Пазл совместимости. Как собирать и интегрировать отечественные ИТ-продукты?

Логотип компании
Пазл совместимости. Как собирать и интегрировать отечественные ИТ-продукты?

Изображение создано нейросетью

Редакция журнала IT Manager портала IT-World в сотрудничестве с Клубом «ИТ-Диалог» и при содействии компании SMART Technologies — разработчика инфраструктурных решений для государственного сектора и бизнеса — провела круглый стол на тему «Пазл совместимости: как собирать и интегрировать отечественные ИТ-продукты?». Модератором дискуссии выступил Иван Козлов, ИТ-директор группы «Латео» и директор по развитию клуба «ИТ-Диалог».

Два с половиной года российские заказчики живут в условиях импортозамещения. Сначала речь шла об экстренном «затыкании дыр» после ухода зарубежных вендоров, затем потребовалось основательно и стратегически подойти к выбору отечественных продуктов, поскольку этот выбор делался уже с расчетом на многолетнее использование. Сегодня многие заказчики озабочены вопросами интеграции российского ПО.

SMART technologies: об особенностях импортозамещения и собственных разработках

Раньше, когда у всех работали продукты компании Microsoft, таких проблем не возникало, поскольку стандартом де-факто являлись решения этой компании, а все, кто предлагал свои разработки на рынке, должны были обеспечить такую совместимость. Сейчас ситуация другая. На отечественном ИТ-рынке работает несколько крупных вендоров, каждый из которых строит или пытается строить собственную экосистему совместимого ПО. И совсем не факт, кто продукты одного вендора смогут «подружиться» с продуктами другого разработчика. Это лишь одна из проблем, которые стоят сегодня перед ИТ-директорами российских компаний.

А есть ли проблема?

В начале дискуссии Иван Козлов предложил рассмотреть импортозамещение через призму интеграции и взаимодействия различных приложений. По его мнению, это интересный подход, поскольку многие российские решения хороши сами по себе, но при внедрении в существующую инфраструктуру возникают нюансы. Модератор предложил обсудить проблемы интеграции и задал вопрос — насколько они реальны, есть ли сложности с внедрением отечественного программного обеспечения, его интеграцией или созданием новых систем в 2024 году.

Владимир Замаруев, директор по ИТ «Уральского завода гражданской авиации», охарактеризовал ситуацию не как проблему, а как «интересный вызов». По его словам, трудности возникали в основном у консультантов и интеграторов, а не у разработчиков. Эксперт привел пример с интеграцией отечественных ERP- и PDM-систем, где разработчики перекладывали ответственность друг на друга. Он отметил, что консультанты и интеграторы часто просили заказчика самого определить требования, ссылаясь на отсутствие готовых архитектурных решений. «Соответственно, все уповают на то, что у одних есть API, у других есть API, бери, изучай документацию, но как таковых готовых решений не предлагает вообще никто», — сказал Владимир. Он подчеркнул, что большинство задач приходилось решать внутренними ресурсами компании, что было дороже и отличалось от привычного подхода. Также ИТ-директор выразил надежду на быстрое развитие отечественных продуктов, так как длительное ожидание их «дозревания» вызывало финансовые и ресурсные потери при эксплуатации. Пазл совместимости. Как собирать и интегрировать отечественные ИТ-продукты?. Рис. 1

Петр Сагаловский, ИТ-директор одного из российских предприятий, отметил, что в его компании всегда была большая внутренняя команда разработки, которая решала большинство задач. Петр подчеркнул важность долгосрочного планирования, сказав: «Мне кажется, сейчас мы должны учитывать, что системы, внедряемые в рамках программы импортозамещения, мы захотим поменять или существенно доработать через два-три года. Нужно готовиться к этому уже сейчас, заложив это в архитектурный ландшафт и интеграционную платформу».

Интеграция отечественных ИТ-продуктов: опыт заказчиков и ИТ-компаний
Пазл совместимости. Как собирать и интегрировать отечественные ИТ-продукты?. Рис. 2

Также, Петр затронул тему «технического импортозамещения», когда имеется российское программное обеспечение из реестра (Минцифры) и оно меняется «под капотом», а именно операционная система и база данных, сама система и соответственно интерфейс для пользователя при этом остается прежним. «Я очень сильно сомневаюсь, что мои серверы справятся с нагрузкой на новых операционных системах и базах данных, а надежных источников с нагрузочными тестами нет». Он задался вопросом о том, как правильно подобрать баланс, чтобы пользователь не заметил изменений. В заключение Петр Сагаловский признал, что у него больше вопросов, чем готовых ответов, и выразил заинтересованность в обмене опытом с коллегами по этим вопросам.

Роман Цыганков, директор по ИТ «Автозавода Санкт-Петербург», выразил озабоченность ситуацией с производственными системами, сказав: «У нас есть очень хороший опыт, который наработали мы с нашими иностранными вендорами, и наш бизнес, наш внутренний заказчик не готов идти сейчас на какие-то уступки». По его словам, основная проблема заключалась в том, что отечественные решения не могли полностью удовлетворить требования бизнеса, а бизнес не был готов менять свои процессы. Цыганков отметил сложность в поиске взаимопонимания между ИТ-директорами и бизнесом в этом вопросе.

Интересно было узнать мнение самих вендоров, разрабатывающих ИТ-решения для импортозамещения. Олег Смирнов, ИТ-директор ИТ-холдинга Fplus, подчеркнул, что уровень зрелости отечественных решений еще не достиг уровня современных западных аналогов. Он отметил: «Про серверы вопросов никаких нет, мониторы, телефоны все понятно, принтеры берем и используем». Однако он указал на сложности с программным обеспечением. ИТ-директор рассказал о конфликте между патриотизмом и комфортом пользователей, которые привыкли к высококачественному сервису западных компаний. Эксперт также упомянул о стратегических задачах со стороны собственников, требующих использования реестрового ПО и оборудования. Он подчеркнул необходимость выбора импортонезависимых решений для минимизации рисков в условиях возможных санкций.

Михаил Садиров, директор по развитию компании SMART technologies, подчеркнул, что системный интегратор начал заниматься импортозамещением еще до того, как оно стало мейнстримом, поскольку работает с подсанкционными клиентами с 2014 года. Садиров согласился с мнением о быстром развитии российских разработок: «Решение там, которое сейчас есть на российском рынке, и решение, существовавшее два года назад, — это разные решения». Он также отметил высокий уровень инженерной экспертизы на российском рынке, несмотря на его молодость. Пазл совместимости. Как собирать и интегрировать отечественные ИТ-продукты?. Рис. 3

Как собрать интеграцию

ИТ-ландшафт практически любой компании состоит из множества программных продуктов, интегрированных между собой. К примеру, почтовый клиент работает в одной связке со службой каталогов, календарем, сервисом ВКС, планировщиком, корпоративным порталом и т. д. Весь этот «пазл» нужно правильно собрать. Олег Смирнов рассказал, что интеграция известного российского мессенджера с не менее популярным отечественным корпоративным порталом стала для него настоящей «болью». Он вспомнил, как несколько подрядчиков обещали решить проблему за считаные минуты, которые в итоге обернулись затратами в несколько миллионов рублей. Олег отметил, что ситуация оказалась гораздо сложнее и дороже, чем предполагалось изначально.

Владимиру Замаруеву пришлось решать задачу по замене функционала Microsoft Exchange и Skype, однако он не обнаружил единого продукта, способного полностью их заменить. «Вынужден был собирать по элементам», — признался Владимир. Он объяснил, что приходится брать компоненты от разных компаний и пытаться их интегрировать, что оказалось непростой задачей. ИТ-директор также отметил неожиданную тенденцию: «Пока я пытаюсь «подружить» продукты, которые у меня внедрены, каждый вендор по этим продуктам пытается разработать свое решение в этом направлении». Он привел пример известного российского разработчика ВКС, который начал создавать собственный почтовый сервер, хотя Замаруеву как заказчику была нужна интеграция с уже имеющимся отечественным решением. Владимир также рассказал о трудностях с заменой Skype для бизнеса, отметив, что тестировал около пяти продуктов, но ни один из них не был готов к полноценной интеграции.

Под впечатлением от отзывов коллег, Петр Сагаловский выразил сомнения в необходимости немедленного отказа от почтового сервиса Microsoft. «Страшно делается», — признался он, комментируя услышанные истории о сложностях перехода. Тем не менее Петр полностью поддержал идею тестирования отечественных решений. Он отметил, что уже проводит испытания в ограниченном масштабе для определения целевого ландшафта. Пазл совместимости. Как собирать и интегрировать отечественные ИТ-продукты?. Рис. 4

В ходе развернувшейся дискуссии Петру Сагаловскому возразили Олег Смирнов вопросом, что будет, если Microsoft отключит «рубильник», а Иван Козлов предположил, что при таком сценарии, потеря почтового сервера будет отнюдь не самым страшным последствием для предприятия.

От проблемы заказчика — к проблеме рынка

Иван Козлов отметил, что участники дискуссии пытаются решить проблему отдельного заказчика, в то время как это является проблемой всего рынка. «Мы решаем, то есть вы, пытаетесь решить проблему текущего заказчика, а это не проблема текущего заказчика, это проблема рынка», — заявил модератор. Иван указал на нежелание компаний быть первыми в решении этой проблемы. По его словам, многие предпочитают ждать, пока кто-то другой оплатит интеграцию. «Первый инициативный товарищ заплатит. А все остальные пожнут результаты этой инициативы», — образно выразился Козлов. Он предположил, что никто не хочет быть первым в этом вопросе, предпочитая дождаться готового решения. «Мне кажется, никому не хочется быть первым. Всем хочется потерпеть и подождать того, кто заплатит за эту интеграцию», — отметил Иван.

Его дополнил Олег Смирнов. Он отметил, что раньше многие функции и интеграции были включены в общую стоимость экосистемы или продукта. «Раньше это не стоило условно ничего, оно входило в стоимость экосистемы, в стоимость продукта», — пояснил ИТ-директор. Однако, по словам Олега, ситуация изменилась. Теперь пользователи вынуждены платить дополнительно за те функции, которые ранее предоставлялись в рамках общего пакета услуг. «А сейчас ты за это вынужден платить», — подчеркнул он. Олег Смирнов выразил мнение, что именно это изменение вызывает неприятие у пользователей. Он предположил, что необходимость дополнительных затрат на функции, которые раньше воспринимались как сами собой разумеющиеся, является источником недовольства. «Вот в этом как бы и есть неприятие», — заключил Олег.

Читайте также
На что делают ставку злоумышленники, пытаясь угадать пароли пользователей? Какие факторы, помимо выбора пароля, влияют на безопасность данных пользователя? Какие меры могут принять пользователи для повышения безопасности своих данных?

Роман Цыганков напомнил, что и Microsoft прислушивалась ко мнениям и пожеланиям заказчиков. Но вопрос часто сводился к готовности платить за дополнительные услуги или функции. Он отметил, что ситуация с отечественными разработчиками сегодня складывается аналогично: «И сейчас мы, собственно, приходим ровно к тому, что, типа, ребята, если вы хотите — платите». Однако Роман выразил согласие с мнением коллег о том, что на данном этапе приоритетом становится получение стабильного продукта. «Мы хотим хотя бы получить какой-то условно стабильный продукт, на которые мы готовы перейти и на какое-то время забыть о каких-то головных болях», — пояснил он. Цыганков также рассказал о трудностях, с которыми сталкивается при переходе на новые системы, например, на Linux. Он привел пример высоких затрат на обследование систем и их миграцию: «Это стоит условно пять миллионов, а после этого возможно у вас еще как бы за те же еще пять сверху переведем, не считая стоимость лицензии».

Василий Халтурин, руководитель разработки системы мониторинга и управления «СТ.Монитор» компании SMART technologies SOFT внимательно слушал дискуссию и предложил взглянуть на проблему с другой стороны. Он отметил, что хотя коллеги говорили о проблеме интеграции, на самом деле речь шла об отсутствии экосистемы. Василий привел в пример Microsoft, указав: «Это не Microsoft сделал так, чтобы Thunderbird работал с Exchange. Это Thunderbird, понимая, что есть лидер рынка со своей экосистемой, со всем, он пришел и интегрировал возможность работать как раз с Exchange». Пазл совместимости. Как собирать и интегрировать отечественные ИТ-продукты?. Рис. 5

Эксперт подчеркнул, что Microsoft поставляет не только операционную систему, но и целую экосистему, где все компоненты работают друг с другом. По мнению Халтурина, основная проблема заключалась в том, что раньше можно было использовать общие решения, которые хорошо взаимодействовали между собой. Теперь же, из-за отсутствия крупного игрока, на которого все ориентируются или у которого уже есть готовые решения, приходится интегрировать разрозненные продукты, разработанные для решения отдельных задач. Василий резюмировал, что именно в этом и заключается главная проблема.

Петр Сагаловский заявил: «Я готов заплатить за интеграцию несколько миллионов, но только я их должен обосновать руководству, и после этого я должен показать результат». Он добавил, если результат не будет гарантирован из-за возможных ошибок или недоработок производителя ПО, это может негативно сказаться на моей репутации внутри компании. Говоря об интеграции, Петр вспомнил о своем опыте работы в SAP. Он рассказал, что в Вальдорфе, где находится головной офис SAP, существует SAP Competence Center. Там крупные производители оборудования, такие как IBM, Oracle и HP и другие, имеют свои центры для тестирования новых решений SAP. Петр отметил, что подобных структур сильно не хватает на текущем российском рынке. ИТ-директор выразил надежду на появление крупных вендоров, которые будут стратегически подходить к вопросу интеграции. В качестве примера он привел «Группу Астра», предположив, что такие компании могли бы привлекать к себе подрядчиков и демонстрировать заказчикам, как различные системы будут работать на их программном обеспечении.

Иван Козлов продолжил дискуссию, решив ответить на комментарий Василия о Microsoft. Он отметил, что Microsoft сама строит свою экосистему, а затем другие прикручиваются к ней по тем интерфейсам, которые Microsoft им разрешает использовать. Далее модератор указал на появление альтернативы Microsoft в виде Linux и открытого программного обеспечения, где людям предоставляется «конструктор», из которого они могут строить все, что хотят. Он задался вопросом: «Вот нельзя ли в России не идти по такому пути?». Иван Козлов выразил сомнение в том, что в России может появиться несколько аналогов Microsoft, заявив: «В мире он один. И то, что у нас в России их будет несколько, мне с трудом в верится». В качестве альтернативы Иван предложил идею создания универсальной платформы с открытыми интерфейсами, к которой могли бы подключаться различные разработчики. Он также поднял вопрос о потенциальной роли открытого исходного кода в этом процессе. В заключение Иван высказал мнение, что такой подход мог бы позволить каждому заниматься своей частью общей задачи, «вместо того, чтобы пытаться захватить всё и не делиться ничем».

Олег Смирнов выступил в защиту отечественных решений, отметив, что Microsoft создавала свою экосистему на протяжении 30 лет, инвестируя в обучение и предоставляя льготные условия для академических и государственных учреждений. Он подчеркнул, что «именно этот многолетний подход и многолетняя геомония» позволили Microsoft занять такое положение на рынке. Он также выразил мнение, что текущие изменения в ситуации, связанные с ограничениями и появлением новых возможностей, приведут к формированию новой парадигмы взаимодействия. Он признал, что в процессе создания нового «безусловно, дороже» и «безусловно, сложнее», но выразил оптимизм относительно будущего: «Но там, наверное, мы какой-то новый мир построим, который будет лучше». Пазл совместимости. Как собирать и интегрировать отечественные ИТ-продукты?. Рис. 6

Стандарты, единые для всех

Иван Козлов поднял вопрос о стандартах. Он отметил, что Microsoft создала де-факто стандарты DOC и DOCX для текстовых документов, а также стандарт для электронных таблиц. Модератор подчеркнул сложность перехода на альтернативные стандарты, такие как ODT. Он обратил внимание на то, что эта проблема касается не только отдельных корпораций, но и всей страны, включая взаимодействие с контрагентами, сотрудниками и контролирующими органами.

Владимир Замаруев предложил подход к введению общих стандартов методом «вытягивания». По его словам, имеет смысл сначала привести к единому стандарту запросы отчетности от различных регуляторов, что заставит бизнес подстраиваться под эти стандарты. Владимир предложил начать стандартизацию с уровня регуляторов в отношении обязательной отчетности, включая шрифты. Он провел аналогию с внедрением ERP-систем, где пользователей мотивируют работать в системе, привязывая к ней отчетность и оплату. По мнению Владимира, такой подход может стимулировать людей к использованию общих инструментов и стандартов.

Роман Цыганков согласился с мнением Владимира о необходимости внедрения стандартов «сверху вниз». Однако он подчеркнул важность проверки жизнеспособности стандартов перед их утверждением: «Прежде чем навязывать стандарты, надо понять, что у нас это реально рабочее решение». Он также предупредил о необходимости создания «точки невозврата». «Надо просто сделать точку невозврата и все. Пока у тебя есть возможность свернуться, откатиться назад, ты будешь искать причину, почему это сделать, нежели идти вперед», — заявил Роман. Пазл совместимости. Как собирать и интегрировать отечественные ИТ-продукты?. Рис. 7

Прогнозы на будущее

В завершение Круглого стола модератор Иван Козлов попросил участников дискуссии поделиться прогнозами. Что нас ждет — одна экосистема от ведущего вендора, либо целый «цветник» таких экосистем? Пазл совместимости. Как собирать и интегрировать отечественные ИТ-продукты?. Рис. 8

Роман Цыганков пожелал видеть больше взаимодействия между вендорами. Он предостерег от тенденции, когда «хорошие продукты начинают и внутри себя выращивать экосистемы, и в итоге хороший продукт начинает превращаться в такое немножко спорное решение». Роман предложил два возможных пути развития: создание общей экосистемы через сотрудничество вендоров или формирование внутренних экосистем на уровне интеграторов. Он подчеркнул, что это может облегчить работу ИТ-директоров.

Владимир Замаруев поддержал идею Романа о коллаборации крупных игроков рынка. Он высказал мнение, что такое сотрудничество может привести к созданию крупнофункциональных интеграционных решений, «либо слитых вместе, либо по принципу единой цепочки бизнес-процессов». Владимир выразил уверенность, что в ближайшие годы появятся «"либо некие бандлы, либо паки» от крупных игроков, которые будут комплексно решать вопросы бэкапов, виртуализации и защиты данных.

Петр Сагаловский высказал мнение о предстоящей трансформации рынка в ближайшие годы. Он предположил, что «через пару лет» процесс срочного импортозамещения завершится, и начнется «нормальная борьба за клиента».

Опубликовано 05.08.2024

Похожие статьи