Автоматизация и инновации: будущее современной логистики

Логотип компании
Автоматизация и инновации: будущее современной логистики

Изображение создано нейросетью

Как технологии меняют лицо современной логистики? Какие вызовы и перспективы ждут логистов их заказчиков и пользователей? IT-World поговорил на эту тему с экспертами транспортной индустрии, попросив поделиться мнениями и прогнозами по развитию сферы логистики.

Логистическая отрасль — одна из наиболее прочно связанных с информационными технологиями. В современном мире логистические процессы должны быть максимально гибкими и устойчивыми, поэтому операторы активно берут на вооружение новые технологические решения. Уже можно говорить о «Логистике 4.0». Это концепция, интегрирующая передовые технологии и инновационные методы в управление цепочками поставок и логистическими процессами. Она является частью более широкой индустриальной революции, известной как «Индустрия 4.0», которая включает цифровизацию и автоматизацию производства и других бизнес-процессов. Как работает эта концепция и чем она полезна для бизнеса и простых потребителей?

Представьте себе мир, где каждый груз отслеживается с точностью до секунды, а роботы и искусственный интеллект координируют работу складов и транспортных сетей с небывалой точностью. Мир, где блокчейн обеспечивает прозрачность и безопасность каждой транзакции, а большие данные предсказывают спрос и оптимизируют запасы с невероятной точностью. Какие технологии стоят за этим термином? Как они меняют лицо современной логистики? Какие вызовы и перспективы ждут логистов их заказчиков и пользователей? Мы поговорили на эту тему с экспертами транспортной индустрии, попросив поделиться мнениями и прогнозами по развитию сферы логистики.

Технологии логистики нового поколения

Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали», отмечает, что в последние годы компании активно стремятся к автоматизации процессов и снижению расходов посредством использования современных инструментов. Он подчеркивает, что такие сервисы и платформы не только освобождают компании от рутинной работы, позволяя экономить деньги и ресурсы, но и способствуют созданию единых отраслевых стандартов. По его мнению, это в конечном итоге улучшает экономические показатели не только отдельных предприятий, но и целых регионов. По данным «Яндекс Магистрали», цифровизация позволяет заводам и предприятиям увеличить экономическую эффективность на 8–16%. Александр также указывает, что с каждым годом все больше компаний переходят на цифровые технологии, что порождает растущий спрос на разнообразные ИТ-инструменты. Среди них он выделяет хранение данных, искусственный интеллект, беспроводную связь, Big Data, виртуальную и дополненную реальность, роботизацию, ГЛОНАСС и GPS, бесконтактную оплату и облачные технологии.

Логистика будущего: главные тренды цифровой трансформации транспортной отрасли
Автоматизация и инновации: будущее современной логистики. Рис. 1

По мнению ИТ-директора компании СДЭК Артема Новикова, современные технологии, связанные с данными, такие как машинное обучение, искусственный интеллект и аналитика больших данных, играют ключевую роль в логистике. Артем подчеркивает: «Мы приходим к тому, что делаем очень децентрализованные процессы, которые должны работать автономно и автоматизированно». Для этого необходимо оцифровать все этапы, включая телеметрию с аппаратов для сортировки груза и оптимизацию маршрутов курьеров с учетом пробок и прогнозов заказов. Эксперт утверждает, что максимальная цифровизация процессов является основным трендом в настоящее время. Он приводит пример, что даже законопроект в России уже разрешает использование беспилотных фур для перевозки грузов по трассам, что подтверждает стремление к полной автоматизации. Также наш собеседник указывает на важность «Интернета вещей», приводя в пример постаматы и терминалы самообслуживания, где посылки могут быть оставлены и получены автоматически через приложение. «Это то, что уже нас окружает», — замечает он. Однако, по мнению Артема, мощный тренд на цифровизацию требует особого внимания к безопасности процессов. «Мы должны сделать так, чтобы люди не были обеспокоены тем, что информация о том, что и кому они отправляют, утечет куда-то», — подчеркивает он.

Автоматизация и инновации: будущее современной логистики. Рис. 2
Александр Гаврилов («Яндекс Магистрали»):
Современные сервисы и платформы, которые разрабатывались с учетом задач и требований рынка, защищены максимально надежно. Система постоянно совершенствуется, чтобы быть готовой к киберугрозам разного уровня сложности. Если компания хочет контролировать процесс на каждом этапе доставки и получать полноценную аналитику, на основе которой потом вносить корректировки в свои процессы, то ей придется доверить свои данные. Главное правильно подойти к выбору ИТ-инструмента — узнать, были ли раньше какие-то проблемы с безопасностью, и понять, как новое решение будет взаимодействовать с другими.

Александр Воловик, директор коммерческого департамента компании BIA Technologies, утверждает, что одна из ключевых технологий в современном бизнесе — это имитационное моделирование, также известное как использование цифровых двойников. Он подчеркивает, что ее применение возможно не только в логистике, но и в других областях. По мнению Воловика, цифровые двойники могут охватывать как целые предприятия, так и отдельные направления и процессы. Применительно к складской логистике, Александр отмечает, что перед тем, как построить новый склад или рассчитать маршруты, создается цифровая модель. В этой модели можно проанализировать различные параметры, такие как объем груза, который сможет обработать склад, необходимый штат, подъездные пути и ширина складских ворот для одновременной разгрузки нескольких машин. Эксперт уверен, что таким образом цифровой двойник склада помогает оценить окупаемость инвестиций и быстро просчитать, как любые изменения и усовершенствования скажутся на операционных и финансовых показателях. Александр приводит конкретные цифры, подтверждающие эффективность цифровых двойников: благодаря их внедрению в складскую логистику, время обработки операций снижается на 35%, операционные затраты уменьшаются на 15%, а пропускная способность склада повышается на 25%. Эти данные, по его словам, проверены на практике и служат наглядным подтверждением эффективности цифровых двойников. Наш собеседник также подчеркивает, что автоматизация влияет на общую эффективность работы: повышаются качество и скорость обработки операций, минимизируется количество ошибок. Стоимость создания цифрового двойника, как отмечает Александр, зависит от сложности производственного процесса, количества рабочих мест, требуемого оборудования и программного обеспечения. Он признает, что такое внедрение может потребовать значительных инвестиций. Однако, по его мнению, в долгосрочной перспективе эти технологии могут значительно улучшить эффективность и производительность предприятия, что будет способствовать экономии затрат и повышению прибыли.

Автоматизация и инновации: будущее современной логистики. Рис. 3
Александр Воловик (BIA Technologies):
Применение цифровых двойников требуется при моделировании новых объектов, для оптимального размещения товаров и планирования рабочих процессов, аналитики производительности, оптимизации и управления рисками. Например, за счет имитации сценариев в виртуальной среде разрабатываются надежные планы, учитывающие непредвиденные обстоятельства. В результате снижаются риски и повышается общая устойчивость предприятия.

Цифровой склад

Логистика — это не только доставка грузов из пункта A в пункт Б. Не менее важными моментам являются складские операции и управление запасами. Андрей Пунин, технический директор маркетплейса «Здравсити», полагает, что для логистического рынка автоматизированная сборка на конвейере уже стала нормой. Он считает, что дальнейший путь развития логистики в фармацевтической отрасли лежит в области роботизации отдельных процессов в зависимости от специфики задач. Например, Андрей упоминает автоматизацию линии контроля и подготовки к отгрузке, а также процесса оприходования товара в аптеке. Эксперт подчеркивает, что важной задачей для качественного управления логистикой движения лекарств является глубокая детальная статусная модель. Он объясняет: «Чем точнее мы пониманием, что происходит с заказами в реальном времени, тем точнее можем прогнозировать их дальнейшее местоположение». По его мнению, создание нормативов для каждого этапа позволит контролировать отклонения и управлять ресурсами и нагрузкой на всех этапах логистической цепочки.

«Система управления складом — это база, которая на данный момент есть далеко не у всех предприятий, а у части компаний она может быть внедрена ненадлежащим образом. Сегодня можно говорить о необходимости базовой цифровизации складских операций и процессов в целом, то есть о внедрении систем управления складом, и в том числе системы управления двором. Если рассматривать управление запасами — то тут возможны разные вариации — у одних компаний эта функция включена в WMS-систему, у других — управление идет через ERP», - говорит Алексей Маньковский, директор по развитию цифровых логистических продуктов Isource.

Автоматизация и инновации: будущее современной логистики. Рис. 4
Артем Новиков (СДЭК):
Наша задача — не хранить груз на складах, а максимально быстро его перераспределить, чтобы он ехал дальше. То есть чем меньше он лежит на складе, тем лучше. Груз должен ехать. Мы стараемся цифровизировать сортировку.

Алексей отмечает, что складские процессы в промышленности имеют свою специфику, которая, к сожалению, не учтена в большинстве представленных на рынке цифровых систем. Он подчеркивает, что следующим этапом цифровизации статнет управление входящими и исходящими потоками транспорта, подрядчиками и отслеживание транспортных средств и грузов. Однако он добавляет, что к этому этапу стоит приступать только после решения первоочередных базовых задач по цифровизации складской логистики.

Пресс-служба компании «Деловые Линии» сообщает, что в первую очередь цифровизация и автоматизация необходимы при анализе и маркировке большого объема данных, прогнозировании спроса и определении уровня загруженности склада в соответствии с колебаниями объема поставок. Представитель компании отмечает, что система WMS для управления 3PL-складами позволяет автоматизировать операции, вести почасовой учет загруженности персонала и настраивать индивидуальные отчеты по движению товаров для каждого клиента. «Переход на цифровое управление 3PL-складами с помощью WMS-системы позволил нам в два раза быстрее обрабатывать заказы и на 50-70% повысить общую производительность склада», — подчеркивает пресс-служба. При переезде терминала из одной локации на другую применяются технологии цифрового двойника, позволяющие заранее собрать параметры будущего терминала, дать предполагаемую нагрузку и просчитать необходимое число сотрудников. По словам представителей компании, это решение помогает сократить операционные затраты на 15% и снизить пробеги сборщиков-комплектовщиков и погрузочно-разгрузочной техники на 20%.

Вы где?

Остались в прошлом звонки курьеру или экспедитору со словами «Вы где, когда приедете?». Сегодня все привыкли отслеживать местоположение груза в режиме онлайн с помощью телематики и других инструментов. Сергей Столпер, директор по развитию бизнеса компании «Три точки», утверждает, что для отслеживания грузов и контроля других параметров сегодня наиболее эффективно использовать телематическое оборудование. Он отмечает, что оно превращает транспортное средство в цифровой автомобиль, который становится частью экосистемы «Интернета вещей». «Это значит, что владелец бизнеса может получать актуальную информацию в любое время — днем и ночью», — говорит он. Эксперт напоминает, что телематика решает и другие полезные задачи. Установленное в транспортном средстве телематическое оборудование передает информацию с датчиков в программу управления. Таким образом, владелец автопарка получает доступ к широкому спектру данных и способен контролировать все, начиная от уровня топлива и заканчивая качеством вождения.

Автоматизация и инновации: будущее современной логистики. Рис. 5
Сергей Столпер («Три точки»)
В первую очередь телематические решения помогают защитить автомобиль, топливо и грузы от мошенничества и угона. Данные об авто транслируются онлайн, к тому же есть оповещения.

Андрей Пунин («Здравсити») говорит, что в рамках логистических процессов их компании наиболее интересны GPS, RFID, QR технологии и инструменты, использующие их в работе. Он утверждает, что их сочетание позволяет точно управлять местоположением заказа, курьера или робота не только на открытом пространстве через GPS, но и внутри помещений, таких как склады, с помощью RFID- и QR-технологий. По его словам, отображение QR-кода на экранах помогает передавать управляющую информацию о заказе, его маршруте и зоне отгрузки, а также корректировать параметры в реальном времени при изменении условий. Это особенно актуально для балансировки нагрузки по разным маршрутам, клиентам, направлениям или рынкам. Однако Андрей подчеркивает, что необходимо рассматривать этот вопрос комплексно. Он предупреждает, что если не настроить контроль или применение этой информации, технологии не приведут к повышению эффективности.

В фармацевтической логистике, по мнению Андрея, есть свои особенности. Он объясняет, что существуют отдельные дорогостоящие группы лекарственных препаратов, требующие жесткого контроля на каждом этапе не только с точки зрения местонахождения, но и соблюдения температурного режима с узким диапазоном. В таких ситуациях, по его словам, необходимы устройства, которые в реальном времени замеряют показатели и позволяют гарантировать соблюдение особых условий на любом этапе поставки, вплоть до передачи клиенту на курьерской доставке.

Цифровизация управления автопарком в фармацевтических компаниях
Автоматизация и инновации: будущее современной логистики. Рис. 6

Артем Новиков (СДЭК) говорит об эффективности «умных» меток для отслеживания товарных запасов. «Можно тренд такой выделить — специальные печатные пластиковые лейблы, которые позволяют быстро коммуницировать с объектом, — объясняет он. — Самое главное — это сенсоры и «умные» метки. «Умные» метки пока дорогие в использовании, невыгодны для компании. Но сенсоры уже вовсю используются в европейских компаниях».

Решения, которые говорят по-русски

Вот уже два с половиной года российские компании живут и работают в условиях импортозамещения зарубежных ИТ-решений. В каких-то областях этот процесс идет легче, в каких-то сложнее, по причине отсутствия конкурентоспособных российских продуктов. Наталья Морозова, архитектор ГК Teamidea, напоминает, что в 2022 и даже в 2023 годах замена импортных решений в логистике не была в приоритете у компаний. По ее словам, компании были больше сосредоточены на замене CRM- и ERP-функционала, которые поддерживают операционные виды деятельности. Она указывает, что процесс в логистике шел медленнее, но в настоящее время компании начали смещать фокус внимания на эту область. Наталья считает, что началась «вторая волна импортозамещения», где первая волна касалась процессов, связанных с продажами и взаимодействием с клиентами, а вторая — внутренних процессов, таких как поставки и исполнение заказов. Эксперт утверждает, что в области планирования логистики и транспортных услуг существуют достойные отечественные решения, такие как Foresight и Novo BI. Однако, она подчеркивает, что в области складской логистики пока нет полноценных альтернатив ушедшим решениям, таким как SAP. По ее мнению, российские решения могут заменить некоторые зарубежные продукты, но требуют доработки с точки зрения недостающего функционала и внедрения, что занимает время. Наталья оценивает, что для того, чтобы отечественные вендоры предоставили «коробочные» решения для логистики, соответствующие зарубежным аналогам, потребуется не менее пяти лет. Она добавляет, что только на цикл внедрения уходит не менее полугода с учетом интеграции, а если требуется разработка, то нужен еще как минимум год.

Автоматизация и инновации: будущее современной логистики. Рис. 7
Андрей Пунин («Здравсити»):
На российском рынке давно зарекомендовали себя продукты по управлению доставками от ряда известных отечественных компаний. Решений достаточно, однако у них есть еще большой потенциал для роста. Именно поэтому ряд решений мы самостоятельно дорабатываем и внедряем своими силами.

Александр Гаврилов («Яндекс Магистрали») отмечает, что на российском рынке присутствуют ИТ-инструменты, способные решать практически все бизнес-задачи. Он подчеркивает, что Казахстан активно использует российские технологии для оцифровки различных отраслей, и делает это весьма успешно. Александр утверждает: «В результате за последние два-три года логистика в стране вышла на новый уровень». Он также считает, что российская логистика способна обходиться без зарубежных продуктов, благодаря активному развитию цифровизации, которая сегодня поддерживается на федеральном и региональном уровнях.

Читайте также
Бизнес ориентирован главным образом на рост и финансовую выгоду, а потому зачастую видит в скорейшем внедрении ИИ панацею. Совсем другое дело — госорганы, которые обеспечивают комфорт и благополучие граждан. Далеко не всегда этого можно добиться за счет ИИ и прочих цифровых решений, уверен Денис Волков, министр цифрового развития Воронежской области — нужен многосторонний, взвешенный подход.

Автоматизация и инновации: будущее современной логистики. Рис. 8
Алексей Маньковский (Isource):
Как ни странно, в первую очередь тренд коснулся именно складских систем и операций: для ряда компаний — это первое внедрение, для других — «переезд» на российские решения взамен западных аналогов. Могу отметить, что на рынке есть конкурентоспособные российские решения, которые, в ряде случаев, более функциональные, чем западные, учитывают специфику отрасли, а также более выгодны для компании с точки зрения соотношения скорости и цены внедрения.

За рулем робот

В зарубежных странах все чаще для доставки грузов и посылок используются дроны и роботы, в то время как в России эти задачи выполняются в основном людьми-водителями. Когда наша логистика в этом вопросе догонит Запад? По мнению Артема Новикова (СДЭК), широкого применения беспилотных автомобилей в мире пока нет. Он поясняет, что широкое применение подразумевает занятие большой доли рынка, а этого пока нигде не наблюдается. Артем отмечает, что одним из препятствий для быстрого внедрения автономных транспортных средств является большой социальный аспект. «У нас каждый пятый работающий человек в мире — это водитель», — говорит он. Если внедрить автоматизированные системы доставки грузов, то 20% населения останется без работы, что станет сильным экономическим ударом. Поэтому, по его мнению, процесс будет плавным и незаметным. Кроме того, наш собеседник подчеркивает высокую стоимость разработки беспилотных автомобилей. Хотя многие современные машины, даже в сегменте негрузовых доставок, уже оснащены системами-помощниками для автоматизированного управления, это лишь вопрос времени, когда такие технологии станут повсеместными. Артем также упоминает вопросы безопасности и ответственности, задаваясь философским вопросом: «Что будет, если беспилотный автомобиль собьет человека? Чья это будет ответственность?» По его словам, нормативных актов на этот счет пока нет, как и значимых прецедентов. Артем Новиков заключает, что платформа для массового запуска беспилотных автомобилей пока не развита. Он подчеркивает, что компания будет использовать автономные транспортные средства, если они окажутся эффективными. «У нас абсолютно здравый экономический подход, все, что выгодно для компании, мы делаем. Все, что невыгодно для компании, мы не делаем», — утверждает он. На данный момент, по мнению Новикова, выгодных решений для использования беспилотного транспорта на рынке нет.

Автоматизация и инновации: будущее современной логистики. Рис. 9
Наталья Морозова (TeamIdea):
В России еще в полной мере не готово законодательство для регулирования применения автономных транспортных средств.

«На мой взгляд, этот тренд развивается равными темпами как на Западе, так и в России. И там, и там идет формирование законодательной базы, разработка пилотов и прототипов. Так, например, в прошлом году по федеральной трассе М-11 начались перевозки грузов беспилотными грузовиками, также автономные транспортные средства широко используются в условиях Крайнего севера», — добавляет Алексей Маньковский.

Опубликовано 05.08.2024

Похожие статьи