Бой с цифровой тенью. Роскачество о том, как не «наследить» в Сети

Логотип компании
Бой с цифровой тенью. Роскачество о том, как не «наследить» в Сети
Все, с чем соприкасался цифровой профиль пользователя на любом участке виртуального пространства, остается в Интернете навсегда. Эти данные могут использовать для своих целей не только рекламодатели и ИТ-разработчики, но и мошенники. Как обезопасить себя, минимизировав «цифровые следы»?

Все действия пользователя в Сети и данные о нем постоянно записываются. При этом неважно, каким гаджетом он пользуется – смартфоном, компьютером, каким-либо устройством интернета вещей (IoT) или билетом для проезда на общественном транспорте. Данные о пользователе, его фотографии, комментарии, открытая переписка, единожды опубликованные в виртуальном пространстве, остаются там навсегда, даже если владелец аккаунта или профиля в соцсети и удалил их однажды. Эксперты считают, что в Сети можно найти очень полную, а порой и критичную информацию - адрес, место работы, уровень зарплаты, места шопинга и отдыха, список покупок, предпочтения в музыке, одежде и еде - о любом посетителе «виртуального пространства».

По данным отчета Digital 2022 Global Overview, к началу 2022 г. число пользователей «Всемирной паутины» достигло 4,95 млрд человек, или 62,5% населения Земли.

Уровень проникновения Интернета в России достиг 89,0% от общей численности населения, охватив 129,8 млн человек. Владельцами смартфонов является 95,9% россиян, ноутбуков и настольных компьютеров - 78,5%. Общее время ежедневного использования Интернета составляет 7 ч 50 мин., при этом на мобильные устройства приходится 3 ч 39 мин, на ноутбуки, настольные компьютеры и планшеты - 4 ч 11 мин.

Число пользователей социальных сетей в России (включая неуникальных) достигло 106 млн, что эквивалентно 72,7% общей численности населения.

Технологии получения, хранения и обработки информации стали широко применяться еще в начале 2000-х гг. Цифровые гиганты, такие как Google, Яндекс, Facebook*, Amazon, ВКонтакте, получают информацию о потребностях своих пользователей и клиентов, обрабатывая их «цифровые следы».

Как считает старший специалист по тестированию цифровых продуктов Роскачества Сергей Кузьменко, любые данные о человеке можно использовать для различных целей. Например, информация уже собирается, даже когда он просто двигает мышкой на каком-либо web-сайте. Если это сайт интернет-магазина, его предпочтения будут выявлены по товарам, на которые он кликнул, или же по которым водил мышкой, даже если и не добавил их в корзину для покупок. И вот предпочтения покупателя уже известны, комментирует спикер, а значит, data-брокерам и рекламодателям проще создать контентную рекламу именно под него, и легче убедить сделать покупку или иные действия.

Остаться полностью «невидимым» в Интернете невозможно. Но, считают эксперты Роскачества, минимизировать вероятность негативных сценариев вполне реально, если соблюдать определенные правила «цифровой гигиены».

Например, для регистрации на сайтах, в интернет-магазинах и соцсетях оптимально использовать отдельный, специально для этой цели зарегистрированный адрес электронной почты. E-mail, к которому привязаны аккаунты социальных сетей, выкладывать в открытый доступ не рекомендуется. Профили в соцсетях и списки друзей рекомендуется скрыть, а вести переписку исключительно через мессенджеры с постоянным сквозным шифрованием. Браузеры необходимо периодически очищать от временных файлов (кэша), и совсем не лишней будет установка запрета на сохранение файлов cookies и антивирусной программы, защищающей, в том числе, и от кейлоггера (клавиатурного шпиона). И, наконец, при посещении Сети рекомендуется использовать VPN–сервис. Он не сохраняет ни историй посещения web-сайтов, ни ключей посещения, но желательно, чтобы он обладал высоким уровнем рейтинга. Бесплатными сервисами VPN пользоваться не рекомендуется.

Профили в социальных сетях рассматриваются сегодня практически в качестве цифровых визитных карточек. Работодатели, имеющиеся и потенциальные, кредитно-финансовые институты изучают профили пользователей для своих целей. Например, чрезмерно «фривольные», по мнению работодателя, фото могут послужить причиной для увольнения или отказа в приеме на новую работу.

Откровенность пользователя в вопросах своей частной жизни, быта, подробности об имуществе и финансовых возможностях могут успешно использовать и мошенники.

Интернет «помнит» все, в том числе и чрезмерную виртуальную открытость, предупреждает руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергей Бодров. Поэтому стоит подумать дважды перед тем, как что-либо опубликовать. Свой публичный профиль нужно вести ответственно.

Не желательно, предупреждают эксперты Роскачества, публиковать в открытом профиле в соцсетях персональные сведения - дату и место своего рождения, паспортные данные, личный номер телефона, домашний адрес. Так же, как и фотографии, по которым можно идентифицировать место жительства, наличие имущества, различных ценных вещей и предметов. Фотографии с отпуска в режиме онлайн также дадут злоумышленникам нужную им информацию.

Выложенные в открытый доступ подробности личной жизни кибермошенники могут использовать в различных схемах шантажа.

Финансовая информация - уровень дохода, платежные реквизиты - это табу. При покупках в соцсетях или в онлайн-играх, предупреждают эксперты, никакой гарантии конфиденциальности для данных банковской карты не предоставляется.

Пароли, кодовые слова и ответы на контрольные вопросы в своих профилях, в том числе в ответах на вопросы всяческих анкет и сервисов, указывать очень нежелательно. Все эти данные лишь облегчат им подбор паролей к аккаунтам и их взлом.

Читайте также
На что делают ставку злоумышленники, пытаясь угадать пароли пользователей? Какие факторы, помимо выбора пароля, влияют на безопасность данных пользователя? Какие меры могут принять пользователи для повышения безопасности своих данных?

Страницу в соцсетях лучше сделать закрытой, советуют аналитики Центра цифровой экспертизы Роскачества, в этом случае личная информация была доступна только избранному кругу лиц. А запрет размещения постов на странице другими пользователями отфильтрует спам и контент сомнительного характера.

* признан экстремистской организацией и запрещен в России

Похожие статьи