорий Мамурин, внук одного из российских миллиардеров, предлагал прохожим за определенную, весьма скромную сумму в несколько тысяч рублей раздеться догола, лизать подошву его ботинок или выпить его мочу. И некоторые прохожие соглашались. Треш-стримеры во время прямых эфиров употребляют наркотики, алкоголь, издеваются над людьми. Были и случаи, когда приглашенные на стрим гости умирали прямо во время съемок, одни – от отравления алкоголем, другие – от издевательств и оставления в опасности, но эфир продолжался даже на фоне трупов.

О регулировании прав и обязанностей блогеров ведутся дискуссии давно и на всех уровнях. Так, в Госдуме предлагали создать черный список таких треш-блогеров. Но, как считает вице-спикер Госдумы Борис Чернышов, это может привести к прямо противоположному результату - сделать им дополнительную рекламу.

«При создании различных черных списков нужно быть аккуратными, чтобы не создавать рекламу нежелательным товарищам. С одной стороны, блогеров из черных списков не будут приглашать на какие-то мероприятия, финансируемые из бюджета или благотворительные, но их и так не приглашают. С другой стороны, они скажут - нас включили в черный список, начнут радоваться. Такие истории, когда те или иные ограничения действуют, как реклама, мы уже проходили», - приводит его слова портал НСН.

Блог и СМИ

Кроме того, пишут эксперты, блогеры уже сегодня могут регистрироваться как СМИ, получив статус информагентства. Например, как комментирует в СМИ управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко, закон «О СМИ» не требует у информагентств подтверждать сведения о домене.

СМИ привязано к конкретным домену, газете или каналу, а информагентства можно зарегистрировать без привязки к конкретному способу распространения, подтверждает и юрист АО «Бизнес Ньюс Медиа» Антон Кочнев.

Избавит ли интернет-пространство от распространителей фейковой информации или треш-сримеров регистрация блогеров как СМИ? Вряд ли. Ведь она предполагается на добровольной основе. Хотя на того блогера, который возьмет на себя функцию СМИ официально, будут распространяться действия тех же законов и моральных норм, что и на профессиональных журналистов.

Большой вопрос и в том, в какой части финансово успешные блогеры уплачивают налоги с донатов, заказов на платную – прямую и нативную - рекламу и платные комментарии, которые размещают в своих блогах и каналах. По данным исследования Izea, на которое ссылается портал Quokka.media, за период с 2014 г. до 2019 г. включительно средняя стоимость рекламного поста в Instagram* выросла более чем в 12 раз, со $134 до $1643. Затронет ли официальная регистрация в качестве СМИ финансовую сторону деятельности блогеров, и в какой мере - пока неясно. Как и то, сочтут ли в итоге депутаты Госдумы целесообразным внесение предлагаемых поправок в закон «О СМИ».

(* Meta, Facebook и Instagram - признаны экстремистской организацией и запрещены на территории РФ)

Опубликовано 30.12.2022

Похожие статьи