Как учить ИТ, чтобы не было мучительно больно

Логотип компании
Как учить ИТ, чтобы не было мучительно больно

Изображение создано нейросетью shutterstock.com

Каких компетенций чаще всего не хватает менеджерам ИТ? Из каких областей чаще всего приходят руководители в ИТ? Как студенту выбрать, где учиться? Что предпринять для улучшения понимания современных ИТ школьниками? В чем глобальная проблема образования?

Как я стала преподавателем

Никогда не хотела быть преподавателем. И не стремилась кого-то чему-то учить. Всегда казалось, что эта профессия тесно связана с назидательностью и требует какой-то особой уверенности в том, чему учишь. Но мир настолько многообразен, что такая уверенность, по моему мнению, сродни глупости. Однако человек предполагает, а судьба располагает. И получилось так, что взяли меня на «слабо», и погрузилась я в мир обучения. А именно – в пучину преподавания различных предметов, относящихся к области ИТ, в которой до этого проработала много лет на совершенно разных позициях: от программиста и системного администратора до CIO. Диапазон предметов и курсов был также весьма широк: от архитектуры предприятия, архитектуры данных и информационных систем, системной и программной инженерии до управления проектами ИТ и управления бизнес-процессами.

Был также опыт создания магистерской программы в Высшей школе бизнеса МГУ, на которой по соответствующему профстандарту мы готовили ИТ-менеджеров. На программу мы набирали выпускников как технических, так и менеджерских бакалавриатов, в частности брали бакалавров направления «международный бизнес». Идея возникла в связи с тем с тем, что менеджерам ИТ чаще всего не хватает менеджерских компетенций и лишь иногда – технических. Потому что в большинстве случаев руководителями ИТ становятся именно технические специалисты и лишь в редких случаях – руководители с опытом в других областях. Однако кажется, что это соотношение постепенно меняется в сторону последних. Видимо, руководители организаций, намучившись с управленцами-технарями, всё чаще ставят на эту позицию людей, с которыми они хотя бы смогут говорить на одном языке. В робкой надежде, что грамотный руководитель может управлять любой областью. Но тут меня обуревают сомнения. Не стану касаться других отраслей, хотя предполагаю, что и там работают те же принципы. Однако в ИТ – огромное количество тонкостей, стандартов, методик, и такому руководителю не айтишнику придется всё это осваивать в сжатые сроки, причем только теоретически. Поэтому гениальный руководитель, конечно, с этим справится. Но ориентироваться на гениев при подборе персонала весьма опасно.

Наша программа была интересным примером совмещения технических и управленческих курсов. Бакалавров технических специальностей мы обучали управлению, а менеджеров – ИТ. Интересно, что менеджеры неожиданно запросили добавить курсов по программированию, и пришлось их, помимо веб-разработки, php и «1С», обучать еще и Python΄у. При этом часть студентов пришла на нашу программу, мягко говоря, случайно. Некоторые – чтобы не повторять то, что уже учили на бакалавриате, некоторые – просто из любопытства. Но в результате практически все, даже те, кто не собирался этого делать, выбрали свой путь в ИТ. И я их понимаю – что может быть интересней!

Как студенту выбрать, где учиться

А представьте, если бы эти студенты окончили соответствующий бакалавриат и им бы вовремя, при выборе профессии, показали, насколько интересны ИТ, нам бы не пришлось втискивать технические знания в два года магистратуры.

В этом заключается один из парадоксов, который существует еще с незапамятных времен: как 15-16-летние выпускники могут понять, куда им идти учиться? А им приходится делать этот выбор. Ведь очень многие студенты попадают в университеты случайно. Кто-то – потому что родители посоветовали или даже заставили. Кто-то – за компанию. Кто-то – потому что всё равно, где учиться. А кто-то – следуя моде. С одной стороны, мода повышает конкурс, растут проходные баллы и, значит, на направление приходят более достойные ученики. С другой – играет злую шутку с той областью, которая становится модной, потому что туда сразу ринутся все, кому не лень. Ведь и на выпускников, и на их родителей мода несомненно оказывает влияние.

Как учить ИТ, чтобы не было мучительно больно. Рис. 1

Если раньше в моде были адвокаты и экономисты, то сейчас, когда все и отовсюду говорят о цифровой трансформации, цифровой экономике, ИТ на пике интереса. И туда приходят люди, мягко говоря, совершенно не подходящие для занятий ИТ. Им это неинтересно, а отсутствие интереса часто бывает заразительным. И вот уже вся группа куксится и не стремится ничего осваивать.

Компьютерная грамотность, которую преподают в школе где-то лучше, где-то хуже, не помогает подросткам понять, что же такое современные ИТ. В лучшем случае они выходят с минимальным опытом программирования, в худшем – со стойким отвращением ко всему, что связано с компьютерными технологиями. Знаю несколько студентов, которые на этом отвращении выбрали программу, далекую от ИТ, а потом, уже к концу получения высшего образования, осознали, что хотят именно туда. Им потребовалось пять лет, чтобы избавиться от предрассудков, сложившихся в школе.

Думаю, что выход в том, чтобы университеты больше работали со школами. Даже двухчасовой урок может помочь школьникам понять, чему и как их будут учить. Кроме того, несомненно назрел пересмотр содержания предмета «Компьютерная грамотность», потому что современные школьники владеют компьютерами зачастую лучше, чем их учителя. Возможно, стоит переименовать его в «Цифровую грамотность» и расширить за счет вопросов использования современных ИТ в профессиональной деятельности.

Преподаватели

Не только школьники жалуются на плохих преподавателей. Студенты, причем не только университетов, но и МВА, также недовольны уровнем обучения. И не только тем, что их учат не те, но и тем, что их учат не тому. Возможно, причина в том, что преподавательская работа оплачивается крайне низко и средний возраст преподавателей намного выше общего среднего возраста. А преподаватели из года в год преподают одно и то же и с большим трудом осваивают новое.

Кроме того, образование всегда объективно отстает от технологий. Всегда требуется время на создание учебников и подготовку учителей по новым технологиям. А беда в том, что ИТ развиваются стремительно, и эта стремительность нарастает, а система образования просто не успевает. Идея магистратуры в какой-то степени призвана была решить эту проблему, потому что предполагала получение актуального практического опыта. Только на практике этот опыт часто касался совершенно иных областей, чем обучение. Возможно, стоит предусмотреть механизмы, позволяющие заинтересовать компании в привлечении студентов на стажировки. Возможно, при университетах должны быть центры, в которых можно приобрести соответствующий опыт.

Но есть и еще одна проблема, связанная с тем, что современные студенты – как птенчики, ждут, чтобы им положили знания в открытые рты. Да еще и рты не всегда разевают. Как нельзя сделать счастливым насильно, так и нельзя научить насильно, если сам обучаемый не хочет учиться.

По-моему практически от любого преподавателя (отмечаю это не только как преподаватель, но и как ученик) всегда можно взять что-то полезное. Только надо этого хотеть. Я всегда помню своего преподавателя по нефтедобыче: у него был очень тихий голос и сильный акцент, поэтому его очень плохо слушали. Но однажды я случайно оказалась на первой парте и наконец-то смогла его расслышать. Могу заверить, что это был один из лучших преподавателей в моей жизни. А если бы не села тогда на первую парту, то и не узнала бы.

Конечно, тут работает принцип сервисного обслуживания, потому что обучение – это тоже сервис. В соответствии с этим принципом удовлетворенность пользователя, в нашем случае – обучаемого, зависит от пересечения его ожиданий с тем, что он получает, то есть с теми знаниями, которые ему передает преподаватель. Один путь повышения качества – выяснять ожидания обучаемых. Но если их, например, сотня, а то и больше, то эти ожидания не только не совпадают, но могут быть прямо противоположны. Однако есть другой, намного более простой и эффективный путь – формировать эти ожидания так, чтобы область пересечения была наибольшей.

Поэтому не только студентам несомненно стоит занимать более активную позицию в деле извлечения знаний из преподавателей, но и преподавателям нужно более энергично формировать или переформировывать ожидания студентов от своих курсов.

Чемоданчик с инструментами

Студентам надо честно объяснить, что нельзя дать четкие рецепты, что и как делать, потому что для этого надо иметь полное представление о «больном» и всём том, что его окружает. Как и многие профессии, особенно в ИТ, – это не столько ремесло, сколько искусство. И архитектура, и управление проектами, и разработка ПО относятся именно к нему. Тут невозможно дать четкие рекомендации, что и в каких ситуациях делать, поскольку практически каждый случай уникален. Мало того, желание втиснуться в прокрустово ложе того, что было ранее, зачастую приводит к ужасающим последствиям.

Читайте также
ИТ-образование — это обширная и многогранная область, охватывающая множество направлений, от разработки программного обеспечения до управления данными и информационной безопасности. В ближайшие 5-10 лет ИТ-образование будет продолжать быстро развиваться, реагируя на изменения в технологиях и запросы рынка труда. О том, каким ИТ-образование будет завтра, о ключевых тенденциях, изменениях в подходах к обучению и о том, как современные технологии влияют на подготовку специалистов IT-World рассказывает  Георгий Ефименко, основатель и генеральный директор IT-лаборатории VibeLab.

Поэтому я представляю всё то, что передаю студентам, как некий чемоданчик с инструментами, снабженный инструкциями, примерами применения, ограничениями, методиками и т. д. Но какие инструменты и в каком сочетании применять в конкретных случаях, можно только посоветовать. И если лет 15 назад, когда я начинала преподавать на МВА, студенты всё время просили четких инструкций, что и когда делать, то современные студенты больше принимают и понимают мой подход. Очень надеюсь, что это не потому, что я стала увереннее, а потому, что они стали мудрее.

Как учить ИТ, чтобы не было мучительно больно. Рис. 2

Все ли возможные инструменты, например архитектурного проектирования, я показала студентам? Вопрос непростой. Новые возможности в ИТ растут как грибы после дождя. Успеть за всем уследить невозможно. Возможно, роль преподавателя состоит и в том, чтобы привить студентам здоровое любопытство, которое будет побуждать их самостоятельно изучать мир и искать те средства, которые подходят для решения их задач.

Особенности современности, от которых невозможно отмахнуться преподавателю, – это огромные объемы доступной информации, большая часть которой, мягко говоря, недостоверна и может только запутать. Студенты доверяют этой информации как самому верному источнику. Надо воспитывать у них критическое отношение ко всему, что они извлекают из Интернета. Эта надежда на Всемирную паутину, несомненно, влияет на посещаемость занятий и внимательность студентов. Уверенность, что в любой момент, в частности перед самым экзаменом или зачетом, можно достаточно просто получить ответы на все вопросы, мешает серьезно относиться к обучению. Возможно, некоторое разочарование, испытываемое в начале курса, помогает настроить их на более серьезный лад. Вижу положительную тенденцию в том, что неоспоримое доверие народа к интернет-ресурсам всё же постепенно падает.

Обучение должно быть системным

Думаю, не стоит писать о проблемах болонской системы. Об одной из них, которая состоит в том, что магистратура повторяет бакалавриат, причем далеко не всегда на более высоком уровне, я упоминала выше. Но есть и более глобальная проблема образования – во многих программах практически отсутствует системный подход. Причем, чем больше курсов по выбору, тем уровень системности ниже. Однажды мне пришлось поинтересоваться программой бакалавриата одного из лучших отечественных университетов. Количество возможных курсов превышало 200. Даже я, проработавшая в ИТ много лет, не смогла бы построить свою систему обучения в этом лесу, что уж говорить про выпускников. Возможно, стоит предлагать студентам не просто курсы, а системы образования с целью выработки необходимых для разных ИТ-профессий компетенций, а не вываливать на них всего понемногу.

Курсы, составляющие любую ИТ-программу, сильно связаны и взаимозависимы. Возможно, даже курсовые стоит делать не по отдельным предметам, а по нескольким связанным. В нашей магистерской программе мы такое практиковали и весьма успешно.

Сейчас часто приходится довольно существенную часть курса тратить на то, чтобы проверить знания студентами тех основ, на которых они строятся. Это касается практически всех курсов, которые я читаю. При этом нужна не только четкая карта курсов, но активное и постоянное взаимодействие читающих их преподавателей для синхронизации предлагаемого студентам материала.

Заключение

Требования к ИТ-образованию растут как со стороны граждан и организаций, так и со стороны государства. Но одновременно расширяются и инструменты, которые можно использовать. Впрочем, богатство возможностей порождает новые сложности. Конечно, тут может помочь автоматизация. Но и в ИТ, к сожалению, работает принцип «сапожник без сапог». Так что надо наконец научиться «надевать сапоги», перестать суетиться и заняться обновлением системы образования. А ИТ-менеджеры и ИТ-специалисты готовы в этом помогать.

Опубликовано 30.08.2024

Похожие статьи