Игры, в которые играют бренды

Логотип компании
Игры, в которые играют бренды
Геймификация позволяет гармонично объединить игру и работу: разгребаете текучку, а на выходе получаете порцию эндорфинов!

Зачем нужна геймификация

От гамбургеров до танков

Когда игры неуместны


«Сделал дело – гуляй смело», – гласит народная мудрость. Но так ли актуально это правило в эпоху Интернета? Представляю, как удивились бы наши трудолюбивые предки, узнав, что в XXI веке человек начнет осознанно привносить в свою работу элементы игры.

Зачем нужна геймификация

Сам термин означает применение игровых инструментов в неигровых процессах, например в учебе или труде. По данным Gartner, рынок услуг по внедрению таких программ достигает $2,8 млрд. Как же все это работает и почему компании платят нешуточные деньги за то, чтобы их сотрудников научили играть?

Ответ кроется в человеческой психологии. Даже повзрослев, большинство из нас в свободное время не прочь поиграть. Кто-то делает это за компьютером, кто-то разгадывает кроссворды, а кто-то гоняет футбол с друзьями. Так вот, геймификация как раз и позволяет гармонично объединить игру и работу. Со стороны все выглядит, будто вы разгребаете ежедневную текучку, но на выходе получаете порцию эндорфинов как после часовой баталии в “Dota 2”.

Наиболее метко охарактеризовал это явление Сет Прибач (Seth Priebatsch), основатель компании – разработчика социальных игр SCVNGR: «Если вы позволите своему сотруднику быть эльфом 80-го уровня, он будет работать гораздо эффективнее».

От гамбургеров до танков

Процесс приготовления гамбургеров и обслуживания клиентов «Макдоналдса» выглядит скучно и однообразно, но на самом деле это настоящая эстафета. Чем выше твои личные показатели, тем больше шанс получить новый бейдж по итогам дня, стать лучшим сотрудником недели или месяца с соответствующими привилегиями. Но главное – эмоции, которые получает сотрудник. Что-то вроде мгновенной обратной связи, как если вы опубликовали пост в соцсети и тут же посыпались одобрительные лайки.

Армия США обучает новобранцев при помощи симулятора Virtual Battlespace. Программа моделирует боевые действия и позволяет отточить тактику поведения в разных ситуациях. А игровой рейтинг кандидата учитывается при заключении контракта.

Игры, в которые играют бренды. Рис. 1

Рейтинг кандидата в Virtual Battlespace учитывается при заключении контракта

Еще одна идея, которая лежит на поверхности, – баллы за соблюдение ПДД и безаварийную езду. Пока что этим активно пользуются только страховые компании в своих программах лояльности: закрыл год без страховых случаев – получи скидку на следующий полис. Но если бы прилежные водители поощрялись еще и на уровне ГИБДД (скажем, той же скидкой на регистрацию авто и пр.), это могло бы стать настоящим прорывом в борьбе с аварийностью.

Часто в геймификацию вовлекают не только сотрудников, но и клиентов. К примеру, Samsung Nation – сообщество, в котором поклонники бренда обмениваются впечатлениями от своих устройств, просматривают видео и публикации друг друга, получают награды, зарабатывают баллы и значки, повышают свой рейтинг. Кроме того, в некоторых странах среди зарегистрированных пользователей, оставивших отзыв о продукте на сайте компании, ежемесячно разыгрываются призы – устройства и сертификаты.

Игры, в которые играют бренды. Рис. 2

В Samsung Nation поклонники бренда получают награды, зарабатывают баллы и значки

Еще один интересный ход придумала компания Nissan. Американские покупатели электромобиля Leaf могут общаться с ним дистанционно через приложение CARWINGS, где, кроме базовой функциональности (например, проверки состояния зарядки или включения кондиционера), представлен рейтинг всех владельцев таких авто в регионе с указанием поощрений за те или иные действия.

Игры, в которые играют бренды. Рис. 3

CARWINGS показывает рейтинг владельцев Nissan Leaf в регионе

Ну а популярная геосеть Swarm (в прошлом Foursquare) своим успехом и вовсе напрямую обязана игровой системе званий. Постоянно чекинясь в том или ином заведении, пользователь получает виртуальные награды, а если обойдет других по числу посещений, то станет «мэром». К игре подключились и сами заведения, щедро предоставляя скидки за регулярные чекины в Foursquare.

Игры, в которые играют бренды. Рис. 4

Геосеть Swarm своим успехом напрямую обязана игровой системе званий

Когда игры неуместны

Однако, примеряя сюжет из «Игры престолов» на свои бизнес-процессы, важно не переступить здравый смысл. Игра не должна становиться отвлекающим фактором и вытеснять суть работы. Например, руководству компании лучше сосредоточиться на финансовых целях и новых рынках, а не на получении бейджиков за банальное выполнение плана продаж. Игровые методы, хорошо работающие на молодых сотрудниках с узкой сферой ответственности, вряд ли помогут директорам и визионерам, обремененным категориями высоких целей и масштабных концепций.

Водителям-дальнобойщикам тоже нет смысла дарить виртуальные баллы и превращать рейс в игровую эстафету – ведь взрослый мужчина вряд ли оценит карту маршрута в стиле комикса по сюжету мультяшных «Тачек». Ну а управление сложными и опасными механизмами попросту несовместимо с подобными развлечениями.

Выводы

То, что геймификация способна повысить продажи, лояльность клиентов и мотивацию сотрудников, – неоспоримый факт. Однако у HR-специалистов нет однозначных рекомендаций, где игровая составляющая наиболее результативна – все решает здравый подход. Например, когда стоит задача увлечь молодых людей, изнывающих за рутинной работой, – безусловно, самое то. В то же время воспринимать игру как средство сэкономить на базовых инструментах мотивации, не стоит: виртуальные медальки могут стать отличным дополнением к хорошей зарплате, но никак не альтернативой.

Читайте также
На что делают ставку злоумышленники, пытаясь угадать пароли пользователей? Какие факторы, помимо выбора пароля, влияют на безопасность данных пользователя? Какие меры могут принять пользователи для повышения безопасности своих данных?

Опубликовано 23.10.2015

Похожие статьи