Маркировка-2020: переломный момент (II часть)
(Продолжение. Начало в IT News №3/2020)
Промежуточные итоги
В определенных товарных категориях (например, обувь, табак, лекарства) система тестируется довольно давно. Как это повлияло на рынок и какие промежуточные итоги можно подвести уже сегодня?
Реваз Юсупов (ЦРПТ) говорит, что рынок обуви в 2019 году оценивался в 330 млн пар. В 2020 году компании заказали в «Честном ЗНАКе» уже 1127 млн пар, то есть еще на промежуточном этапе внедрения системы размер отрасли в процессе обеления утроился. А официальные продажи шуб после введения маркировки выросли в девять раз – с 8,5 млрд рублей в 2015-м до 76,2 млрд рублей в 2018 году, рассказывает он.
Аскар Рахимбердиев («МойСклад») отмечает, что его компания не только следит, но и полностью реализует процесс маркировки товара в МоемСкладе, ведь без этого сервис для торговли будет просто неконкурентоспособным. За последние полтора года осуществлены интеграция с системой «Честный ЗНАК», заказ кодов маркировки, создание во встроенном редакторе этикеток с кодами, печать всего необходимого прямо из сервиса. Кроме того, существует возможность связать личные кабинеты «МоегоСклада» и «Честного ЗНАКа», после чего можно работать только в первом. Да, в работе системы есть шероховатости: г-н Рахимбердиев отмечает, например, задержки в получении кодов, сбои и ошибки, но со временем эти проблемы, по его мнению, будут решены. Особо он отметил ситуацию, когда летом 2019 года изменилась схема работы оптовиков: для них предполагалось реализовать процесс без обязательного использования ЭДО, но в окончательную версию он не попал. Вот тогда в спешном порядке пришлось многое менять.
В настоящее время бизнес активно маркирует остатки обуви: через несколько месяцев нельзя будет продавать немаркированную продукцию этой категории, поэтому ажиотаж понятен. Если у предпринимателя есть желание и необходимость промаркировать обувь прямо сейчас, он это не без труда, но сделает, подчеркивает г-н Рахимбердиев.
Андрей Захаров («Такском») считает, что подводить предварительные итоги пока рано. С одной стороны, нацеленность на результат, активность всех участников процесса велика. С другой стороны, возникает немало вопросов, и многие из них зависят от специфики товарной группы – есть большая разница в маркировке лекарств, табака и обуви. Все ошибки и недочеты, возникающие на этом этапе, будут учитываться для всех остальных категорий, и, значит, работа по ним пойдет гораздо проще, полагает г-н Захаров. Особый акцент он делает на том, как именно выбираются новые категории для обязательной маркировки. Во-первых, товарная группа должна иметь социальную или экономическую значимость. Во-вторых, в рыночном обороте таких товаров должен быть относительно высоким процент нелегальной или некачественной продукции. И третье – продавцы и производители группы должны быть в какой-то степени готовы к внедрению маркировки. Как правило, выбирается крупная категория, имеющая особенности нанесения средств идентификации, на которой эффективно отрабатываются все процессы, уточняет г-н Захаров.
Александр Коробов («Биорг») полагает, что маркировать одежду и другие товары широкого пользования пока преждевременно, – нужно сосредоточиться на алкоголе, лекарствах, парфюмерии.
Юлия Русинова («АТОЛ») говорит, что компания провела большое количество пилотных тестирований с участниками бизнеса в различных товарных группах. Уже сейчас доступны софтверные решения для работы с электронным документооборотом, маркировкой остатков. «Кроме того, мы доработали и протестировали свои онлайн-кассы с учетом добавленной возможности осуществлять выбытие маркированной продукции в соответствии с принятым в конце года приказом ФНС о форматах фискальных документов», – рассказывает г-жа Русинова. Помимо прочего, «АТОЛ» участвует и в крупных проектах, когда решение под маркировку создается кастомизированно под заказчика. Тем не менее перспективы развития решений для маркировки компания видит преимущественно в сегменте СМБ. Сам процесс внедрения маркировки происходитпоэтапно: от организации рабочих групп из представителей отрасли и разработки требований по проведению пилота до согласования бизнес-процессов, удобных для участников оборота, и их фиксации в постановлениях правительства. Г-жа Русинова отмечает активное взаимодействие оператора системы маркировки с участниками рынка, технологическими партнерами и федеральными органами исполнительной власти: результатом такой работы становятся общие для всей отрасли правила, исключающие избыточные требования. Как пример, исключение из списка обязательных к маркировке авиационных и велосипедных шин, отсутствие необходимости маркировать остатки парфюмерной продукции.
Затраты на внедрение
Участники дискуссии расходятся в оценке трудоемкости и уровня финансовых затрат, необходимых для обеспечения полноценной работы с маркированным товаром для отдельной компании из СМБ-сектора. Однако соглашаются с тем, что главный ресурс для каждой компании – это время, которое потребуется на изменение соответствующих бизнес-процессов.
Александр Розов («Марвел-Дистрибуция») говорит, что детальную оценку дать сложно. Но запуск новых процессов, скорее всего, потребует привлечения дополнительных трудовых ресурсов. Кроме того, появятся новые статьи расходов, например на оборудование, да и сами уникальные коды, которыми должен маркироваться товар, оператор системы предоставляет на платной основе, поясняет он.
Реваз Юсупов (ЦРПТ) подчеркивает, что на данный момент ни в одной отрасли – табачной промышленности, производстве лекарств, обуви – внедрение маркировки не приводит к снижению объема производства, сокращению поставок или ассортимента.
Аскар Рахимбердиев («МойСклад») приводит в пример работу с маркировкой остатков обуви. На каждую коробку тратится несколько минут: нужно найти пару на складе, принести к столу, распечатать этикетку, наклеить ее. Если объем бизнеса небольшой, 50–100 пар в месяц, то маркировать не слишком трудозатратно, а вот если коробок несколько тысяч — уже сложно, отмечает он. При этом уровень прямых единоразовых затрат на маркировку для СМБ — примерно 50 тыс. рублей: хороший принтер этикеток, УКЭП, ЭДО, обновление прошивки онлайн-кассы, 2D-сканер, уточняет г-н Рахимбердиев.
Андрей Захаров («Такском») отмечает, что стоимость решений как для крупных предприятий, так и для малого бизнеса невысока. Более того, представителям СМБ даже необязательно покупать 2D-сканер: считывать коды можно через камеру смартфона. Самое сложное для бизнеса – временные затраты на освоение новых процессов. Вместо того чтобы искать новых поставщиков, договариваться о лучших условиях сделок, предприниматели вынуждены решать вопросы, связанные с маркировкой, говорит г-н Захаров. Но в итоге это принесет выгоду.
Александр Коробов («Биорг») уверен, что не все малые компании потянут нагрузку, связанную с обязательной маркировкой: оборудование, которое наносит и считывает информацию, стоит дорого. Чтобы система работала должным образом и была развернута в столь ограниченные сроки (до 2024 года), необходимы помощь и содействие со стороны государства, а также фондов поддержки СМБ хотя бы на уровне предоставления или закупки определенного вида оборудования.
Юлия Русинова («АТОЛ») напоминает, что сейчас в стадии модернизации для соответствия новым требованиям находятся аптеки. И предлагает рассмотреть внедрение маркировки на их примере, разделив весь процесс на несколько понятных этапов.
Первый этап – это необходимость обновления внутреннего ПО для ККТ. На практике большинство компаний приобретают годовые лицензии, позволяющие в течение этого периода обновлять кассы в связи с различными изменениями нормативных правил применения ККТ. Аналогичная ситуация и с обновлением ПО для ПК – в большинстве случаев пользователи имеют годовые лицензии на сопровождение, предоставляющие им новые функциональные возможности продукта не только по теме маркировки. Тем не менее для корректной настройки места кассира после обновлений понадобятся сервисные услуги, которые в среднем по рынку стоят около 1500 рублей, поясняет г-жа Русинова.
Второй этап – приобретение или замена сканеров. С высокой долей вероятности те, которые уже есть, не поддерживают сканирования двухмерных кодов. Минимальная цена 2D-сканера по рынку на данный момент 3500–4000 рублей. И заменить их необходимо на каждой кассе. Таким образом, переоборудование кассового места в рамках подготовки для работы с маркированной продукцией при наличии УКЭП и годовых лицензий на ПО обойдется примерно в 5000 рублей.
Третий этап. Сотрудники торговых точек, в данном случае аптек, должны привыкнуть к работе с новыми интерфейсами и системе работы с данными. На первых порах ошибки неизбежны, поэтому лучше потренироваться в период, пока маркировка для сегмента не введена. В таком случае компания избавит себя от лишних штрафных санкций позже, заключает г-жа Русинова.
Дмитрий Карпенко («Обувь России») рассказал об основных затратах, связанных с подготовкой к старту маркировки. Во-первых, это приобретение оборудования. Альтернатива терминалов сбора данных для складов магазинов — планшеты и смартфоны с мобильным приложением, которое позволяет считывать коды маркировки, сейчас у компании более 1000 таких устройств. Во-вторых, доработка ПО. Основные бизнес-процессы в ГК «Обувь России» автоматизированы. Но необходимо было создать отдельный программный модуль для автоматизации работы распределительного центра в Китае, поскольку заказы на производство части ассортимента компания размещает в этой стране. «При этом мобильное приложение для смартфонов мы разработали самостоятельно», – уточняет г-н Карпенко. В-третьих, так как в связи с введением маркировки существенно возрастают объемы ЭДО, требуется соответствующее наращивание мощностей ИТ-инфраструктуры. В-четвертых, компании пришлось перестроить ряд бизнес-процессов. Прежде всего это коснулось логистики, так как при вводе маркировки необходимо фиксировать движение товаров на всех этапах, начиная с выпуска на фабрике и заканчивая реализацией в магазине, объясняет г-н Карпенко.
Что будет с ценами?
Как ни крути, но запуск единой системы мониторинга за оборотом товаров приведет к повышению нагрузки на бизнес. Прямо или косвенно – это уже второй вопрос. Вряд ли производители и ретейлеры горят желанием нести полную финансовую нагрузку, связанную с внедрением новой системы. Да, потребители заинтересованы в качественном товарном предложении, но главный вопрос, волнующий обычных покупателей, все-таки связан с ценами – как введение обязательной маркировки скажется на них?
Реваз Юсупов (ЦРПТ) отмечает интересный момент: производители лекарств даже снизили цены на ряд препаратов из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖВНЛП), чтобы попасть в категорию «дешевле 20 рублей», для которой маркировка бесплатна. Еще один наглядный пример: по информации операторов фискальных данных, сигареты дорожают на 3% каждые шесть месяцев, но после введения маркировки темпы роста цен не изменились, поскольку основным драйвером является ставка акциза, поясняет он.
Иной позиции придерживается Александр Розов («Марвел-Дистрибуция»), который убежден, что конечная стоимость товаров из-за внедрения маркировки вырастет. Для этого как минимум две причины. Первая – дополнительные расходы, связанные с нанесением кодировки и ее считыванием. Вторая более значимая: маркировка нанесет удар по черному и серому рынкам, что приведет к исчезновению дешевых товаров нелегального ввоза. На рынке останутся только легальные предложения с более высокой стоимостью, ввезенные официально с уплатой всех налогов.
Юлия Хохлова (OCS Distribution) предполагает, что введение маркировки приведет к увеличению цен, причем необязательно пропорционально фактическим затратам производителей и ретейлеров. Достаточно вспомнить про вознаграждение, уплачиваемое в пользу авторов (так называемый «михалковский налог»), экологический сбор, повышение НДС с 18 до 20% и введение «налога на Google». В любом случае законы рынка никто не отменял и цены будут соответствовать возможностям потребителей, говорит г-жа Хохлова.
Елена Рябова («Первый Бит») убеждена, что уже через год после первоначального повышения цен ситуация выровняется, а через пару лет они могут даже снизиться за счет положительных последствий от внедрения системы.
Аскар Рахимбердиев («МойСклад») говорит, что многое зависит от ценового сегмента, в котором работает участник рынка. Если кто-то продает, допустим, резиновые тапочки по 100 рублей за пару и объемы их продаж существенны (тысячи), то, вполне возможно, себестоимость этих тапочек ощутимо вырастет.
Андрей Захаров («Такском») полагает, что вряд ли из-за кодов маркировки, которые стоят 50 копеек за штуку, могут возникнуть особые трудности. А вот необходимость всерьез менять внутренние бизнес-процессы компании может вылиться в крупную сумму. Поэтому здесь в какой-то мере задача оператора ЭДО: он должен предложить внешнее решение (по отношению к ИС заказчика), которое позволит минимизировать изменения внутренних бизнес-процессов из-за введения маркировки.
*** (III часть) ***
«Честный ЗНАК» и другие
Сегодня уже существует ряд ГИС, используемых для контроля за оборотом отдельных категорий продукции (например, алкоголя). С чем связано принятие решения о создании единой системы для всех категорий товаров?
Реваз Юсупов (ЦРПТ) утверждает, что единая система более эффективна для сбора и консолидации данных по разным отраслям и их дальнейшего анализа. Она проще и удобнее в использовании и для госорганов, и для регулируемого бизнеса. Наконец, создание единой информационной системы маркировки и мониторинга движения товаров гораздо более эффективно в экономическом отношении, чем содержание нескольких параллельных систем. Система «Честный ЗНАК» изначально создавалась так, чтобы при распространении маркировки на новые товарные группы бизнес не столкнулся с необходимостью заметных изменений в работе, рассказывает г-н Юсупов. Поэтому предусматриваются онлайн-кассы, УПД и другие элементы цифровой инфраструктуры, уже используемые рынком. Таким образом, крупным компаниям (как ретейлерам, так и производителям или импортерам), настроив однажды процесс работы с цифровой маркировкой сканирования на складе или в магазине по одной товарной группе, в дальнейшем, при присоединении других товаров, не придется ничего внедрять заново, заключает он.
Дмитрий Карпенко («Обувь России») полагает, что создание единой системы объясняется желанием государства унифицировать процессы контроля за оборотом разных категорий товаров. Развитие обособленных систем связано с большими временными, трудовыми и финансовыми затратами.
Елена Рябова («Первый Бит») напоминает, что сегодня небольшой магазин у дома должен вести учет сразу в трех информационных системах – ЕГАИС, «Меркурий» и «Честный ЗНАК», и в каждой из них поддерживать работоспособность своего ПО. Безусловно, их объединение в одну систему сразу бы снизило нагрузку на компанию любого размера.
Аскар Рахимбердиев («МойСклад») уверен, что государство выбрало правильный подход к решению проблемы: создание единой системы маркировки, которая базируется на общих принципах для всех видов продукции, и государственно-частное партнерство с ЦРПТ, позволяющее передать всю ИТ-составляющую в руки большого интегратора, снижают риски сбоев и проблем в ГИС.
Штрафы и санкции
Уже сейчас действуют штрафы за производство и продажу немаркированной продукции, подлежащей маркировке. Если для ИП это 5–10 тысяч рублей, то для юрлиц – 50–100 тысяч. Кроме того, в случае ряда нарушений рассматривается мера по изъятию соответствующего товара. Как оценить адекватность этих санкций реальным возможностям игроков?
Юлия Хохлова (OCS Distribution) подчеркивает, что «каникулы» на переходный период не предусмотрены, как это было, например, с выполнением нормативов по утилизации и уплате экологического сбора, поэтому у проверяющих появится возможность штрафовать нарушителей уже с первых дней введения запрета на производство и продажу немаркированных товаров.
Елена Рябова («Первый Бит») считает, что если не планируешь нарушать, то и штрафы не страшны, какими бы они не были. Придерживаться соблюдения закона несложно – нужно просто все настроить изначально и следовать правилам.
Аскар Рахимбердиев («МойСклад») убежден, что нынешние штрафные санкции (особенно, меру по изъятию товара) никак нельзя назвать небольшими. В первое время, пока система не полностью внедрена в России, вероятно, будет некий период без штрафов, как это было при переходе на онлайн-кассы, полагает он.
Александр Коробов («Биорг») уверен, что нужен более глубокий подход со стороны контролирующих органов и государства, которые разрабатывают эту систему. В том числе в том, что касается штрафов и санкций.
Юлия Русинова («АТОЛ») отмечает, что сам подход – введение штрафных санкций на данном этапе становления системы – скорее всего, правильный. Психологические исследования в разных областях показывают: при необходимости обновления той или иной рутины, даже если мы говорим о привычке, необходимы жесткие рамки, поясняет г-жа Русинова. А в частном случае бизнесу необходимо сформировать и довести до автоматизма привычку работать в рамках нового регламента. Для этого нужна соответствующая мотивация, в роли которой могут выступить именно штрафные санкции, заключает она.
В открытом доступе
Какие сведения о маркируемых товарах будут публиковаться в Сети в открытом доступе, а какие станут информацией для ограниченного круга лиц и ведомств? Внедрение системы позиционируется в качестве одного из основных шагов в сторону создания прозрачного и честного рынка, в том числе и для конечного потребителя. Не получится ли так, что объем информации, доступной обычному человеку, не будет соответствовать заявленной цели?
Реваз Юсупов (ЦРПТ) поясняет, что порядок доступа к данным устанавливается Постановлением Правительства РФ № 1955 от 31 декабря 2019 года, в соответствии с которым потребителю будет видна общедоступная информация о товаре: его производитель или импортер, вид и характеристики, подтверждение кода маркировки. Производители с помощью «Честного ЗНАКа» смогут получать информацию о текущих владельцах товаров и видеть все движение товара в оптовой и розничной торговле – от производства до продажи конечному покупателю. Ранее отдельные сведения можно было собрать лишь из разрозненных источников и для объединения результатов нескольких исследовательских инструментов приходилось использовать сложные аналитические системы, объясняет г-н Юсупов. «Доступ к гарантированно точным данным системы маркировки, которая прослеживает каждую единицу товара в каждый момент времени, создает новые точки роста для участников оборота. Бизнес, получая в режиме онлайн данные о движении продукции, сможет оптимально планировать производство, снижать запасы и повышать оборачиваемость, совершенствовать маркетинг и другие бизнес-процессы», – резюмирует г-н Юсупов.
Елена Рябова («Первый Бит») уточняет, что через приложение «Честный ЗНАК» можно видеть, кто произвел, когда и кому последнему принадлежал товар, из чего он сделан, какой у него размер и т. п. По ее мнению, большего не нужно.
Юлия Русинова («АТОЛ») рассказывает, что в системе маркировки будут открыты сведения об участниках оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке в соответствии с классификатором, данные мониторинга за оборотом этих товаров, сведения о международных договорах РФ и нормативных правовых актах, регулирующих работу в рамках системы. При этом, если человек сомневается в покупке, он может направить жалобу в ответственные ведомства – по результатам ее рассмотрения должна быть «восстановлена справедливость», заключает г-жа Русинова.
Рынок товаров и услуг по маркировке
В связи с массовым внедрением маркировки, по сути, формируется новый рынок, связанный с товарами и услугами, в которых нуждаются компании при переходе на новый регламент работы. Это обновленные кассовые аппараты, сканеры штрихкодов, принтеры этикеток, онлайн-сервисы, услуги по обучению сотрудников и многое другое. Во сколько можно оценить этот рынок или хотя бы одну из его частей?
Реваз Юсупов (ЦРПТ) отмечает, что во многих компаниях принтеры этикеток и так есть, а в некоторых случаях, например для коробок с обувью, коды можно печатать даже на обычных офисных аппаратах. Магазины также могут обойтись без обновления оборудования, поскольку их кассы и сканеры уже умеют считывать DataMatrix. В конечном счете каждая компания сама решает – работать в системе бесплатно или приобретать специализированное решение, говорит г-н Юсупов.
Елена Рябова («Первый Бит») говорит, что, по оценкам производителей оборудования, сумма общих вложений участников рынка составит не менее 35 млрд рублей.
Аскар Рахимбердиев («МойСклад») предлагает отталкиваться от того, что в России примерно 1–1,5 млн торговых точек, реализующих физические товары, а одна торговая точка тратит на внедрение маркировки в среднем 40–50 тысяч рублей единовременно. Дальше простая математика.
Юлия Русинова («АТОЛ») предлагает оценить масштабы с учетом данных Госреестра и ЦРПТ. Так, на середину февраля в Госреестре было зарегистрировано 10 958 341 юридическое лицо и 15 177 542 индивидуальных предпринимателя. Из них часть уже работают с маркировкой. По данным ЦРПТ, в системе «Честный ЗНАК» зарегистрировано 136 495 российских и международных компаний, из них тройка отраслей-лидеров: 53,5 тыс. – табачное производство, 48,5 тыс. – «фарма», 18,3 тыс. – обувная промышленность. В данном случае важно учитывать, что с высокой долей вероятности в системе участвует крупный и средний бизнес. Кроме того, учитывая сроки маркировки, это только сегменты, в которых она уже обязательна, уточняет г-жа Русинова. Каждому новому игроку потребуется первичная реорганизация бизнес-процессов, которая подразумевает закупку 2D-сканеров, принтеров для печати этикеток, обновление ПО ККТ. Помимо прочего, для больших систем во многих случаях понадобится техподдержка. «До 2024 года IT-компании попадают в фазу роста, которая только после перехода всех игроков, работающих с товарами массового потребления, на новый регламент в соответствии с государственными требованиями, выйдет на стадию умеренного развития», – поясняет г-жа Русинова.
СЭД под прицелом
В силу разных причин многие компании, впервые столкнувшиеся с маркировкой, в конце концов будут вынуждены перейти на электронный документооборот. Насколько сильное влияние может оказать внедрение системы «Честный ЗНАК» на рынок ЭДО/СЭД?
Реваз Юсупов (ЦРПТ) поясняет, что, несмотря на возможность выполнения всех операций с маркированным товаром в личном кабинете системы «Честный ЗНАК», оператор пошел навстречу пожеланиям пользователей и интегрировал в него сервис «ЭДО Лайт». Он позволяет пересылать электронные документы с кодами маркировки между продавцом и покупателем и передавать информацию об этом в систему и предназначен для СМБ-компаний, которые не пользуются коммерческими сервисами электронного документооборота: максимально упрощает процесс и минимизирует затраты на интеграцию и работу в системе, поясняет г-н Юсупов.
Елена Рябова («Первый Бит») уверена, что перевод на ЭДО большого числа организаций позволит сократить время на приемку и отгрузку товаров, вести более корректный учет в системах, не допускать пересортицы. Ну и, конечно, сократить затраты на покупку бумаги.
Аскар Рахимбердиев («МойСклад») полагает, что встроенный в личный кабинет системы бесплатный сервис «ЭДО Лайт» может стать лидером рынка СЭД. Существующим операторам ЭДО стоит начать переживать, считает он.
Андрей Захаров («Такском») подчеркивает, что среди участников рынка маркированных товаров много тех, кто с ЭДО не знаком в принципе, поэтому количество участников ЭДО будет увеличиваться, и это окажет существенное влияние на данный рынок.
Юлия Русинова («АТОЛ») считает маловероятным, что работу со всем товаром единовременно переставят на новые рельсы. Но, учитывая, что бизнес всегда стремится оптимизировать энергозатраты, со временем произойдет полный переход на электронный документооборот, убеждена она.
Дмитрий Карпенко («Обувь России») отмечает, что на обувном рынке маркировка подтолкнула игроков, прежде всего небольших, которые раньше не торопились с автоматизацией, начать автоматизировать процессы, в том числе подключаться к электронному документообороту. По его мнению, в итоге это переведет весь рынок на следующий этап развития: с внедрением СЭД упростятся и ускорятся процессы взаимодействия с контрагентами.
Подготовка
Как подготовка к вводу системы «Честный ЗНАК» повлияла на работу конкретных компаний? Как отдельные участники рынка готовятся к полноценному внедрению данной системы в ближайшие годы?
Александр Розов («Марвел-Дистрибуция») говорит, что из категорий товаров, для которых уже вводится маркировка, компанию интересуют только фотоаппараты и лампы-вспышки. Но доля таких товаров в продуктовом портфеле «Марвел-Дистрибуции» крайне мала: в частности, пленочных камер нет вовсе, а вспышек очень мало. «С 1 октября 2020 года оборот немаркированных фототоваров будет запрещен, поэтому именно на этой категории мы намерены протестировать дальнейшее внедрение цифровой маркировки для остальных товаров», – рассказывает г-н Розов.
Аскар Рахимбердиев («МойСклад») говорит, что в связи со сложностью проекта, особенно для небольших бизнесов, в компании решили не продавать маркировку как опцию. «Уже сейчас любой пользователь сервиса может промаркировать обувь в “МоемСкладе”», – уточняет он.
Андрей Захаров («Такском») уверен, что необходимо продолжать выяснять, какие потребности у клиентов возникают в большей, а какие в меньшей степени, и, исходя из этого, дорабатывать предлагаемые сервисы.
Дмитрий Карпенко («Обувь России») отмечает,
что участие ГК в пилотном проекте маркировки позволило на ранних этапах выявить
и устранить риски возможных технических проблем, тщательно изучить и наладить
все процессы, прописать соответствующие регламенты.
Опубликовано 02.04.2020