Как повысить эффективность децентрализованных команд. Рассказываем на примере BI Community

Логотип компании
Как повысить эффективность децентрализованных команд. Рассказываем на примере BI Community

Изображение: Andrey_Popov/shutterstock.com

Поделимся тем, с какими сложностями мы столкнулись при переходе к self service BI в «Лемана ПРО» («Леруа Мерлен») и как компенсируем минусы этого подхода.

Исторический экскурс

На протяжении долгого времени все задачи, связанные с BI, решались департаментом информационных технологий. Процесс разработки BI-инструментов был слишком долгим: встречались проблемы с приоритизацией запросов, а с ростом компании единый центр data-компетенций вообще стал узким горлышком. Сотрудники не успевали сделать все отчеты, которые требовались. Ситуацию можно было описать словами «кто громче крикнул — того и ресурсы».

Но в 2019 году структура компании изменилась. На смену стандартным департаментам пришли домены. Почитать про это подробнее можно здесь. Нам важно понимать, что домен — это структурная единица, которая объединяет продуктовые и операционные команды. Каждый домен покрывает определенный стратегический участок бизнеса: платежи, HR, развитие товарных рынков, управление данными и т. д.

За каждым набором задач закреплена автономная единица, а составная структура компании позволяет гибко настраивать процессы и эффективнее расходовать ресурсы. Всего доменов в компании 22. Для дальнейшего рассказа нас интересует тот факт, что теперь задачи BI стали решаться каждым из них отдельно.

Децентрализованный подход

После перехода на новую структуру BI-аналитики распределились по продуктовым и операционным командам доменов. А вместо централизованной разработки отчетов появился self-service-подход (или парадигма «обслужи себя сам»).

У этого есть очевидные плюсы.

  • Теперь задачи решаются быстрее и эффективнее — домены сами определяют приоритетность и скорость разработки. Единая дирекция перестала быть узким горлышком.
  • Аналитики стали ближе к бизнесу, поскольку создают отчеты только для своего домена.
  • Отчасти бизнес начал обслуживать себя сам.

Однако децентрализация принесла и несколько минусов. Рост потребности в разработке отчетов привел к тому, что число BI-разработчиков резко увеличилось. В рамках единого департамента BI-аналитиков не было вообще, а их функции были размыты между несколькими data-специалистами. Теперь же число сотрудников, так или иначе связанных с визуализацией данных и созданием отчетов, превысило 100 человек. Отсюда:

  • разный уровень компетенций в командах разных доменов;
  • недостаточный уровень синхронизации между командами;
  • дубли отчетов — специалисты из разных команд не всегда знают, что интересующий их отчет уже разрабатывается коллегами;
  • разная версия правды — когда для одной и той же метрики команды разных доменов выдают отличающийся результат;
  • различный UX/UI для пользователя;
  • трудности с масштабированием изменений: например, чтобы изменить методологию расчета ключевой бизнес-метрики, нужно лично встретиться со всеми командами, которые с ней работают.

В 2021 году перед бизнесом встала задача нивелировать возникшие после реструктуризации минусы, сохранив плюсы.

BI Community

После перехода на доменную структуру ситуация с BI-отчетностью стала выглядеть иначе.

  • Несколько десятков команд и более сотни сотрудников, практикующих разработку (из них около 40 — full-time профессионалы, а еще 70 — специалисты, которые практикуют создание отчетов по мере надобности; это возможно благодаря self-service-подходу).
  • Несколько BI-сервисов (Tableau, Power BI, MS SSRS, SuperSet).
  • Более 30 тысяч уникальных пользователей; одна из особенностей бизнеса — большая автономность магазинов и доступ к отчетам у сотрудников всех уровней, от менеджмента до продавцов.
  • Более 1000 отчетов, анализирующих разные процессы.
  • А главное — отсутствие взаимодействия между командами и каких-либо единых стандартов разработки.

Сотрудников с разным уровнем компетенций становилось все больше, а адекватной платформы для коммуникации между ними не было. Тогда в 2022 году решили создать BI Community, в рамках которого объединились все, кто имеет отношение к аналитике и визуализации данных. Не только BI-специалисты, для которых создание отчетов — профессия, но и умельцы из других сфер, в том числе со стороны заказчиков.

Первым шагом стала организация группы в корпоративной соцсети, где фиксируются ключевые темы и новости про BI внутри компании, а также существует чат для обмена опытом: каждый может без стеснения задать свой вопрос или ответить на чужой.

Следующим этапом стала организация регулярных встреч, даты которых бронируются в календаре на год вперед. Ежемесячно на площадку приходит более полусотни человек — как профессионалы, так и те, кто только развивается в профессии и хочет получить новые знания и компетенции.

На встречах озвучиваются важные новости и поднимаются темы, имеющие отношение к BI-разработке, — как технические, так и бизнес. Например, изменение правил публикации отчетов, запуск процесса входящего ревью, особенности работы с DWH, инструменты DQ/DG. На этих же встречах мы проводим мастер-классы и обучение от опытных разработчиков.

В какой-то момент наработок сообщества стало слишком много. Появилась необходимость их качественно агрегировать, и тогда базу знаний перенесли в Wiki. Туда выкладываются все гайды, записи BI Talks, обучающие материалы и лекции, а также важные для разработки инструкции (онбординг, доступы и т. д.).

Экспертная группа

Довольно быстро стало понятно, что для адекватного развития сообщества необходимо, чтобы инициатива исходила изнутри.

Тогда в 2022 году из числа наиболее вовлеченных и экспертных представителей профессии, а также специалистов ключевых ролей, влияющих на BI (devrel, менеджер BI-сервиса, руководитель практики), собрали экспертную группу. Первыми проектами, за которые она взялась, были стандарты разработки (чек-листы) в части UX/UI и производительности дашбордов.

Со временем экспертная группа стала одним из главных драйверов изменений BI в компании. Именно она отвечает за обучение членов сообщества, исследование и тестирование различных инструментов для повышения качества разработки, выбор целевых BI-сервисов. При этом экспертная группа не является административной единицей. Ее назначение скорее функционально: это своеобразный кружок по интересам, или «совет джедаев», который не управляет остальными специалистами, а создает для них понятные условия работы и делится знаниями, опытом и идеями.

Сообщество и экспертная группа помогли не только углубить и расширить связи между всеми BI-разработчикам, но и подобраться ближе к главной цели — повысить качество отчетов и сделать жизнь пользователей лучше. Но для реальной стандартизации, ввода «минимального уровня разработки», этого было недостаточно.

Читайте также
Какие методы обнаружения deepfake существуют? Какие возможности могут предоставить большие языковые модели (LLM) для генерации и обнаружения дипфейков? Расскажем о технологии aIDeepfake для борьбы с фальсифицированным контентом.

Review

В будущем тему ревью мы планируем осветить в отдельной статье. А пока скажем лишь пару слов о том, что оно собой представляет.

В 2023 году случилась миграция с облачного Power BI SAAS на локальный Power BI RS. Вместо одной среды появилось две (тест и прод) — так миграция позволила ввести процесс Входящего review. Идея в следующем.

  • Ревью проходят не все существующие отчеты, а только те, которые соответствуют определенным критериям — например, имеют более 10 пользователей.
  • Для большинства отчетов ревью не становится узким горлышком и не замедляет процесс выкатки в прод: на ревью можно податься уже после публикации, в течение двух недель.
  • Проверки ревью сформулированы в виде чек-листа — таким образом, чтобы их мог выполнить даже джун, а каждый пункт не занимал больше 5-7 минут.

Для более сложных кейсов — отчетов c непростой бизнес-логикой, моделью данных и «многоэтажными» DAX-формулами — проводится «экспертное ревью». Наиболее опытные специалисты, входящие в экспертную группу, детально анализируют отчет и дают автору рекомендации, что и как можно оптимизировать. Но это только по запросу или в ситуациях, когда отчет сильно влияет на общую производительность сервиса.

Навигатор отчетов

В процессе реструктуризации все сотрудники, которые имеют дело с BI-отчетностью, — как пользователи, так и специалисты — прошли опрос удовлетворенности. Чаще всего люди жаловались на поиск необходимого отчета: их так много, что найти нужный бывает слишком сложно (если не невозможно). Знания о том, где хранится необходимый отчет, передавались сотрудниками практически из уст в уста: для этого существовали кустарно созданные таблицы в Excel, сайты и майндмэпы. Стала очевидна необходимость в понятном инструменте, который помог бы внести в процесс ясность. И этим инструментом стал Навигатор отчетов.

По сути, Навигатор отчетов — это каталог, который объединяет данные об отчетах. Информация поступает в сервис двумя способами.

  • Парсер собирает метаданные — например, название отчета, BI-сервис, дату последнего обновления, статистику по пользователям, технического владельца и т. д.
  • Разработчик отчета в процессе подготовки к ревью вручную вносит сведения о принадлежности инструмента к конкретной теме или бизнес-процессу, краткое описание, ключевые показатели, заказчика и прочую информацию, доступную автору.

Внедрение Навигатора отчетов упростило работу с отчетами не только для пользователей со стороны бизнеса, но и для разработчиков — теперь вместо того чтобы создавать дубликаты, специалист может выполнить поиск и выяснить, что необходимый ему отчет уже существует. Временных ресурсов тратится меньше, а эффективность работы растет.

Обновленная матрица компетенций

Процесс миграции сотен BI-отчетов с SAAS на RS, а также новый процесс ревью подсветили отличающийся уровень компетенций в разных командах. Кто-то из аналитиков прошел через изменения легко, у кого-то они вызвали большие трудности. v Это побудило сообщество и экспертную группу актуализировать матрицу компетенций BI-разработчика. Чтобы она, с одной стороны, подсвечивала сотруднику вектор развития, а с другой — опиралась на потребности бизнеса (так, мидлы должен обладать навыками проведения ревью, сеньоры — dwh-разработки).

Но на этом решили не останавливаться. Теперь навыки data-грамотности все чаще входят в матрицы компетенций различных должностей. Компания также стала проводить обучение для представителей бизнеса — рассказывать, как использовать и создавать отчеты (overview-объяснение того, что находится «под капотом», путь данных от источника к BI). Так у пользователей, которые часто являются заказчиками и участвуют в группе разработки, появляется понимание технических этапов. Бизнес и разработчик начинают говорить на одном языке.

Вместо итогов

Изначально сообщество задумывалось как пространство, где специалисты могут обмениваться опытом, задавать вопросы и узнавать новости. Однако со временем роль стала гораздо шире — сейчас сообщество выступает платформой, через которую можно раскатывать обновления и новые стандарты, внедрять глобальные изменения в части BI-разработки, а также менять культуру разработки в целом.

За счет создания экспертной группы появились единые стандарты, гайды и библиотеки, дизайн-системы и требования к визуализации. Со временем их число будет только расти — параллельно изменению требований бизнеса.

Благодаря ревью и Навигатору отчетов, создание и поиск отчетов стали процессами более понятными и прозрачными. Теперь разработчики реже создают разные версии правды и не дублируют работу друг друга, а пользователи могут оперативно найти интересующую их информацию.

Наконец, сообщество стало толчком к усилению институционализации профессии BI-разработчика: итоги встреч и работы экспертной группы вылились в обновленную матрицу компетенций. Сотрудники понимают, чего ждут от специалистов разного уровня, имеют четкий карьерный трек, а также осознают, каких навыков им не хватает для смены профессии или направления. И более того, теперь компания ожидает наличия data-навыков еще и у специалистов, которые связаны с созданием отчетов лишь косвенно.

Что будет дальше?

В планах на ближайшее время — синхронизировать матрицу компетенций с планом обучающих встреч и марафонов, чтобы давать разработчикам возможность приобрести новые навыки, необходимые для успешной работы BI-специалиста. А еще — выпуск первого тестового потока студентов внутренней школы BI, где учатся бизнес-пользователи, желающие сменить свою роль. Но это совсем другая история.

Если же говорить в общем, это далеко не все, о чем мы хотели бы сказать в рамках BI-сообщества. И в следующих статьях мы продолжим делиться своим опытом выстраивания BI-ландшафта, в том числе подробнее сфокусируемся на упомянутых в статье аспектах и их перспективах.

Опубликовано 17.07.2024

Похожие статьи