Ретейл: новые технологии в управлении ассортиментом
Успешная деятельность магазина напрямую зависит от того, как он управляет своим ассортиментом. Правильная организация процесса помогает не только удовлетворять потребности клиентов, но и оптимизировать запасы, минимизировать издержки и увеличить прибыль. Кроме того, так компания поддерживает баланс между популярными и сезонными товарами и вовремя реагирует на изменения спроса и рыночной ситуации.
Один из способов повысить эффективность и качество работы с ассортиментом — автоматизировать ее. Поэтому возникает задача по созданию оптимального ИТ-продукта, который полностью решит вопросы управления товарными категориями.
Как происходит автоматизация
В первую очередь нас интересует оптимизация структуры ассортимента и подбор товаров, максимизирующих выручку и маржинальность. Интеграция ИИ и анализ большого количества данных позволит усовершенствовать аспекты бизнеса с учетом специфики конкретного формата магазинов, региона, конкурентного окружения и покупательских предпочтений.
Процесс формирования ассортиментной матрицы напрямую зависит от модели рейтинга товаров, на основе которой он реализуется. Чтобы вся конструкция функционировала исправно, модель должна состоять из нескольких принципиально важных аспектов. К ним относятся знания о статистиках торговой сети, данные авторитетных рейтинговых агентств (например, Nielsen), а также оригинальная методика работы с уже существующими генеративными ИИ-платформами.
Основные технологии
Если вы хотите выпустить действительно инновационное решение, нельзя использовать только готовые инструменты. Необходимо кастомизировать методику формирования структуры ассортимента. Вот какие ключевые технологии могут участвовать в процессе автоматизации.
-
Прогнозирование спроса с использованием самообучающихся алгоритмов ИИ. Они анализируют данные и выявляют скрытые закономерности, которые могут быть недоступны человеческому восприятию. Это позволяет точнее предсказывать, какие товары будут пользоваться спросом, что в свою очередь способствует оптимизации запасов и увеличению доходов компании. Этой функцией ИИ уже некоторое время пользуются многие зарубежные компании. Из крупнейших предприятий можем выделить китайскую сеть Alibaba и американский Target.
-
Аналитика клиентских данных. Применяя продвинутые аналитические инструменты, вы лучше изучите покупательское поведение и сможете точнее спрогнозировать спрос. В итоге компания лучше понимает потребности клиентов и может адаптировать ассортимент под их предпочтения. Например, «Магнит» и «Лента» уже экспериментируют с ИИ для управления запасами и маркетинговыми кампаниями, и их опыт показывает, что это направление имеет высокий потенциал.
-
Облачные технологии. Применение облачных решений обеспечивает надежное хранение данных и оперативный доступ к системе, устраняя необходимость в установке и поддержке сложного программного обеспечения. Таким образом, повышается гибкость и масштабируемость решения. Среди компаний, активно использующих облачные технологии для хранения и обработки данных, отметились такие гиганты, как Microsoft Azure, «Яндекс.Облако» и Сбербанк.
-
Модульный подход. Архитектура системы позволяет гибко адаптироваться под конкретные задачи компании. Модульный подход обеспечивает возможность быстрой модернизации и расширения функционала, что способствует устойчивому развитию и адаптации к изменениям рынка.
Ключевые модули системы: какие задачи они решают
В нашей системе автоматизации мы использовали девять модулей, образующих единую экосистему управления ассортиментом товаров. Каждый из модулей нацелен на решение определенной бизнес-задачи. Их можно также рассматривать как критерии, которые определят, насколько успешно вы оптимизировали управление товарами.
Доступ к оптимальным ценам контрагентов для оптимизации закупок и повышения маржинальности. Модуль базы коммерческих предложений контрагента и модуль сравнения «Текущие коммерческие условия» помогают проводить комплексный анализ, сравнивать коммерческие предложения и условия поставок.
Доступ к актуальным прайс-листам компании, количестве артикулов в ценовых сегментах. В этом поможет база мониторинга конкурентов. Она представляет собой систему сбора, отслеживания и хранения данных о ценах на товары других компаний. Аналитика форматов, категорий, свойств, ценовых сегментов. Модуль аналитики и отчетов предоставляет данные о продажах, маржинальности в разных разрезах. Также есть доступ к статистике продаж в разрезе партнеров.
Определение сбалансированного количества SKU в ценовых сегментах. Модуль формирования базовой структуры ассортимента помогает управлять ценовыми сегментами. Кроме того, он показывает структуру ассортимента в разрезе концепт-форматов и сегментов. Утвержденная структура ассортимента в разрезе магазинов и ценовых сегментов. Модуль форматирования торговых точек помогает планировать и распределять товары в магазинах в зависимости от форматов, конкурентного окружения и покупательских предпочтений.
Доступ к номенклатуре товара с системой рейтингов по каждому SKU. Модуль расчет рейтинга товаров позволяет оценивать товары по различным критериям. Так, пользователь может формировать рейтинги, принимать взвешенные решения для максимизации товарооборота и маржинальности. Доступ к ассортименту торговой точки и утвержденным ценам поставщика. Инновационная система — подтвержденная матрица SKU в заданной структуре ассортимента. Формирует адресную программу распространения матриц в ценовых сегментах для различных форматов магазинов. Список коммерческих предложений от поставщиков. Система торгов и переговоров помогает управлять взаимодействиями с контрагентами. Это дает возможность выбрать наиболее выгодные коммерческие условия.
Результаты внедрения нового подхода
На сегодняшний день с инновационной системой работают семь региональных сетей. По нашим данным, прирост в товарообороте составляет от 15% в категориях, а в марже — от 3% в зависимости от категорий и производителей. Технологичный подход к менеджменту ассортимента показал значительные улучшения в различных аспектах управления товарными категориями.
Решение позволило:
-
Автоматизировать и обеспечить централизованное управление данными о товарах, ассортиментом и коммерческими условиями в мультиформатной розничной сети — это сокращает время на обработку данных и минимизировать ошибки, связанные с ручным вводом данных.
-
Упростить взаимодействие с контрагентами — с помощью удобного личного кабинета контрагенты могут вводить и обновлять информацию о товарах, коммерческих предложениях и логистических условиях. Так вы обеспечиваете прозрачность и упрощает процесс взаимодействия между поставщиками и розничными сетями.
-
Оптимизировать ассортимент и ценообразование — с системой можно проводить комплексный анализ и сравнение коммерческих предложений и условий поставок. Это помогает оптимизировать закупки, повысить маржинальность и формировать цены на товары.
-
Проводить мониторинг конкурентов и анализировать продажи — розничные сети могут оперативно реагировать на изменения рынка и принимать обоснованные решения по ценообразованию и ассортименту.
-
Поддерживать тендеры и переговоры — это упрощает процесс заключения коммерческих соглашений и контроля за изменениями условий.
-
Автоматически формировать структуру ассортимента — позволяет отвечать на актуальные запросы покупателей, максимизировать товарооборот и маржинальность.
-
Цель создания единого хранилища данных — избавиться от необходимости обмена данными между модулями, что снижает риски ошибок и увеличивает скорость обработки данных
-
Экономить более 50% времени категорийных менеджеров — сотрудники фокусируются на проведении переговоров с производителями, чьи товары попали в матрицу.
В отличие от человека, ИИ может формировать сотни тысяч моделей, просчитать категорию со всеми производимыми товарами и составить рейтинг. Основа решения — скорость. С учетом изменяющегося потребления обычная частота корректировки ассортимента может занимать от шести до девяти месяцев. Однако благодаря автоматизированному подходу вам потребуется всего лишь месяц. Наконец, автоматизация освободит более 50% времени категорийных менеджеров, позволяя им сосредоточиться на проведении переговоров с производителями для улучшения закупочных условий. Пользователи получают доступ к системе через облако. Это значит, что ее доступность максимальна — разворачивать какие-то дополнительные ресурсы не нужно.
Заключение
Инновационные ИТ-решения дают торговым сетям возможность эффективно адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка в эпоху цифровизации ретейла, что значительно повышает их конкурентоспособность. Автоматизация существенно снижает временные и трудовые затраты, увеличивая точность и скорость операций. В результате мы также получаем улучшенный клиентский опыт за счет оперативного реагирования на спрос и предоставления персонализированных предложений.
Цепочки поставок оптимизируются, снижая операционные риски. Развитие омниканальных стратегий и синхронизация ассортимента, цен и промоакций создают бесшовный клиентский опыт. Подобным образом мы достигаем нашей ультимативной цели — роста продаж.
Российским компаниям стоит активно инвестировать в технологии, обучать персонал и адаптировать свои бизнес-модели к цифровому будущему. Региональные ретейлеры также отстают не только от мировых тенденций, но и от своих федеральных коллег, что делает их менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Чтобы преодолеть это отставание, региональным ретейлерам необходимо уделять больше внимания цифровым вызовам, формировать свои инновационные стратегии и объединяться вокруг требуемых на сегодняшний момент решений с целью оптимизации затрат и повышения квалификации своих сотрудников. Поэтому в ближайшие годы в области управления ассортиментом планируется дальнейшее расширение ИТ-инфраструктуры и укрепление сотрудничества с технологическими компаниями. В рамках развития экосистемы предполагается привлечение большего числа ретейлеров как в России, так и за ее пределами.
Опубликовано 04.10.2024