IBM не даст аккумулятору нагреться

Логотип компании
13.03.2013Автор
IBM не даст аккумулятору нагреться
Владельцы современных гаджетов знают, что при интенсивной работе все эти устройства весьма ощутимо нагреваются: повышается температура стоящего на коленях ноутбук при просмотре фильма, смартфона при долгом разговоре...

Владельцы современных гаджетов знают, что при интенсивной работе все эти устройства весьма ощутимо нагреваются: повышается температура стоящего на коленях ноутбук при просмотре фильма, смартфона при долгом разговоре. Часто причиной этого, помимо нагрева процессора, становится разогрев аккумулятора.

Практически во всех современных устройствах используется литий-ионный аккумулятор (Li-Ion) – именно он и подвержен разогреву. Такие батареи используются не только в мобильных устройствах, но и в электромобилях, где их нагрев еще более опасен (во время тестов на безопасность электромобилей имели место случаи пожаров. Также с проблемой нагрева литий-ионных аккумуляторов столкнулась компания Boeing, американский производитель самолетов. Из-за их перегрева в новых лайнерах Boeing-787 Dreamliner случались задымления и даже возгорания.

Предложения по охлаждению литий-ионных батарей имели место. В частности, компания Tesla Motors создала систему охлаждения аккумулятора. Однако мощность устройства за счет наличия дополнительного «холодильника» падала слишком сильно.

В решение проблемы включилась и компания IBM. Ее ученые решили, что литий-ионные аккумуляторы попросту исчерпали свой потенциал, и предложили концепцию Li-Air – литий-воздушного аккумулятора: окисление лития кислородом, содержащимся в воздухе, приводит к генерации электрического тока. Такие устройства, утверждают в IBM, имеют огромный энергетический потенциал, на порядок выше, чем у обычного литий-ионного аккумулятора.

Проект разработки новых батарей ведется IBM под кодовым названием Project 500. Однако коммерческое использование новинок, полагают создатели, начнется не ранее 2020 года – уж очень много проблем предстоит решить. Прежде всего, литий – активный щелочной металл, стоящий в самом начале ряда стандартных электродных потенциалов, и компоненты такого аккумулятора быстро деградируют, теряя свои свойства. Кроме того, сложно найти подходящий электролит. Поначалу в этом качестве использовался водный щелочной раствор, однако его эффективность была невысокой ввиду паразитической реакции лития с водой. Позже водный электролит заменили неводным полимерным. К тому же аккумулятор Li-Air нельзя считать полностью безопасным: если в него попадет вода, может возникнуть взрывоопасная концентрация водорода с кислородом.

Часть проблем литий-воздушного аккумулятора уже удалось решить. Британские ученые из университета Сент-Эндрюса (University of St Andrews) создали литий-воздушный аккумулятор, практически не склонный к деградации: после ста циклов экспериментальные модели теряли лишь 5% емкости, а скорость их заряда в десять раз превышала оную в обычном аккумуляторе. В качестве электролита британцы применили диметилсульфоксид (CH3)2 SO – он относительно хорошо проводит ионы и не дает литию окисляться напрямую. Правда, недостаток и у этого электролита есть – он замерзает при +18 ºС (не сразу, а постепенно).

Другим нововведением стало применение в качестве электродов благородного металла – золота и его ионов. Однако золото – тяжелый металл, поэтому новый аккумулятор имел большой вес и, понятное дело, оказался очень и очень дорогим (не хотелось бы, чтобы владельцы гаджетов и электромобилей становились жертвами охотников за золотом).

Несмотря на все сложности, на текущий момент Li-Air остается единственным претендентом на решение проблемы катастрофически малой емкости аккумуляторов и слишком долгой их зарядки, что сдерживает развитие рынка электромобилей. Рабочий прототип своего литий-воздушного аккумулятора IBM планирует продемонстрировать уже в этом году. В России работы по совершенствованию батарей такого типа ведет компания FM Lab, резидент «Сколково».

Читайте также
По каким критериям следует выбирать ноутбук для учащегося? Какие тенденции характерны для российского рынка ноутбуков сегодня? Отметим несколько наиболее популярных и интересных по соотношению цена/качество моделей ноутбуков, которые могут быть полезны.

Похожие статьи