Особенности автоматизации автомобильной промышленности
Производство автомобилей – комплекс цехов. Каждая составляющая этого комплекса работает более или менее автономно относительно остальных и может значительно от них отличаться как по составу производственного оборудования, так и по особенностям и деталям выполняемой работы. Поэтому производство дисков будет значительно отличаться от производства шин. Подробнее о процессе автоматизации автомобильной промышленности расскажет эксперт компании assino, Павел Лиманский.
Специфика автоматизации автомобильной промышленности
В современном мире, где технологии развиваются все быстрее, автоматизация стала неотъемлемой частью многих отраслей. Автомобильная промышленность – не исключение.
Специфика автоматизации автомобильной промышленности заключается в том, что редко включаются современные инновации и доработки в том объеме, в котором было бы возможно. Отрасль становится консервативной с точки зрения принятий инструментов автоматизации.
Автоматизация – это использование технологий для оптимизации производственных процессов. Наша цель – снижение затрат и повышение качества продукции. В автомобильной промышленности качество продукции и качество технологических процессов играет важнейшую роль. Не качество автоматизации, а именно качество исполнения производственных процессов. Любая технологическая ошибка на линии выпуска производственного цикла, где много агрегатов, сборки и других процессов, может привести к отзыву готовой продукции. Потому все усилия направлены на предотвращение ошибок в процессе производства и обеспечение контроля качества.
Одной из главных особенностей является то, что автомобили – это сложные технические устройства, которые требуют высокой точности и надежности в производстве. Поэтому автоматизация должна быть максимально точной и надежной.
Типы автоматизации в автомобильной промышленности
Стоит разделить их на две большие группы. Существуют ERP системы, которые производят учет, расход ресурсов, и системы, которые автоматизируют процесс производственного цикла – MES-системы. Они относятся к классу систем управления уровня цеха, но могут использоваться и для интегрированного управления производством на предприятии в целом. Проще говоря, это машины, которые делают другие машины.
В детали операций и команд для технологического оборудования, как правило, учетные системы не допускаются. Между ними вводится интерфейс. Так, грубо говоря, выход по планированию операций в учетной системы – это вход MES-системы. Выпуск готовой продукции или дополнительные запросы на обеспечение материалами в ход для ERP-системы.
Системы интегрируются, они взаимосвязаны, но они независимы по управлению процессами. Это позволяет повысить надежность инфраструктуры и внедренных решений.
За счет многокомпонентной инфраструктуры ERP+MES и других программных продуктов по разным видам производства обеспечивается надежность передачи данных. То есть внутрення шина начинает сама распоряжаться данными, передает их в систему-адресат и сообщает системе-отправителю. Это считается автоматизацией по гибкой схеме – системы работают независимо, но тесно интегрированы между собой.
Развитие автоматизации автомобильной промышленности
В современном производстве выпуск одной линейки автомобильной продукции ограничен сроком в 3-5 лет. Когда какой-то узел получает улучшенную спецификацию, то она передается в готовую продукцию с момента ее внедрения. Получается другой автомобиль с новой начинкой.
Некоторые модели получают в догонку ряд обновлений и улучшений. Тогда в период сервисного обновления происходит замена этих компонентов на станциях технического обслуживания.
При реализации на производственном участке, нижний базовый уровень операций чаще доверяется системам управления производственным циклом. Система предусматривает интеграцию с другими системами. Это и реализует концепцию сервисной архитектуры.
Особенности внедрения ERP
Как мы уже говорили ранее, у компании по производству авто уже внедрены другие системы автоматизаций. Как правило, у сотрудников предприятия уже есть сложившийся контур программных решений, которыми пользуются последние несколько лет. Такие процессы производственного цикла отлажены до минут.
При внедрении новых инструментов автоматизации в первую очередь нельзя навредить.
Например, ряд инструментов, интегрированных в блоке ERP на первой стадии внедрения продукта, нет смысла сразу замещать. Необходимо также закладывать более длительный срок на переобучение специалистов, переход в новые инструменты, иногда дублирование работ специалистов старыми инструментами и новым программным комплексом.
Могут возникать стресс-сценарии из-за внешних факторов. Тогда требуется принимать одномоментные решения об остановке эксплуатации прежнего решения и началом нового решения. Это нужно учитывать заранее.
Есть менее стрессовые варианты перехода – подготовительные мероприятия перед запускам системы, длительный период обучения сотрудников, что тоже стоит учитывать при построении плана внедрения.
Стоимость системы автоматизации автомобильной промышленности
Обычно проект внедрения включает в себя автоматизацию ключевых процессов – закупка, логистика, производство, хранение продукции, доставка.
Как правило, автомобильное производство – это взаимодействие очень большого количества подрядчиков, производств, заводов. Для выпуска одной машины, как правило, задействуется несколько десятков производств в различных точках. Все участники данного процесса взаимосвязаны. Поэтому для исключения ошибок при передачи данных и сокращения временных затрат, необходима интеграция между всеми системами.
Точно сказать стоимость внедрения невозможно. Все индивидуально. Стоит понимать, что все зависит от специфики компании. В стоимость входит цена самого программного продукта, работа специалистов, необходимые модули для системы.
В начале проекта специалисты проводят экспресс-обследование. В ходе которого команда получит всю информацию о вашей текущей системе, выяснит, какой функционал необходимо реализовать, определит задачи, сроки и бюджет.
В итоге специалисты определяют оптимальное решение бизнес-задач и формируют Rolling-wave planning (план-график проекта). Только после этого начинается моделирование и внедрение будущей ERP-системы. Система перейдет в опытную эксплуатацию (тестирование) и только после ее можно будет использовать в полном объеме.
В финале внедрения проект переводится на постпроектное сопровождение по SLA. С каждым клиентом заключается индивидуальное соглашение исходя из потребностей и запросов бизнеса.