Тренды на российском рынке ИТ-аутсорсинга

Логотип компании
Тренды на российском рынке ИТ-аутсорсинга
При должном контроле со стороны заказчика сама компания-аутсорсер заинтересована в качестве и безопасности сервисов

В условиях кризиса российские компании стараются снизить непроизводственные расходы и ИТ-бюджеты. Часто сокращения касаются фондов оплаты труда собственного персонала по поддержке и развитию ИТ-инфраструктуры. Стремительно уменьшаются возможности закупок современного импортного программного обеспечения и ИТ-услуг, связанные с девальвацией рубля. Однако следует заметить, что предприятия, не желающие проиграть в конкурентной борьбе, обострившейся на фоне снижения темпов развития отечественной экономики, в первую очередь оптимизируют собственные производственные процессы. В этом случае одним из ключевых факторов успеха по-прежнему остается продуманная ИТ-стратегия и развитая ИТ-инфраструктура. Одно из главных направлений такой оптимизации — постепенный отказ от инсорсинговой модели использования ИТ-ресурсов и продвижение в сторону аутсорсинга и облачных сервисов. Преимущества данного подхода очевидны и связаны с тем, что для универсальных процессов (не бизнесообразующих) типовые решения и внешние специалисты обходятся дешевле, чем уникально разработанный продукт с командой поддержки, находящейся в штате компании, поэтому экономия может достигать 50–70%. Остановимся подробнее на том, каким образом и в каких случаях должен происходить подобный переход и какие модели применимы для различных компаний.

Объем и приоритет

 Существует значительное количество классификаций аутсорсинговых моделей, рассмотрим две из них.

Первая — по объему предоставляемых услуг — делит ИТ-аутсорсинг на ресурсный, функциональный и стратегический (комплексный). Ресурсный аутсорсинг — наименее эффективная модель, согласно которой фирма-заказчик использует компанию-аутсорсера фактически для подбора персонала и самостоятельно управляет этими ресурсами, то есть выгоды удается достичь лишь за счет снижения транзакционных издержек, а все непрофильные ИТ-функции остаются внутри компании. В большей степени эффективен функциональный аутсорсинг, когда аутсорсер берет на себя часть ИТ-функций (техподдержку, администрирование, хранение данных, модернизацию программного обеспечения), зафиксированных в SLA. Наиболее результативным является стратегический, или комплексный, аутсорсинг, при котором можно получить максимальную экономию от полной передачи управления ИТ-сервисами аутсорсинг-провайдеру и концентрации на основной деятельности.

Вторая классификация — по приоритету задач — тесно связана с первой и предусматривает рутинный и критичный аутсорсинг. Рутинные функции — это повседневные задачи, не требующие быстрого выполнения (Help Desk/ Service Desk, обслуживание персональных компьютеров, управление сетями, разработка и поддержка приложений). Критичные — предполагают незамедлительную реализацию и связаны с основными бизнес-процессами компании.

На основе описанных классификаций можно определить, на каком этапе использования аутсорсинг-моделей находятся различные компании в России и в каком направлении им следует двигаться для повышения эффективности применения информационных технологий.

Отдадим в хорошие руки

К сожалению, большинство крупных российских предприятий достаточно консервативны и, можно сказать, пока даже не дошли до использования ресурсного рутинного аутсорсинга, то есть имеют солидный штат ИТ-специалистов, не обязательно высокой квалификации, и раздутый бюджет на их содержание. Они самостоятельно проектируют и поддерживают собственную ИТ-инфраструктуру, которая часто бывает избыточной и быстро устаревает. Эти компании в первую очередь морально не готовы передавать какие-либо функции ИТ-отдела на аутсорсинг, поскольку с ним не сталкивались на практике и привыкли все делать в своем офисе. Им кажется, что использование аутсорсинг-сервисов рискованно. Однако это большое заблуждение. При должном контроле со стороны заказчика сама компания-аутсорсер заинтересована в качестве и безопасности сервисов, так как не намерена лишиться репутации и места на рынке. В последние годы, впрочем, сформировался тренд применения ИТ-аутсорсинга (пока в основном консалтинг и ресурсный аутсорсинг) в крупных российских компаниях с государственным участием, что связано с госпрограммой развития информатизации общества. Такой процесс происходит постепенно, заказчику нужно подготовить собственную команду и организовать взаимодействие с аутсорсером.

Ко второму классу следует отнести компании, развивающие аутсорсинг, то есть следующие функциональной модели. Они имеют устоявшуюся ИТ-инфраструктуру, зрелую внутреннюю ИТ-службу и могут оценить эффект от передачи тех или иных функций аутсорсеру. Чаще всего это предприятия, сильно зависящие от информационных технологий, территориально распределенные, с большим количеством клиентских сервисов. Такие компании передают аутсорсеру по договору SLA рутинные фукнции, в том числе поддержку работы онлайн-ресурсов, разработку клиентских приложений, обслуживание региональных подразделений и т. д.

Третий класс составляют компании, использующие комплексный подход к аутсорсингу, доверяющие подрядчикам критичные для бизнеса ИТ-задачи. В этом случае аутсорсер должен обладать значительными знаниями бизнес-процессов клиента и активно сотрудничать с ним на всех этапах реализации ИТ-стратегии. В России такая модель пока редко встречается среди крупных компаний, однако для западных фирм она привычна. Многие западные компании имеют аутсорсинг-подрядчиков, полностью обеспечивающих их ИТ-проекты, а сами сосредоточиваются на основной деятельности. Среди российских компаний потенциальным драйвером развития комплексного аутсорсинга, вероятнее всего, будут стартапы и высокотехнологичные ИТ-компании, имеющие хорошие бизнес-идеи, но лишенные возможности развивать их своими силами.

Выбор стратегии

Для каждой компании процесс перехода к ИТ-аутсорсингу должен происходить индивидуально, в зависимости от зрелости внутренних процессов, четкого понимания ИТ-стратегии и опыта постановки задач для аутсорсера. Важно учитывать, что передача ИТ-функций на аутсорсинг не избавляет компанию от контроля за их работой и развитием. При этом наиболее эффективно продолжительное сотрудничество (не менее 3–5 лет). Ведь при частой смене аутсорсинг-провайдера преимущества от сокращения издержек будут нивелироваться тем, что придется заново выстраивать взаимодействие и проводить обучение новых исполнителей. При краткосрочном планировании совместной деятельности с аутсосером может и вовсе не произойти сокращения затрат, потому что в период передачи знаний партнеру и выстраивания деловых отношений неизбежно снижение производительности.

К каким организациям стоит обращаться при переходе на аутсорсинг? Если у компании есть четкое представление, на каком этапе она находится в использовании внешних ИТ-подрядчиков (см. модели аутсорсинга выше), если компания хочет пройти весь путь до комплексного использования аутсорсинга и максимально увеличить эффективность ИТ-сервисов, то следует особое значение придавать таким аспектам, как репутация подрядчика, зрелость его процессов, квалификация исполнителей и опыт в той предметной области, в которой работает компания. Особенно это важно для SME-компаний, которым не следует обращаться со своими узкоспециализированными проектами к крупным интеграторам. При долгосрочной аутсорсинг-стратегии важно обратить внимание на комплексный подход исполнителя и его готовность обеспечить всю работу ИТ-инфраструктуры, особенно в части создания программного обеспечения. Сейчас во многих компаниях распространен мультисорсинг, когда продукт для компании разрабатывает один подрядчик, формирует инфраструктуру — второй, внедряет и интегрирует — третий, а поддерживает — четвертый. В этом случае трудно ожидать значительного увеличения эффективности. К основным ошибкам, приводящим к конфликтам с аутсорсером, относятся неопределенные цели, низкая ИТ-грамотность заказчика, плохо выстроенные коммуникации, отсутствие культуры организации распределенной работы, некорректное формулирование требований, ошибки планирования, неправильный анализ рисков и другие.

Безопасность

Теперь о том, что можно и что нельзя передавать на аутсорсинг. На этот счет мнения расходятся. Камнем преткновения являются критические сервисы, тесно связанные с основными бизнес-процессами компаний, а также проектирование и развитие ИТ-инфраструктуры. Однако если аутсорсер специализируется в данном сегменте, его понимание специфики бизнеса вполне может соответствовать требованиям заказчиков. Существуют риски, связанные с безопасностью и охраной интеллектуальной собственности. Дело в том, что аутсорсеры, которые давно зарекомендовали себя на рынке, обладают основным активом и конкурентным преимуществом — своей репутацией, а потому для каждого аутсорсинг-проекта подписывается договор о неразглашении. Согласно этому документу вся интеллектуальная собственность, приобретенная клиентом в процессе выполнения проекта, остается только в его распоряжении. Также заказчик подписывает прямые договоры о неразглашении с субподрядчиками аутсорсера. Вот почему риск здесь не выше, чем в том случае, если бы данной интеллектуальной собственностью незаконно воспользовался сотрудник заказчика. Кроме того, опытный поставщик аутсорсинговых услуг может предложить свои технические, инфраструктурные и организационные решения для защиты интеллектуальной собственности заказчика.

Павел Адылин, исполнительный директор компании Artezio (группа компаний ЛАНИТ)

Читайте также
В Правительстве РФ готовится очередной национальный проект, получивший название «Средства производства и автоматизации». На его реализацию выделяется более 300 млрд рублей. Цель – предоставить дополнительный ресурс для развития российских промышленных предприятий. По словам Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дениса Мантурова, одним из трех основных направлений, на которых будет сосредоточено внимание, станет развитие робототехники.

Опубликовано 11.03.2016

Похожие статьи