Что бизнесу делать со своим оборудованием: поддержать старое «железо» или купить новое?

Логотип компании
Что бизнесу делать со своим оборудованием: поддержать старое «железо» или купить новое?
Как понять, что оборудование пора менять? Есть ли на российском рынке альтернатива зарубежным решениям и кому теперь делегировать техобслуживание?

Оборудование в любой локальной инфраструктуре принято обновлять раз в три-пять лет, так как технологии не стоят на месте: вендоры регулярно выпускают более мощные новинки, а на смену старым поколениям процессоров и серверов приходят новые. Если принимать решения слишком долго и вовремя не отреагировать на изменения, то можно моментально выпасть из гонки за клиентов и долю на рынке.

Но как понять, что оборудование пора менять? Есть ли на российском рынке альтернатива зарубежным решениям и кому теперь делегировать техобслуживание? Давайте разбираться.

Когда пора менять оборудование

Конкуренты захватывают рынок

Производительность оборудования непосредственно влияет на развитие бизнеса, особенно это заметно в отраслях с большой конкуренцией: банки, ритейл, финтех, страхование. Если компания размещает свои сервисы в локальной инфраструктуре, то без «железа» от надежного вендора у нее не получится быстро разрабатывать приложения, запускать тяжелые сайты и активно расти.

Многие корпорации часто приобретают самое современное оборудование для агрессивного захвата рынка. Поэтому бизнесу необходимо постоянно держать руку на пульсе: проводить мониторинги, смотреть на соседей, их проекты и активности. И если конкуренты выходят вперед, сразу догонять их, чтобы удержать своих клиентов.

Любой цифровой бизнес так устроен: один потратил время и деньги, сделал классный продукт, запустил сервис, задал тренд, а все остальные подтянулись. И это уже становится неким стандартом, best practice. Кто не успел быстро сориентироваться, тот теряет свою долю рынка, и про него через некоторое время все забывают.

Кейс. Тинькофф изначально был небольшим банком, который активно развивал цифровые сервисы. У них не было физических отделений, но они делали упор на диджитал и цифру. За счет этого Тинькофф занял большую долю рынка, а конкуренты стали подстраиваться под их высокую планку: запускать мобильные приложения и делать дружелюбные интерфейсы.

Оборудование морально устарело

Обычно бизнес приобретает оборудование на перспективу трех-пяти лет. Со временем оно морально устаревает и уже не подходит под работу мощного ПО. Если изначально сервер был предназначен для тяжеловесной системы, например, SAP, то через пять лет его выводят под менее критичные сервисы и задачи, например, для тестовой среды.

На рынке постоянно появляются новые разработки, но важно понимать, что от поколения к поколению может измениться все, начиная от материнской платы и модели процессоров, заканчивая типом дисков. И наоборот, могут быть незначительные изменения, которые не дадут взрывного роста производительности. Поэтому нужно изучать технические характеристики новинок и взвешенно принимать решение о покупке.

Например, у нас основная «рабочая лошадка» — Cisco UCS B200 M5. Пятое поколение серверов соответствует второму поколению процессоров Intel Xeon Scalable. Когда вышло третье, мы решили не покупать новые серверные модели, так как предыдущие еще были актуальны. На оборудовании с третьим поколением процессоров у нас размещены только VDI клиентов, которые работают с графикой, например, инженерно-конструкторские бюро. В четвертом поколении Intel мы видим большой прирост производительности, поэтому, как только новое оборудование на таких процессорах станет доступно к закупке у Cisco, мы сразу же оформим заказ.

«Железо» часто ломается и выходит из строя

Бывают ситуации, когда компания хочет сэкономить и покупает серверы без поддержки у сомнительного производителя. Обслуживание и восстановление такого железа в будущем может обернуться для бизнеса огромными затратами, которые соизмеримы со стоимостью нового оборудования.

Кейс. Крупная компания приобрела в Китае две серьезные NetApp-системы. Когда оборудование пришло в Россию, то оно оказалось нерабочее. Специалисты связались с поставщиком, но он ничем не смог помочь своему заказчику. Тогда компания обратилась к нам.

Наши специалисты провели диагностику, в ходе которой увидели семилетние изношенные б/у диски. Запустить такую систему можно, но взять на официальную гарантию не получится.

Стоимость, за которые интегратор согласился бы на SLA по восстановлению системы, превышает стоимость покупки новой системы. В этой ситуации заказчику проще приобрести новое аппаратное обеспечение, но уже у проверенного поставщика.

Новое оборудование — это беспроигрышный вариант

Если есть бюджет, то всегда лучше покупать новое оборудование флагманских моделей. Оно дольше прослужит и его будет легче обслуживать. Например, high-end СХД NetApp можно обновить, это предусмотрено конструктивом: у А700 можно вынуть контроллеры и обновиться до А900. Такая опция позволяет с минимальными вложениями работать на одной системе до 10 лет.

Если говорить про б/у, то оно дешевле, и это его главное преимущество, но с этим нужно быть очень и очень аккуратным. Есть два нюанса, которые важно брать во внимание:

  1. необходимо четко понимать, для каких целей подойдет б/у оборудование, а для каких — категорически нет. Б/у оборудование можно приобретать только для не критической инфраструктуры и только у проверенных поставщиков. Сеть устаревает медленее, чем серверы и СХД, поэтому в целях экономии можно рассматривать такое бэушное «железо». Например, для инфраструктуры офиса подойдут актуальные коммутаторы Cisco;

  2. бюджет на оборудование ИТ-директор утверждает чаще всего с финансовым и генеральным директором. Это люди бизнеса, а не технические специалисты, которые могут не разбираться в нюансах оборудования. Если ИТ-директор один раз предложит приобрести б/у сервер вместо нового, в следующий раз ему урежут бюджет, и компания перейдет полностью на старые модели, что в будущем негативно скажется на производительности всей инфраструктуры и развитии бизнеса.

На российском рынке есть хорошее оборудование

Вопреки стереотипам, оборудование российских вендоров можно рассматривать для покупки. Сейчас производители готовы предложить бизнесу новые модели серверов, которые поддерживают третье поколение и подходят для импортозамещения зарубежных решений.

Например, vStack-Hardware уже анонсировал запуск четвертого поколения в третьем квартале 2023 года. Большинство отечественных вендоров серверного оборудования отстают всего на одно поколение от лидеров рынка — Dell и Cisco. Это на самом деле хороший результат, потому что производители второго эшелона только приступили к разработке четвертого поколения.

Несмотря на уход иностранных вендоров, сервисные центры продолжают работать

После ухода зарубежных вендоров с российского рынка в 2022 году бизнес лишился технической поддержки от производителей. Раньше при любых проблемах с оборудованием заказчик обращался в любой сертифицированный сервисный центр, где ему бесплатно ремонтировали «железо» по официальной гарантии.

Теперь компании стоят перед выбором: самостоятельно поддерживать свою локальную инфраструктуру или заключить контракт с сервисным центром? Если заключать контракт, то только на новое оборудование или на старое тоже?

Как мы видим на практике, бизнес не задумывается о технической поддержке до первой поломки. Тогда компания обращается по привычке к вендору, который «умывает руки». Потом связывается с сервисным центром, у которого уже нет партнерских договоренностей и отношений с производителем. Поэтому бизнесу приходится покупать новый контракт на техобслуживание.

Сейчас к нам приходят заказчики по поводу устранения неполадок. При первом обращении мы идем к ним навстречу, ремонтируем и восстанавливаем, но после предлагаем заключить контракт на любой период от года до пяти лет. Так уже две трети наших клиентов делегировали нам техническое обслуживание своего оборудования.

Общемировые тренды — это самая безопасная история для бизнеса

Самая верная стратегия при выборе оборудования — это ориентироваться на общемировые тренды: изучать новинки Cisco, NetApp, Dell, смотреть за рынком и конкурентами, вовремя обновлять аппаратное обеспечение на актуальные модели и делегировать техническую поддержку профессионалам.

Опубликовано 01.06.2023

Похожие статьи