Меташколы и метауниверситеты: как будет выглядеть образование будущего

Логотип компании
Меташколы и метауниверситеты: как будет выглядеть образование будущего
Два года назад во всем мире начался массовый переход работников на удаленный режим. И если многими офисными сотрудниками такой режим  был воспринят как благо, то образовательная индустрия столкнулась с настоящим системным кризисом.

Школяры и студенты стали жаловаться на резкое падение качества обучения, а лекторы и семинаристы, даже имея доступ к системам видеоконференцсвязи, столкнулись с целым рядом проблем – от регулярных сбоев в работе сервисов до трудностей с проведением практических занятий. Стало ясно: будущее за онлайн-обучением, но только в том случае, если технологические барьеры здесь будут преодолены.

Создавшейся ситуацией умело воспользовались EdTech-стартапы, начавшие не только предлагать готовые образовательные онлайн-продукты, но и стремительно осваивать новые технологии: машинное обучение для формирования образовательных траекторий студентов, AR и VR для более глубокого погружения в материал, 5G для передачи видеопотока без сбоев. В первый пандемийный год российский рынок EdTech вырос, по разным оценкам, на 25–50%, причем многие компании показали трехкратный рост. Наиболее перспективными, на мой взгляд, оказались технологии виртуальности – именно с их помощью можно построить образовательную метавселенную.

Метавселенные и реальность

Концепция метавселенной не нова: в романах фантастов герои живут одновременно и в реальном мире, и виртуальном, ломая привычные границы и совершая при помощи аватара то, что в обычной жизни им недоступно. Одна из реализаций такой метавселенной – знаменитый «Аватар» Джеймса Кэмерона.

Но фантастика очень быстро становится реальностью, постепенно переходя в практическую область – спасибо технологиям виртуальной и дополненной реальности. Первопроходцем здесь оказалась индустрия видеоигр: в собственных вселенных компаний Roblox и Epic Games люди ведут полноценную жизнь – зарабатывают, общаются и даже встречаются.

Пандемия лишь подстегнула этот процесс: взаимодействие в цифровом мире становится более привычным, чем в физическом, границы между реальным и виртуальным стираются быстрее. Вспомним выступления группы Gorillaz или прошлогодний концерт Lil Nas X в Roblox, собравший более 30 млн зрителей, виртуальную модель Лил Микелу с миллионами подписчиков в Instagram* или полковника Сандерса из KFC.

Некоторые зачатки метавселенных появляются даже в коммерческом секторе. Риелторы, к примеру, уже устраивают для потенциальных покупателей экскурсии по строящимся объектам, а в интернет-магазинах можно изучить технику не только на картинках, но и «вживую» – в процессе работы. Именно проникновение метавселенных в коммерческий сегмент обратило на себя внимание крупных корпораций. Так, в ноябре 2021 года Марк Цукерберг объявил, что отныне Facebook* (уже под новым именем) будет заниматься созданием метавселенной, а Microsoft адаптировала VR-продукты для внутрикорпоративных коммуникаций. Стало понятно: метавселенные – это нечто большее, чем обычный мыльный пузырь.

Меташколы и метауниверситеты: как будет выглядеть образование будущего. Рис. 1

Метаобразование

Возвращаясь к образовательной теме, отметим, что метавселенные могут принести в эту сферу два новых качества, недостаток которых ощущается и в процессе очного обучения, и особенно остро на удаленке. Первое – наглядность. В виртуальной или дополненной реальности полученные знания можно сразу же применить на практике, становятся доступны такие лабораторные курсы, о которых еще вчера невозможно было подумать. Работа на производстве, опыты со сложными химическими соединениями, отработка полученных навыков во множестве областей (начиная с практического вождения в автошколах) – все это можно реализовать уже сегодня.

Второе качество – интерактивность. Глубина погружения в процесс обучения в виртуальной и дополненной реальности гораздо глубже, чем при обычном занятии. Технологии VR/AR позволяют не только воспринимать материал, но и «переживать» его, а эмоция, как известно, ускоряет процесс получения знаний.

Наконец, эффект присутствия, который создает виртуальная реальность, позволяет школьникам и студентам проходить полноценное обучение онлайн вне зависимости от их специализации и места жительства. Это особенно актуально в период глобальных потрясений, когда у многих людей нет возможности получать достойное образование в очном формате.

Читайте также
Самым слабым и одновременно опасным элементом системы информационной безопасности был, есть и будет человек. Причем как вне, так и внутри организации. Кто страшнее: злоумышленник внешний или внутренний? Что мотивирует киберпреступников? Как доверять сотрудникам? Главное, как защититься от возможных угроз с их стороны? На эти и другие вопросы отвечает заместитель генерального директора группы компаний  «Гарда» Рустэм Хайретдинов.

Однако не всё так гладко

Любая инновация проходит огромный путь от первого прототипа до массовой реализации. Метавселенная похожа на социальные сети начала 2000-х: есть первые наработки, есть хайп вокруг темы, но на формирование окончательного видения и популяризацию этого направления среди обычных пользователей может уйти 10-15 лет (похожую картину мы наблюдали с появлением на рынке технологий 5G, 3D-печати и искусственного интеллекта). Хотя в этом скорее преимущество для тех компаний, которые собираются выходить на новый рынок. В магазинах приложений виртуальной реальности пока нет продуктов для образовательной сферы, а значит, эта область обещает первопроходцам коммерческий успех. Тем более что образовательные организации продолжают искать все новые способы эффективной передачи знаний.
* (признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ)

Опубликовано 30.03.2022