Цифровизация компании: что это и зачем нужно?

Логотип компании
Цифровизация компании: что это и зачем нужно?
Топ-менеджмент не всегда понимает, что же необходимо менять и что внедрять, чтобы не оказаться неконкурентоспособным в условиях меняющейся экономики. Попробуем разобраться с этим вопросом на примере бизнеса, который активно растет за счет партнерской сети.

Цифровая трансформация: что скрывается за этим термином

Всё, что связано с цифровизацией, сегодня на пике хайпа. И неудивительно – обсуждения подогреваются запуском большого числа нацпроектов в этой области. Если уж государство уделяет «цифре» столько внимания, видя ее преимущества, то и всем остальным стоит идти тем же путем.

С другой стороны, у бизнеса накопилось уже огромное количество кейсов, которые доказали эффективность тех или иных подходов и инструментов. Так что совсем не обязательно быть первопроходцем – можно учиться на ошибках других. К тому же развитие технологий идет так стремительно, что те, кто не взял «цифру» на вооружение, могут в принципе уйти с рынка. Новые компании, у которых «цифра» изначально присутствует в ДНК, в последнее время легко побеждают представителей классического бизнеса. Последние же зачастую вынуждены находиться в положении догоняющих.

Но, применяя термины «цифровизация» и «цифровая трансформация», многие вкладывают в них некий собственный смысл, в итоге эти термины стали нередко восприниматься как синонимы. В действительности это не так. Цифровизация предполагает перевод бизнес-процессов в цифровой формат, то есть сами процессы при этом остаются теми же, что и до перехода. Самый простой пример – внедрение формы заказа такси на сайте и распределения заявок в ИТ-контуре отдельно взятого таксопарка. Цифровая трансформация же предполагает более глубокие изменения, затрагивающие бизнес-модель, формирование цифрового актива и цифровой культуры. И то, насколько такая трансформация повлияла на всю сферу такси, видно невооруженным глазом каждому из нас.

Таким образом, цифровизация – это лишь составная часть цифровой трансформации. Эту разницу важно понимать: она влияет на восприятие того, чего удалось добиться на данный момент каждой компании.

Опыт показывает, что цифровая трансформация – явление в нашей стране пока еще достаточно редкое: большинство компаний не автоматизировали даже базовые функции управления. Однако именно к цифровой трансформации надо стремиться, потому что преференции, которые она дает бизнесу, неоспоримы. В первую очередь это качественный скачок во всем, причем не только для отдельной компании или даже целой индустрии – может быть и кросс-отраслевое влияние. К примеру, именно благодаря цифровой трансформации банковского сектора новые возможности для развития (а также цифровой трансформации) получил отечественный ретейл. Сами же банки смогли либо вовсе отказаться от офлайн-присутствия, либо минимизировать его, существенно изменив бизнес-модель. Больше всех выиграли, естественно, те, кто пошел этим путем раньше других.

Так что, если менеджмент компании хочет оказаться победителем в конкурентной борьбе, ищет новые точки роста, намерен развиваться высокими темпами, выбор в пользу «цифры» логичен и даже жизненно необходим.

«Цифра» на вырост

Посмотрим, какие задачи стоят перед бизнесом, который уже запланировал масштабирование либо находится в стадии активного роста. Речь о компаниях, развивающих франшизу, филиалы, представительства или расширяющих партнерскую сеть. А также разберемся с тем, как эти задачи можно решить с помощью «цифры».

Задача 1: оптимизировать неэффективные и сложные процессы, которые возникают при масштабировании бизнеса

Представим ситуацию: компания стремится наращивать присутствие и продавать свои продукты через партнерскую сеть во всех городах страны. Чтобы понять масштаб задачи, достаточно вспомнить, что только субъектов в РФ более 80, а внутри каждого может быть не один крупный город (к слову, в России 1117 городов). Когда компания открывает один филиал (подразделение, партнерский офис и т. д.) в полгода, то все процессы можно запустить и проконтролировать в ручном режиме, а если речь идет о нескольких десятках в месяц, то такой подход неминуемо приведет к проблемам.

Что делать? Максимально формализовать процесс, прописав всю схему в деталях и выбрав инструмент для мониторинга пройденных этапов. Можно, конечно, изложить всё в документе и потом разослать его по электронной почте всем ответственным лицам, но это не многим эффективнее, чем работа в ручном режиме. Цифровизация может решить эту проблему: нужна единая платформа, где будет прописан весь путь, который необходимо пройти при открытии подразделения. Она должна быть унифицирована и декомпозирована. Здесь же будут инструменты контроля со стороны головного офиса. Проще говоря, «цифра» позволяет создать единый интерактивный инструмент, с помощью которого шаг за шагом партнер идет по пути запуска офиса. И конечно, такая платформа может не ограничиваться функционалом, связанным с запуском подразделения, туда можно включать все процессы, в которые вовлечены партнеры.

Задача 2: повысить прозрачность и упростить взаимодействие с партнерами, улучшить управляемость

Чтобы у сотрудника регионального офиса всегда был доступ к актуальной информации по всем сервисам, а также все процессы шли максимально быстро и прозрачно, на единой платформе необходим личный кабинет. Именно он превратит единую платформу в удобный и эффективный инструмент.

Несмотря на то, что личный кабинет кажется простым и привычным инструментом, в случае с бизнесом это не совсем так. Его функционал должен быть продуман и проработан до нюансов, ведь если часть процессов партнеров (сотрудников или франчайзи) останутся вне цифрового решения, то и эффективность кабинета будет значительно ниже.

Задача 3: максимально упростить для партнеров взаимодействие с цифровой инфраструктурой компании

Всё, что сегодня переводится в «цифру», обязано иметь мобильный интерфейс – приложение. По оценкам Mediascope Cross Web, 90% онлайн-потребления приходится именно на мобильные устройства, а авторы исследования “We are social” утверждают, что более 92% интернет-пользователей в мире выходят в Сеть с мобильных устройств. Вывод напрашивается: чтобы цифровое решение использовалось максимально активно, к нему необходимо мобильное приложение – этого требуют сами пользователи.

Читайте также
В Правительстве РФ готовится очередной национальный проект, получивший название «Средства производства и автоматизации». На его реализацию выделяется более 300 млрд рублей. Цель – предоставить дополнительный ресурс для развития российских промышленных предприятий. По словам Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дениса Мантурова, одним из трех основных направлений, на которых будет сосредоточено внимание, станет развитие робототехники.

Задача 4: трансформация цифровой культуры – последняя по счету, но не по важности

Чтобы все цифровые инструменты использовались эффективно, необходимо внедрять «цифру» в ДНК, как бы громко это ни звучало. То есть все сотрудники и партнеры должны быть вовлечены в использование «цифры», это должно быть безальтернативное, простое и удобное решение. Для этого людей надо обучать, вовлекать различными методами.

Цифровое решение не должно быть статичным – оно должно меняться, развиваться. И это не должна быть односторонняя работа – необходимо учитывать практику и опыт пользователей. Им также нужно сообщать, что, как и почему меняется в каждой новой версии, и т. д.

Как это реализуется на практике?

Всё, о чем я рассказал, – это не отдельные решения, это комплексный подход, в котором составляющие должны быть взаимосвязаны и глубоко интегрированы друг с другом. Посмотрим на опыт компаний, которые уже многого добились в данном направлении.

Кейс 1. Группа «Самолет»

Группа «Самолет» – один из двух крупнейших девелоперов России по объему текущего строительства: в ее состав входит ряд ведущих российских девелоперских компаний полного цикла, реализующих масштабные объекты недвижимости. После сделки с сетью агентств недвижимости компания взяла курс на быстрое масштабирование агентских офисов с помощью цифровой платформы: в планах открытие в ближайшее время 3000 офисов и лидерство в сегменте.

Компания разработала и запустила цифровую платформу, которая и стала ядром скоростного развития франшизы «Самолет Плюса». Поскольку ключевой элемент сети — это франчази-партнер, то главными цифровыми продуктами стали интерактивный дорожная карта открытия и многофункциональный веб-кабинет для партнеров. С помощью этого решения открытие офиса стало похожим на квест, с подробными шагами. Кроме того, в кабинете реализованы инструменты HR (подбор кандидатов, наем и управление персоналом), база знаний, продажи дополнительных услуг и многое другое для комфортной самостоятельной работы партнера.

Так как ядром данного бизнеса является агент, то и функциональность платформы во много заточена под эту специфику. А для самих агентов реализовали удобное приложение «Мобильный офис», позволяющее осуществлять всю работу без лишних визитов на рабочее место.

Получившееся приложение агента – это полнофункциональная CRM-система с богатым функционалом: здесь и подбор объектов с учетом фильтров, и интерактивная презентация клиенту, и работа с лидами из контакт-центра, а также публикация объявлений на площадках-классифайдах, воронка продаж и загрузка документов по сделке для распознавания и автоматического заполнения полей. На данный момент приложением пользуются несколько тысяч агентов, что позволяет экономить десятки тысяч рабочих часов, делая весь бизнес эффективней, чем у конкурентов.

Как известно, в девелоперском бизнесе среди самых значимых проблем — поиск агентов и их адаптация к процессам. Для устранения этой болевой точки был создан корпоративный университет. Он также интегрирован в кабинет партнера, то есть офлайн-присутствия для обучения не требуется. Это важный шаг в направлении развития цифровой культуры в компании.

Кейс 2. Ювелирный маркетплейс Island Soul

Для этого маркетплейса была спроектирована облачная ERP-система, которая охватывает все процессы клиентов ювелирного бизнеса – от партнеров до покупателей. Это позволило обеспечить продажу товаров по всей стране, так как магазины партнеров представлены на сайте и могут продавать товары через него. Для повышения продаж создана система сборных заказов: если у одного партнера нет какого-то товара, то автоматически создастся автозаказ на перемещение от другого партнера, у которого этот товар в наличии. Распределение платежа также происходит автоматически. Кроме того, у продавцов есть удобный интерфейс для фиксации офлайн-покупок. Всё это работает через личный кабинет франчайзи.

Платформа оптимизирует платежи: партнерам не нужно заводить отдельный эквайринг, а все платежи могут быть сплитированы, причем каждый партнер получает деньги за покупки с центрального сайта сразу при совершении оплаты.

Еще одно направление, которое оптимизирует платформа, – доставка: система сама заказывает курьера, который заберет из магазина и доставит товар до клиента вне зависимости от региона покупки. Кроме того, в личном кабинете франчайзи есть база знаний по всем процессам – от рекламы и найма до управления магазином. Здесь же можно посмотреть товарную и финансовую аналитику.

Работает ERP и на лояльность конечных покупателей: клиент может копить баллы на единый кошелек и тратить у любого партнера. При этом кабинет клиента отслеживает не только онлайн-заказы, но и офлайн-покупки у любого партнера. Это также позитивно сказывается на восприятии бренда и количестве заказов. По оценкам маркетплейса, повторные покупки совершают 80% клиентов.

Резюме

Цифровая трансформация – это не абстракция и не обязательно годы кропотливой работы. При правильном выявлении основных точек приложения сил и выборе инструментов она может быть осуществлена за несколько месяцев и сразу радикально повысить эффективность, обеспечивая достижение стратегических целей, как это видно из приведенных выше кейсов.

Иллюстрация: Alexander Limbach/Shutterstock.com

Опубликовано 18.01.2024

Похожие статьи