«ИТ-Диалог»: как правильно управлять цифровизацией

Логотип компании
«ИТ-Диалог»: как правильно управлять цифровизацией

Фото: предоставлено пресс-службой

В Москве на площадке Аналитического центра при Правительстве РФ прошло заседание Экспертного клуба «ИТ-Диалог». Основные темы - лучшие практики управления digital-проектами и повышение эффективности управления проектами цифровизации. На питч-сессии были представлены стартапы, претендующие на поддержку, объявленную в рамках программы «ИТ-Диалог».

Принять участие в мероприятии приглашались представители ИТ-компаний, ИТ-директора ведущих предприятий Москвы и Санкт-Петербурга и представители органов власти, ответственных за вопросы информационных технологий.

Модерировали мероприятие Иван Козлов, ИТ-директор группы «Латео» и директор по развитию клуба «ИТ-Диалог», и Антон Паулич, ЗАО «Центр открытых систем и высоких технологий» (ЦОС и ВТ), исполнительный директор клуба «ИТ-Диалог».

Информационный спонсор мероприятия - портал IT-World/журнал IT Manager.

«ИТ-Диалог»: как правильно управлять цифровизацией. Рис. 1
Фото предоставлено пресс-службой
Юрий Шойдин, замруководителя центра компетенций по проектному и программному управлению «Газпром-ЦПС», член правления СоДИТ, в своем выступлении говорил о компетенциях и навыках, которыми должны обладать лидеры проектов цифровизации. Каким видится руководитель, которому суждено реализовывать цифровые проекты в недалеком будущем - через 3-5 лет - учитывая основной тренд на гибридные команды и удаленную работу? В числе гибких навыков (soft skills), отметил спикер, на первое место сегодня выходит эмоциональный интеллект руководителя, чего ранее в трендах проектного управления еще не встречалось, умение управлять изменениями не только внутри самого проекта цифровизации, но и видеть, как этот проект меняет компанию. Помимо этого, руководитель завтрашнего дня должен обладать ярко выраженными лидерскими качествами, и видеть его лидером, а не просто администратором, должны и все заинтересованные в проекте стороны, и собственная команда.

Анализ рынка, итоги которого привел спикер, показал, что сегодня практически все крупные компании, подбирая в штат руководителя проекта, ищут не только человека, умеющего решать проблемы в рамках своей предметной области, но и не видят его без навыков управления в рамках методологий Scrum, Agile, без творческого мышления, стрессоустойчивости и самомотивации.

Матрица компетенции руководителей проектов, которую в течение 1-2-х лет намеревается построить и использовать компания спикера, будет состоять из нескольких разделов: базовые навыки (hard skills), знание нормативных документов, технические компетенции, личностные навыки, управленческие коммуникации и кризис-менеджмент.

«ИТ-Диалог»: как правильно управлять цифровизацией. Рис. 2
Фото предоставлено пресс-службой
Людмила Гонтарь, руководитель проектного офиса дирекции «Аэродинамика», руководитель комитета по искусственному интеллекту ГЛОНАСС, руководитель Центра предиктивной аналитики РИЭПП, выступила с презентацией на тему «Особенности методик проектного управления в федеральных проектах по промышленному производству».

Обсуждая тему цифровизации, многие подразумевают под этим автоматизацию. На самом деле, это еще и инфраструктурное решение, и об этом аспекте нельзя забывать. Современный руководитель проекта должен обладать не только базовыми знаниями в ИТ, ему необходимы специальные компетенции - базовые знания и компетенции в той области, в которой работает предприятие, знания конкретных бизнес-процессов. В противном случае оцифровка предприятия сведется к построению системы, далекой от производства, от того, что происходит внутри отрасли и самого предприятия.

«ИТ-Диалог»: как правильно управлять цифровизацией. Рис. 3
Фото предоставлено пресс-службой
Михаил Азовцев, советник генерального директора, член Правления фонда РФРИТ, построил свой доклад по аналогии с «Вредными советами» Г. Остера. Его презентация, слегка разрядившая деловую обстановку – обо всем, как успешно провалить проект, претендующий на грантовое финансирование.

Если ваша главная цель - получить грант, то можете считать проект реализованным, как только средства гранта «упадут» на счет компании, и больше ничего не делать. И даже разбираться в документах и деталях договора перед подписанием – совершенно лишнее.

Управлять рисками и планировать все на несколько шагов вперед – зачем? Согласовывать ТЗ с разработчиком ПО? Не нужно забивать себе голову лишними деталями. А чем же тогда будет занят подрядчик?

Но не забывайте, что ТЗ создано именно для того, чтобы вносить в него изменения как можно чаще.

С дочерними организациями ничего не согласовывайте. Достаточно ли ресурсов для проекта – никогда не узнавайте этого. И не забивайте себе голову такими мелочами, как дополнительные поставщики и взаимозаменяемые товары.

«ИТ-Диалог»: как правильно управлять цифровизацией. Рис. 4
Фото предоставлено пресс-службой
Павел Алферов, профессор бизнес-практики в Школе управления «Сколково», преподаватель РАНХиГС, член правления «СОВНЕТ», разработчик дистанционных курсов «Центра оценки и развития проектного управления» (АНО «ЦОРПУ»), представил собравшимся итоги масштабного исследования по современным практикам управления проектами 2022-2024. В исследовании принимали участие 320 респондентов, описавших 341 проект из самых разных индустрий. 75% опрошенных имели опыт управления проектами свыше 5 лет, больше половины из них сертифицированы.

Почти 2/3 проектов - разработка новых ИТ-систем, проекты внедрения ИТ-систем, проекты организационных социальных изменений, образовательные проекты и строительные проекты. 71% из всех проектов в той или иной степени включают в себя Agile-практики. По словам спикера, исследование было инициировано с одной ведущей целью – выявить факторы, определяющие успешность проекта.

В 81% случаев проект был успешным, если решения по проекту принимались без задержек. В проектах, где были высокие задержки в принятии решений, успешными смогли стать только 18%.

Читайте также
Россия – в числе лидеров по прямым инвестициям в экономику Азербайджана, на 3 месте среди торговых партнеров и первом - в совокупной структуре импорта. Обо всем, что сегодня нашей стране важно в партнерстве с Азербайджаном – новых логистических и газовых проектах, объединении платежных систем, расширении БРИКС - в аналитическом материале IT-World.

Фактор, влияющий на успешность проекта – полномочия руководителя проекта. Там, где у руководителя проекта была лишь минимальная возможность принимать решение лично, успешными стали 15% проектов. Там, где руководитель проекта был наделен правами лично принимать решения, успех был обеспечен в 69% проектов.

Доступность ресурсов, экспертность куратора проекта и лиц, принимающих решения, вовлеченность в проект первого лица компании, коммуникации со стейкхолдерами и их задействованность в проекте, мотивация и уровень опыта команды – все эти факторы напрямую коррелируют с успешностью проектов. Кроме того, каждому проекту важно иметь какую-то методологию разработки (причем неважно, какую именно) и следовать ей, а также выстроить систему управления проектом (Framework) – без этого проекты столкнутся с неудачей.

Завершала мероприятие питч-сессия по отбору цифровых решений в рамках программы поддержки «ИТ-Диалог». На поддержку клуба претендовали VR Concept - многопользовательская программная платформа для работы с 3D-моделями в VR, автоматизированная система построения карьерных траекторий на основе больших данных Edwica, AgroGO - платформа, объединяющая на единой площадке заказчиков и исполнителей сельскохозяйственных работ, и стартап «Наймикс. Первая занятость».

Похожие статьи