Как мы автоматизировали ЖКХ-процессы на 200 домов

31.07.2023
Как мы автоматизировали ЖКХ-процессы на 200 домов
Завершена бесшовная интеграция нескольких решений по ЖКХ для ООО «Дзержинская управляющая компания» (Нижегородская область).

В результате появилась единая платформа, а благодаря ей - около 40% времени сотрудников освободилось для решения нерутинных задач, работа всех отделов УК ускорилась в 4 раза, а количество ошибок уменьшилось на 80%. Жильцы домов стали получать услуги вовремя и их недовольство наконец-то начало спадать. Стоимость такого решения - от двух миллионов рублей, с полной окупаемостью меньше чем за год.

Клиент: «SOS, мы не справляемся!»

Под управлением именно этой УК больше 200 многоквартирных жилых домов, общая жилплощадь составляет около 1,3 млн. кв. м.

При этом средний возраст зданий — от 30 до 70 лет. То есть в основном это старый жилфонд с высокой степенью износа, а значит — им очень нужен регулярный ремонт.

Однако сотрудники ДУК столкнулись с тем, что качественно выполнять эти обязательства очень трудно. Бюджет буквально утекал сквозь пальцы, а раздраженные жильцы обрывали телефон с вопросами по своим заявкам и грозились уйти к другой управляющей компании. Казалось — провал неминуем.

В результате «внутреннего расследования» главной причиной оказалось неэффективное устаревшее программное обеспечение, которое тормозило большинство процессов.

«Первой мыслью было заменить старые программы современным готовым решением — пойти в магазин, купить новые красивые «коробочки» и установить их. Хорошо, что мы не успели это сделать — “костыли”, обошлись бы нам дороже, чем индивидуальная разработка». Александр Марков, консультант-эксперт по работе с управляющими компаниями.

Запрос ДУК на поиск решения звучал так: нужен современный единый цифровой «посредник» между жителями и управляющей компанией, который ускорит и упростит процессы: учета и исполнения заявок, ведения подомового учета, анализа и формирования отчетности.
И как следствие — с одной стороны снизит риск отказа домов от услуг УК, а с другой — «спасет» от штрафов надзорных органов.

Трудности перед управляющей компанией возникли действительно серьезные, поэтому команда Лаборатории разработок предложила поэтапную работу, которая постепенно решила поставленные задачи.

Разработка проекта

Здесь первым делом определили инструменты автоматизации — базовое ПО, на основе которого создается проект. Им стали два продукта, которые успешно используются в сфере ЖКХ:

1С:Учет в УК ЖКХ, ТСЖ и ЖСК 3.0 — обеспечивает интеграцию подомового и бухгалтерского учета в единую систему. Здесь отражаются и анализируются все доходы и расходы, взаиморасчеты с подрядчиками, формируются финансовые отчеты для контролирующих органов.
1С: ТОИР 2 КОРП 2.0 — отвечает за управление ремонтом жилья и техническими активами управляющей компании (в т.ч. управление бюджетом, выделенным на ремонт). Все заявки, планы на ремонт, учет оборудования и техники отражаются и автоматизируются здесь. При этом подрядчики могут сами ставить отметки о том, что провели работы — для этого им выдается специальный доступ.
АСУ АДС — собственная разработка. Позволила заменить устаревшую систему, которой пользовался клиент.

Персонализация процесса разработки включала создание специальных отчетных форм (дашбордов, таблиц). Они помогают отслеживать, как идут работы, которые выполняют подрядчики, а также как поступают и исполняются заявки от жильцов. А главное — позволяют провести аналитику по причинам частого ремонта и уйти от режима «реагировать на заявки» в режим «предвидеть то, что в течение года потребует ремонта и внимания».

«Возможно, кому-то программы, созданные на базе 1С, кажутся ”серенькими” и скучными. Но когда стоит вопрос потери клиентов и денег, то главным фактором при выборе все же становится возможность объединять и быстро анализировать данные в одной канализационные трубы — так и сделали. И клиент видит, что УК держит свое слово. При этом с программой справились (не без помощи, конечно, в том числе психологической) даже самые возрастные наши сотрудницы. Ни для кого ведь не секрет, что в сфере ЖКХ большинство тружениц канцелярий — дамы в статусе “бабушка”, которые нередко в штыки принимают всякие цифровые нововведения» - вспоминает Александр Марков, эксперт по работе с управляющими компаниями.

Результаты

«Это первый год нашей работы, когда начальник ФЭУ перед сдачей отчета ложится спать без валерьянки».

  • 100% заявок стали обрабатываться и выполняться. Новая система учета позволила не терять эти данные «на входе».

  • Около 40% трудовых ресурсов освободилось для решения более интересных и прибыльных задач. Например, появилась возможность развивать новую услугу — внутриквартирные ремонты.

  • В 5 раз увеличилась скорость получения оперативной отчетности. Онлайн-табло с аналитическими данными позволяет следить за процессами в режиме реального времени.

  • На 80% меньше стало влияние человеческого фактора на все бизнес-процессы. Практически исчезли ошибки, которые появляются по вине сотрудников.

  • В 2 раза повысилась производительность плановых отделов. Онлайн-отслеживание всего цикла работы с заявками позволила составлять реалистичный график для всех работ.

  • На 90% выросла скорость принятия решений. Появилась возможность в режиме реального времени отслеживать «красные зоны», которые требуют немедленного вмешательства.

  • В 4 раза быстрее стала обработка данных. Это стало возможным благодаря сквозной системе учета данных и интеграции данных в надстройки финансового учета.

Кроме этого получился хороший социальный эффект - улучшились отношения с жильцами. Благодаря тому, что работы стали выполняться качественно и вовремя, а отчетность по бюджету стала прозрачной.

Конечно, прямо сейчас рано говорить о пользе для жителей - на данный момент они могут лишь частично оценить все плюсы от перемен в работе УК. Окончательные (и самые впечатляющие) результаты цифровизации еще впереди — владельцы квартир увидят в течение года.

Читайте также
Управление качеством программного обеспечения (QA) становится очень важным. Одним из ключевых моментов — это правильный подход к управлению документацией. Хорошо организованные документы упростят работу всей команды. В этой статье я составил чек-лист, который поможет вам наладить стандарты, держать документы актуальными. Также расскажу, как внедрить новые подходы QA, чтобы сотрудники не устроили восстание.

Сейчас на очереди второй этап проекта, который позволит автоматизировать работы сразу в нескольких жилых комплексах, охватывающих до 600 многоквартирных домов.

Похожие статьи