OTT на миллиарды
Год от года коммуникационные OTT-сервисы (от англ. over the top – «поверх») становятся все популярнее. Используя созданную операторами связи инфраструктуру, они постепенно перетягивают на себя абонентов и часть доходов. Пока доля потерь операторов невелика, но с каждым годом растет (счет уже идет на миллиарды рублей). В этих условиях они не могут более игнорировать OTT-угрозу, им остается только научиться дружить или конкурировать с OTT-игроками.
Наибольшую опасность OTT/VoIP-сервисы представляют для бизнеса мобильных операторов связи. По данным отчета компании J'son & Partners Сonsulting, уровень проникновения так называемых «мобильных мессенджеров» в России по итогам прошлого года составил 78%. Наибольшей популярностью пользуются такие продукты, как Skype, «Mail.ru Агент», ICQ, WhatsApp, Viber и QIP. Кроме того, в качестве инструмента для коммуникаций часто выступают крупнейшие социальные сети – Facebook, VK и «Одноклассники». Активное использование этих OTT-сервисов в качестве основного средства обмена текстовыми сообщениями, а также голосовыми или видеозвонками приводит к постепенному замедлению спроса на традиционные услуги мобильной телефонии, SMS и MMS. По оценкам J’son & Partners Consulting, только за 2014 год российские мобильные операторы потеряли около 2% доходов. Кажущийся незначительным показатель в абсолютных величинах превращается в 15-20 млрд рублей.
По мнению Антона Липанина, менеджера по развитию бизнеса компании Orange Business Services в России и СНГ, рост популярности OTT/VoIP-сервисов, безусловно, затрагивает экономические интересы операторов мобильной связи, причем эта проблема касается операторов всего мира, работающих на массовом рынке. В то же время Антон Липанин убежден, что для бизнес-сегмента такие приложения, как Skype, никогда не станут надежной заменой услугам корпоративной телефонии и видеоконференцсвязи.
«Благодаря высокому уровню проникновения ШПД-сервисов и Wi-Fi-сетей абоненты все активнее пользуются бесплатными OTT-приложениями взамен платных SMS и звонков. Тем более что мобильные операторы пока не могут предложить сервисы видеозвонков на базе собственных сетей», – отмечает Александр Черняев, ведущий менеджер департамента программных решений компании Huawei в России. Основу абонентского трафика уже составляют видеоданные, и их доля в общем трафике будет увеличиваться экспоненциально в ближайшие годы. А основная часть видеотрафика, по словам Александра Черняева, как раз приходится на видеосервисы сторонних ОТТ-провайдеров, которые не увеличивают доходную часть операторского бизнеса. При этом операторы вынуждены модернизировать свои сети для пропуска все большего объема видеотрафика. В итоге они превращаются в трубу для перегонки трафика, никак не участвуя в разделении доходов от потребления OTT-сервисов.
Представители «большой тройки» не склонны преувеличивать угрозу, исходящую от OTT-сервисов. «Пользователь сам вправе выбирать те каналы, которые ему удобнее. Оценить влияние мессенджеров сложно, поскольку клиент, как правило, использует большое количество различных каналов. Для работы этих приложений на смартфонах и планшетах нужен мобильный Интернет. Поэтому, с одной стороны, компания может недополучать деньги на текстовых сообщениях, но, с другой стороны, получает их за счет оплаты клиентами интернет-трафика. Говорить о влиянии звонков в мессенджерах на бизнес операторов преждевременно – объем таких звонков крайне мал, а качество голоса в них крайне нестабильно», – считает Леонид Савков, директор по маркетингу «МегаФона». Кроме того, по его словам, профиль использования звонков в мессенджерах (особенно видеозвонков) значительно отличается от типичного профиля звонков по сотовой сети. Чаще всего это междугородные и международные звонки, где в качестве транспорта выступает не мобильный, а проводной Интернет.
Конечно же, мобильные операторы не раскрывают детали снижения потребления их услуг и соответствующие показатели снижения доходов. Но, несмотря на видимое спокойствие, они все же вынуждены реагировать на угрозы со стороны данных сервисов.
К ответу!
По природе предоставления поверх существующих операторских сетей OTT-сервисы напрямую не подпадают под отраслевое регулирование нормативной базы в области связи. «Нас беспокоит тот факт, что пользователи коммуникационных интернет-сервисов никак не защищены с точки зрения законодательства о правах потребителей и тайне связи. В этой ситуации будет логично, чтобы на ОТТ-игроков также распространялись требования российского законодательства, раз их сервисы предоставляются на территории России», – убежден Леонид Савков («МегаФон»).
По мнению Михаила Сергеева, директора по корпоративным коммуникациям компании «Гарс Телеком»: «Отраслевое законодательство всегда будет отставать от новых технологических решений, что естественно. В то же время регулирование все чаще становится инструментом не совсем конкурентной борьбы».
Дискуссии вокруг необходимости государственного регулирования рынка OTT-сервисов не утихают уже много лет. Только за последние два года операторы «большой тройки» предприняли несколько попыток пролоббировать корректировку требований отраслевой законодательной базы. Так, осенью 2013 года с предложением внести поправки в закон «О связи», предусматривающие закрепление возможности устанавливать тарифы на услуги интернет-доступа в зависимости от профиля потребления контента, выступило МТС. В теории это должно было дать операторам возможность назначать различную стоимость интернет-доступа в зависимости от того, какой контент потребляют абоненты. Эту идею поначалу ФАС поддержала, однако после обсуждения с отраслью от нее было решено отказаться, поскольку она прямо или косвенно ущемляла, а не защищала интересы абонентов. После этого операторы «большой тройки» несколько раз выступали с новыми предложениями, в частности настаивали на том, что они инвестируют значительные средства в борьбу со спамом, который перетекает во всевозможные OTT-сервисы и мессенджеры, поэтому такие сервисы тоже необходимо регулировать. Однако никаких принципиальных изменений в регулировании их отношений с ОТТ-игроками так и не произошло.
«Качественные параметры OTT-сервисов и юридическое поле, в котором они работают, пока очень размыты. Поэтому необходимо создание единого нормативного поля, которое определяло бы условия подключения к другим операторам, порядок межоператорских связей и пропуска трафика, а также определенные SLA и стандарты качества. Это позволит абонентам получать качественные сервисы, а оператору – поддерживать необходимый уровень инфраструктуры за счет разделения доходов от предоставления ОТТ-сервисов», – полагает Дмитрий Кулаковский, директор по маркетингу и развитию продуктов МГТС.
За дружбу
В ожидании законодательных подвижек операторам имеет смысл приспособиться к партнерству с OTT-игроками. По словам Дмитрия Тузова, сооснователя и директора по продуктам компании RooX Solutions, телекоммуникационные компании во всем мире экспериментируют с различными моделями сотрудничества с OTT-провайдерами – от взимания платы за трафик премиального качества до выхода на рекламный рынок, где они пытаются помогать монетизировать контентные сервисы. Но какая из моделей наиболее успешна – пока сказать трудно.
Тем не менее большинство участников телекоммуникационного рынка сходятся во мнении, что предпосылки для такого сотрудничества существуют. По мнению Михаила Сергеева («Гарс Телеком»), «сотрудничество операторов связи с провайдерами OTT/VoIP-сервисов неизбежно, поскольку естественно. Совместно проще заработать. Провайдерам сервисов всегда будет нужна полоса». А Дмитрий Кулаковский (МГТС) подчеркивает, что для поставщиков ОТТ-сервисов крайне важно высокое качество работы их сервиса поверх сетей операторов интернет-доступа, а операторы, в свою очередь, заинтересованы в возврате капитала, инвестированного в сетевую инфраструктуру. По мнению Дмитрия Кулаковского, наиболее оптимальным вариантом может стать разделение доходов ОТТ-провайдеров от оказанных пользователям услуг с поставщиками транспортной инфраструктуры. Это обеспечит качество OTT-сервисов, а операторам позволит монетизировать затраты на содержание и развитие инфраструктуры. Такую модель, в частности, предлагает компания Google, и у «большой тройки» уже есть опыт партнерства с ней, однако стороны не разглашают детали.
Впрочем, заинтересованные в сотрудничестве с OTT-игроками операторы придумывают все новые модели. Недавно дочка «МегаФона» – «Нэт Бай Нэт Холдинг» (торговая марка NetByNet) начала предоставлять абонентам услуги технической поддержки на базе сервисов обмена сообщениями WhatsApp и Viber. По оценке NetByNet, для определенной части абонентов такой способ коммуникации более удобен, к тому же он позволяет в режиме реального времени обмениваться фотографиями или скриншотами с иллюстрацией проблемы, а также инструкциями. Похожим образом техподдержка организована лишь у Yota, однако этот оператор использует для общения с абонентами собственное приложение.
«ОТТ-провайдеры заинтересованы в операторах, потому что они предоставляют клиентам мобильный Интернет, который и позволяет мессенджерам работать. В этих условиях вполне справедливо искать точки соприкосновения, с тем чтобы операторы имели средства на развитие инфраструктуры и внедрение новых стандартов, а ОТТ-сервисы – на улучшение функционала и качества услуг. В любом случае мы против каких-либо радикальных, запретительных мер, которые могли бы ограничить возможности для наших клиентов», – подчеркивает Леонид Савков («МегаФон»).
Сам себе OTT
Несмотря на развивающуюся практику сотрудничества с OTT-провайдерами, операторы мобильной связи не теряют надежды померяться с ними силами на их же поле. Так, еще в 2010 году «МегаФон» запустил по всей России услугу интернет-телефонии и видеосвязи «Мультифон», которая фактически является аналогом Skype. Следующим шагом в конкурентной борьбе с OTT может стать внедрение на сетях мобильной связи технологии RCS (Rich Communication Suite), которая позволяет абонентам звонить и обмениваться текстовыми сообщениями через Интернет.
Об активном тестировании этой технологии, а также планах запуска собственных RCS-сервисов уже неоднократно сообщала МТС. В частности, она изучает возможность внедрения технологии RCS на сетях своей дочки – МГТС, что в перспективе позволит абонентам получить доступ к расширенным мультимедийным услугам: обмену мгновенными сообщениями, файлами, совершению звонков, видеообщению при помощи единого приложения, интегрированного с телефонным номером и социальными сетями. «Влияние современных интернет-сервисов на бизнес традиционных операторов связи традиционно переоценивается. Однако появление подобных сервисов заставляет операторов адаптироваться под изменяющиеся потребности абонентов и внедрять новые услуги на основе или в дополнение к уже существующим, но с характеристиками, аналогичными ОТТ-решениям. За счет собственной оптической инфраструктуры на базе технологии GPON МГТС планирует развивать конвергентные услуги, сочетающие в себе классические сервисы с ОТТ-решениями, которые не уступят, а в ряде случаев даже смогут превзойти их по качеству», – сообщил Дмитрий Кулаковский (МГТС). Справедливости ради отметим, что планы по внедрению RCS есть и у ближайших конкурентов МТС – «МегаФона» и «ВымпелКома». Оба уже протестировали возможности этой технологии на своих сетях.
По мнению технического директора компании Yota Сергея Волкова, RCS может стать для операторов инструментом возвращения хотя бы части трафика, который переключился на сервисы интернет-общения вроде Skype, Viber и других ОТТ-сервисов. Однако он убежден, что российский рынок связи пока не готов к массовому распространению RCS. На рынке должны получить достаточное распространение абонентские устройства с поддержкой этой технологии. «RCS может изменить расстановку сил на рынке OTT-сервисов, если мобильные операторы объединятся вокруг одной услуги и смогут предложить клиентам то, что не могут реализовать OTT-провайдеры. Клиенты отдают предпочтение тем способам обмена информацией, которые позволяют экономить, а также просты и удобны в использовании. Если эти условия будут выполнены, вполне возможно, что мобильные операторы смогут вернуть себе часть пользователей мессенджеров», – считает Сергей Волков.
По словам Александра Черняева (Huawei), с помощью RCS операторы могут дать конечному пользователю то, что никогда не даст отдельный ОТТ-провайдер: комплексное предложение. Например, интегрировать RCS с видеонаблюдением и «умным домом», объединить всех членов семьи в один аккаунт с возможностью централизованного управления услугами, связать данный сервис с профилем абонентов в соцсетях и многое другое. Но при этом оператор должен отказаться от мышления провайдера интернет-доступа и превратиться в комплексного поставщика услуг. «В противном случае останется только подсчитывать потери доходов от традиционных услуг и наблюдать за расцветом сторонних ОТТ-провайдеров», – предостерегает Александр Черняев.
Будущее за VoLTE
Помимо внедрения RCS, у операторов мобильной связи есть иные перспективы для усиления конкуренции с OTT-провайдерами, связанные с развитием голосовых услуг в сетях на базе технологии LTE. По словам Леонида Савкова («МегаФон»), все операторы готовятся к запуску передачи голоса поверх сетей LTE (VoLTE). Это даст абонентам высококачественную передачу голоса при сохранении всех преимуществ оператора, связанных с широтой охвата и доступностью сети. «С помощью мобильной связи можно гарантированно дозвониться любому абоненту на территории всей страны, тогда как с помощью мессенджера можно позвонить или написать только ограниченному кругу лиц, которые установили аналогичные приложения. И чем больше появляется разных приложений, тем сложнее это сделать», – подчеркивает Леонид Савков.
Максим Жирновский, руководитель направления «Сервисные платформы и приложения» группы технической поддержки продаж компании Alcatel-Lucent в России и СНГ, убежден, что операторам связи доступны все технологические возможности для развертывания социальных коммуникаций как в мобильных сетях, так и в интернет-среде, в том числе и в социальных сетях. «Развитие технологий виртуализации сетевых функций дает традиционным операторам возможность быть такими же гибкими и эффективными в вопросах адаптации приложений к требованиям рынка, как и их конкуренты – провайдеры услуг OTT. Переход к технологии VoLTE – может быть, их последний шанс победить в конкурентной борьбе с OTT-провайдерами», – полагает Максим Жирновский.
Александр ЧЕРНЯЕВ,
ведущий менеджер департамента программных решений компании Huawei в России:
«Оператор связи может построить успешную модель взаимодействия с внешними ОТТ-провайдерами, беря на себя управление трафиком и соблюдение SLA по качеству видеоуслуг, работая по модели разделения доходов».
Дмитрий ТУЗОВ,
сооснователь и директор по продуктам компании RooX Solutions:
«Традиционная телефония опережает VoIP по ключевым показателям качества – площади покрытия с устойчивым приемом и единой телефонной нумерации, которая позволяет звонить любому абоненту, не задумываясь, каким сервисом он пользуется».
Максим ЖИРНОВСКИЙ,
руководитель направления «Сервисные платформы и приложения» группы технической поддержки продаж компании Alcatel-Lucent в России и СНГ:
«Отличие бизнес-модели OTT-провайдеров от операторов связи в том, что их базовый набор услуг предоставляется бесплатно, тогда как значительная часть доходов генерируется не абонентами, а рекламодателями».
Сергей ВОЛКОВ,
технический директор компании Yota:
«Безусловно, OTT-сервисы и мобильные операторы должны сотрудничать, на данный момент это оптимальный способ достижения синергии».
Антон ЛИПАНИН,
менеджер по развитию бизнеса компании Orange Business Services в России и СНГ:
«Операторы связи будут предпринимать шаги для налаживания сотрудничества с OTT-игроками, но обоюдность его выгоды пока не очевидна: бизнес в области OTT/VoIP-сервисов стремительно развивается, и, учитывая российское законодательство, для его развития нет никаких преград».
Леонид САВКОВ,
директор по маркетингу компании «МегаФон»:
«Нас беспокоит тот факт, что пользователи коммуникационных интернет-сервисов никак не защищены с точки зрения законодательства о правах потребителей».
Дмитрий КУЛАКОВСКИЙ,
директор по маркетингу и развитию продуктов компании МГТС:
«Влияние современных интернет-сервисов на бизнес традиционных операторов связи традиционно переоценивается».
Михаил СЕРГЕЕВ,
директор по корпоративным коммуникациям компании «ГАРС Телеком»:
Новые сервисы постепенно интегрируются в телеком системы предприятий, выступая полезными дополнениями. В малом бизнесе такие они играют все большую роль. Крупные корпоративные клиенты более консервативны в своих предпочтениях. Операторы связи, специализирующиеся на работе с крупным бизнесом, практически не отмечают использование клиентами сервисов такого типа.
Опубликовано 25.08.2015