Александр Егоров: о формировании группы «Рексофт» и новом взгляде на запросы рынка

Логотип компании
Александр Егоров: о формировании группы «Рексофт» и новом взгляде на запросы рынка

Фото: предоставлено пресс-службой компании

Группа «Рексофт» — новый для российского рынка формат ИТ-консультанта, объединивший направления бизнес-консалтинга, а также индустриальную и расширенную технологическую экспертизу. Александр Егоров, генеральный директор «Рексофт» — о причинах выхода из Т1, формировании новой стратегии и команды, о том, что это дает заказчикам группы.


Александр, расскажите, как «Рексофт», в течение 30 лет специализировавшийся на заказной разработке, решился кардинально сменить профиль бизнеса, и почему именно сейчас?

Компания начала смену стратегии от чистой заказной разработки в сторону комплексных проектов по созданию масштабных систем и цифровых решений еще в далеких 2003-2004 годах. С этого же момента в нашем бизнесе появились зачатки консалтинговой практики.

В конце 2021 года мы приняли решение о развитии на базе «Рексофт» самостоятельного проекта с сильным элементом консалтинга на коммерческом рынке и с этой идеей вышли из группы Т1. Ситуация, сложившаяся в стране в 2022 году, дала нам редкий шанс пополнить коллектив «Рексофт» уникальными специалистами — примерно шесть-семь команд присоединились к нам во второй половине 2022 и начале 2023 года. В основном это были коллективы экспертов из глобальных компаний, покинувших российский рынок — Accenture, Schneider Electric, Siemens, Yokogawa Electric, Aveva, Dassault Systemes, IBM, SAP, Oracle. Сегодня под брендом «Рексофт» мы построили уникальную для российского рынка компанию, в которой подход к решению задач клиентов начинается со стратегического и бизнес-консалтинга, предусматривает проектирование архитектуры решения и завершается его реализацией различными центрами компетенций.

Помимо того что «Рексофт» располагает одной из самых сильных на рынке консалтинговых практик, компания имеет обширную экспертизу по внедрению бизнес-приложений, заказной разработке, облачным платформам, информационной безопасности и даже аппаратным решениям. Все это усилено компетенциями индустриальных команд в сегментах ретейла, финансов, страхования, промышленности, добычи полезных ископаемых, транспорта и логистики. Все наши подразделения функционируют в русле единых процессов. Сегодня «Рексофт» завершает качественный переход в рамках стратегии своего дальнейшего развития.


Значительно трансформировав свой бизнес и перейдя на новый уровень, группа решила оставить прежнее название. Почему?

Действительно, вопрос ребрендинга обсуждался. На данный момент мы не видим необходимости в смене названия. В условиях, когда рынок переполнен новыми именами, менять достаточно известный на российском ИТ-рынке бренд с 30-летней историей — значит потерять накопленный brand-equity. При этом новое название не принесет нам никаких видимых преимуществ. Его точно так же придется насыщать новыми смыслами и развивать, а это серьезная работа, требующая значительных ресурсов и времени. Тем более что за два прошедших года мы уже многое сделали для нашего нового позиционирования на рынке.


Кого вы считаете своими ближайшими конкурентами? Как вы могли бы оценить усилия других игроков рынка по развитию и диверсификации своего бизнеса?

В новом качестве мы проработали лишь один бизнес-сезон и, по сути, только начинаем деятельность. В настоящее время продолжаем настраивать бизнес-модель и операционные процессы, это множество сложных изменений, зачастую невидимых глазу. Однако уже промежуточные итоги текущего года показали, что наша концепция работает.

Естественно, пересечения с некоторыми коллегами по рынку есть. В первую очередь речь идет о системных интеграторах и компаниях-вендорах, особенно в вертикальных (отраслевых) компетенциях. Наши взаимодействия и с интеграторами сложных программно-аппаратных решений, и с вендорами основаны на определенном симбиозе. «Рексофт» занимает позицию доверенного партнера, который позволяет вендору сосредоточиться на развитии своего продукта или платформы, а нам — работать с клиентом над выяснением его бизнес-потребностей и реализацией решений с использованием вендорских платформ или продуктов. Таким образом, мы помогаем клиенту определиться с оптимальным решением для конкретной ситуации.

Один из важнейших постулатов нашей модели — vendor-agnostic, независимость от вендора. В различных ситуациях мы можем рекомендовать клиенту разные подходы и решения от разных вендоров. Это позволяет нам оставаться гибкими и нейтральными в выборе оптимальных технологий для своих клиентов.


Почему вы решили сделать акцент именно на консалтинге? Как российские заказчики относятся к сотрудничеству с компаниями из этого бизнес-сегмента?

Во втором квартале 2022 года рынок драматически изменился. С исчезновением брендов, которые все время были на слуху, многие клиенты оказались в ситуации значительной неопределенности — международные компании ушли с российского рынка, оставшиеся коллективы сменили вывески и скорректировали правила работы. В ответ бизнес взял управление в свои руки, сосредоточив все процессы в собственных ИТ-подразделениях. Это абсолютно нормальная реакция. На консалтинговом рынке в тот период наблюдался спад активности. В ситуации, когда компании предпочитают самостоятельно управлять изменениями, привлекать внешних консультантов действительно сложно. Однако сейчас мы видим, что наши клиенты разобрались с основными экзистенциальными вопросами: как дальше жить, как поддерживать информационные системы, что необходимо менять и что будет в ближайшее время. Теперь они перешли к более размеренному планированию программных изменений и трансформаций. В этом смысле рынок структурно возвращается к прежнему состоянию. Снова требуется привлечение к решению проблем экспертов, которые аккумулируют опыт по конкретным вопросам и компетенциям, имеют системный подход и взгляд на группы проблем, связанных не только с технологиями, но и с изменениями бизнеса. Технологии все-таки сопутствующий сервис, автоматизирующий подходы и процессы. И здесь ничего нового не придумано: привлечение консультантов, которые профессионально занимаются этими вопросами в соответствующих центрах компетенций, остается наиболее эффективным решением. Мы видим это по почти трехкратному росту объемов продаж нашего консалтингового подразделения в 2024 году.


В каких проектах «Рексофт» решающую роль сыграл консалтинг?

На рынке консалтинга существуют свои правила. По понятным причинам заказчики не любят открывать такие проекты, и мы следуем этим требованиям. А потому могу привести только обезличенные примеры. Одна из ярких иллюстраций — работа над проектом по слиянию двух страховых активов. Задача «Рексофт Консалтинг» состояла в том, чтобы на начальном этапе выстроить единый подход к трансформации и целевой архитектуре объединенной компании. С заказчиком была подготовлена целевая операционная модель, проведен аудит обоих ИТ-ландшафтов и разработана единая цифровая стратегия объединенных бизнесов. В настоящее время технологическое направление «Рексофт» последовательно воплощает ее в жизнь, в конкретные цифровые решения. Нашей важной отличительной чертой является реализуемость стратегий и концептуальных решений, которые мы предлагаем заказчику, отвечая за результат и предоставляя сервис полного цикла — от стратегии до технологической реализации и поддержки. Кстати, сегодня мало кто на рынке располагает подразделением консалтинга, способным параллельно вести десяток подобных проектов. А у нас в команде работают более 100 специалистов высокой квалификации, возглавляемых топ-менеджерами из ex-Accenture.


К каким пересечениям внутренних компетенций «Рексофт», по вашему мнению, у заказчиков возникнет интерес?

Приведу в пример проект для вертикально-интегрированного холдинга, ключевые активы которого сосредоточены в добывающей отрасли и металлургии. Этим проектом занимались подразделения консалтинга и заказной разработки «Рексофт». Консалтинг сосредоточился на написании бизнес-процессов, а их коллеги тут же проектировали дашборды для их визуализации. Еще один пример — текущий проект для крупной промышленной компании. Наша задача — предоставить клиенту как стратегическое видение, так и конкретные приложения для комплексного управления предприятием. Для реализации поставленных целей мы объединили усилия специалистов консалтинга и подразделения бизнес-приложений в части ERP.

Читайте также
IT-World разбирался, возможно ли создать фандом в специфичной и многим до сих пор непонятной ИТ-отрасли?


Каков опыт «Рексофт» в формировании импортонезависимости российского рынка? Как вы могли бы оценить области развития российских решений, которые создаются сейчас в интересах ИЦК?

Здесь «Рексофт» ведет работу в двух основных направлениях. Первое — это проекты, призванные заместить существующие зарубежные решения, которые больше не поставляются на российский рынок. У нас есть собственные решения в области складской логистики и сортировки, связанные с сортировочными центрами и системами управления багажом в аэропортах. Данное направление начало развиваться в «Рексофт» еще в 2015–2016 годах, и за это время наши специалисты успели далеко продвинуться. На реализацию подобных решений обычно требуется от четырех до шести лет, чтобы продукты созрели и стали конкурентоспособными. Сегодня мы работаем более чем с 20 аэропортами, в том числе с такими лидерами авиаперевозок, как Домодедово, Пулково, Шереметьево. Второе направление связано с участием в индустриальных центрах компетенций (ИЦК). Помимо проектов для аэропортов, мы активно работаем в ИЦК «Металлургия», в чьем контуре создаются решения для горнорудной промышленности в тесной связке с ключевыми отраслевыми игроками.


На что ваша компания делает ставку в сегменте промышленной автоматизации? С чем связан акцент деятельности компании на этом направлении?

В 2022 году, когда мы выстраивали новую стратегию, наши эксперты анализировали, какие отрасли и каким образом отреагируют на рыночные изменения. Итоги проведенного анализа показали, что очень значительные перемены ожидают область промышленной автоматизации, поскольку она была почти на 95% построена на импортных компонентах. Мы предполагали, что для новых игроков в этом сегменте появятся широкие возможности, и не ошиблись.

Александр Клёнин: всё о технологиях подбора сотрудников для ИТ-отрасли

Сегодня наша команда состоит из специалистов, ранее работавших в таких компаниях, как Siemens и Schneider Electric, Yokogawa Electric, Aveva, и она активно развивается. Наше предложение рынку заключается в комплексности подхода. Мы рассматриваем структуру систем промышленной автоматизации в связке с системами управления технологическими процессами и системами управления предприятием. Промышленная автоматизация и управление процессом производства — это дополнительный слой, под которым находятся инфраструктура, контрольно-измерительная аппаратура и многое другое.


ИТ-консалтинг подразумевает индивидуальную работу с каждым клиентом. Означает ли это, что «Рексофт» отказывается от создания решений в формате «коробочных» продуктов?

В русле стратегии компании-консультанта заниматься «коробочными» продуктами нецелесообразно по многим причинам. Однако в рамках группы «Рексофт» такие случаи возможны. Клиентские проекты довольно часто приводят к созданию программного решения высокой степени готовности. В дальнейшем такое решение можно применять в аналогичных проектах с той или иной доработкой. Еще со времен проекта по созданию Ozon, который вела наша компания в конце 1990-х, у нас сложилась практика выносить такие решения в отдельное предприятие (spin-off). Это позволяет команде проекта сфокусироваться на конкретных задачах вендорского характера, ведь в таких случаях нужно продумать и создать продукт, который подойдет многим клиентам. Кроме того, продвижение продукта осуществляется через многоуровневую систему продаж и партнеров. А в условиях масштабных задач по импортозамещению может возникать кооперация с несколькими вендорами. И здесь целесообразно создавать отдельную проектную компанию, например, в формате СП. В нашей структуре есть специальное подразделение, которое занимается подобными платформенными и продуктовыми проектами. Оно фокусируется на управлении проектами ранних стадий. Это позволяет развивать подобные инициативы немного в стороне от основной деятельности компании, сохраняя эффективность.


Какие из направлений бывшего российского подразделения EPAM, которое присоединилось к группе «Рексофт» летом 2023 года, дополняют бизнес группы «Рексофт»? Что дает синергию?

EPAM, как и «Рексофт», активно развивал вертикальные специализации. В российской части бизнеса, которая присоединилась к «Рексофт», есть несколько направлений, особенно хорошо и удачно дополняющих наш бизнес и тем самым создающих синергию.

Во-первых, команда российского EPAM обладает прекрасно освоенными методиками разработки и проведения аудитов программных систем. Во-вторых, надо отметить значительные компетенции в области систем для сегментов финансов и ретейла. И наконец, крупным проектом EPAM в страховой отрасли было создание платформы «Синапс» для Российского союза автостраховщиков. Именно данная реализация позволила коллегам накопить значительную бизнес-экспертизу, сейчас особенно востребованную рынком.


Что будет с юридическими лицами, консолидированными в группу компаний? Каким будет процесс интеграции?

Это очень ситуативный и технический вопрос. Группа «Рексофт» организована таким образом, что все процессы являются сквозными и не привязаны к конкретным юридическим лицам. Последние — это просто технические единицы внутри группы. Решения по каждому из юридических лиц будут приниматься, исходя из коммерческой, экономической и юридической целесообразности. Но для клиентов мы — одна команда, где все направления и экспертизы знают друг друга, понимают услуги и решения друг друга, умеют работать вместе без каких-либо трений и непонимания.


На каких бизнес-направлениях группа «Рексофт» намерена сделать акцент в ближайшем будущем? Что интересного преподнес вам 2024 год и на каких позициях компания предполагает войти в 2025-й?

Однозначно, мы продолжим рост. В 2023 году мы удвоились. Показатели первой половины 2024-го продемонстрировали также двукратный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Надеюсь, в текущем году сделаем объявления в новых значимых партнерствах. А наши клиенты совместно с нами начнут более активно рассказывать о наших нестандартных и интересных проектах.

Опубликовано 21.09.2024

Похожие статьи