ГЛОНАСС как зеркало российской электроники

Логотип компании
15.10.2012Автор
ГЛОНАСС как зеркало российской электроники
30 лет назад, 12 октября 1982 года на орбиту был выведен первый спутник российской навигационной системы ГЛОНАСС – «Космос-1413». Оглянемся назад и посмотрим, что предшествовало этому событию.

30 лет назад, 12 октября 1982 года на орбиту был выведен первый спутник российской навигационной системы ГЛОНАСС – «Космос-1413». Оглянемся назад и посмотрим, что предшествовало этому событию.

Как напоминает ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», работы по созданию отечественной навигационной спутниковой системы были развернуты в СССР в середине 60-х годов прошлого столетия, а 27 ноября 1967 года был выведен на орбиту первый советский навигационный спутник «Космос-192», который позволял определять географические координаты с точностью 250–300 метров.

В 1979 году начала работать навигационная система «Цикада». Она состояла из четырех спутников и позволяла определять координаты пользователя каждые полтора-два часа с продолжительностью сеанса до шести минут. Точность системы составляла 80–100 метров.

Затем начались работы по созданию системы, позволяющей непрерывно определять географические координаты в любой точке земного шара. Для этого требовалось, чтобы в любой момент пользователю были доступны в прямой радиовидимости не менее четырех навигационных спутников для проведения триангуляции. Для решения этой задачи было решено запустить 24 спутника на высоту 19100 км.

Это кажется невероятным, но после запуска в 1982 году первого спутника системы ГЛОНАСС система была развернута «до полного созвездия» к 1995 году (напомним, все это происходило в годы перестройки, приватизации, МММ, ГКЧП…). Но вскоре началась деградация системы. К лету 2001 года в составе ГЛОНАСС осталось всего шесть работоспособных спутников. Затем была принята ФЦП «ГЛОНАСС», после чего процесс приобрел обратное развитие, и в настоящий момент, как сообщает сайт «Российской системы дифференциальной коррекции и мониторинга», в составе системы 24 работоспособных спутника. Самые старые из рабочих космических аппаратов запущены в 2006 году.

Что же касается конкурирующей американской системы NAVSTAR (GPS), то она была развернута «до полного созвездия» в 1993 году и в настоящее время насчитывает 30 спутников, самый «древний» запущен в 1990 году.

NAVSTAR процветает, а российская ГЛОНАСС борется за существование. Почему? Причина лежит на поверхности – российские спутники работают на орбите очень недолго. Пример «дедушки» системы GPS тут очень показателен: как подчеркивает издание “GPS News Report”, американский спутник GPS Block IIA-10 (SVN-23), все еще работающий на орбите, был запущен 26 ноября 1990 года. Скоро ему исполнится 22.

Пару лет назад я спросила генерального конструктора ГЛОНАСС и главу ОАО «Российские космические системы» Юрия Урличича: «Почему спутники ГЛОНАСС так часто выходят из строя?» «Элементная база. Все дело в элементной базе», – ответил он.

В США для постройки спутников используются комплектующие классов Space, Military и RadHard. В Россию они не поставляются по политическим соображениям, в результате, как указано в работе О. А. Калашникова и А. Ю. Никифорова «Методика сертификации электронной компонентной базы бортовой космической аппаратуры по стойкости к дозовому воздействию», в целом доля электронной компонентной базы иностранного производства в российских космических аппаратах превышает 90% (и в ближайшее время вряд ли существенно снизится). При этом большая часть закупаемых и устанавливаемых в космические аппараты компонентов относятся к классу Industrial и не приспособлены к работе в открытом космическом пространстве.

Другими словами, не все возможно купить даже за большие нефтяные деньги. Компоненты класса Space и Military России не продают, а без них ГЛОНАСС вынуждена слишком часто запускать новые спутники и бороться с поломками спутников на орбите.

Таким образом, проблемы ГЛОНАСС – это проблемы нашей российской электронной промышленности. Но пусть это не омрачит нам радостного события: со дня запуска первого спутника системы ГЛОНАСС прошло тридцать лет!

Читайте также
Розничный бизнес — одна из наиболее интересных тем для изучения и анализа. Чтобы остаться конкурентоспособным, и более того — чтобы сохранить прибыльность, ретейлерам приходится вести борьбу на нескольких фронтах одновременно.

Источник: IT News №17 (октябрь 2012)

Похожие статьи