RPA-роботизация: будущее ИТ-экосистемы?

Логотип компании
RPA-роботизация: будущее ИТ-экосистемы?
Курс на цифровизацию экономики, которому следует Россия вместе со всем миром уже на протяжении нескольких лет, вызвал большой интерес к теме, неизбежно возникающей вслед, ─ роботизации. Что это такое – угроза или помощь?

Курс на цифровизацию экономики, которому следует Россия вместе со всем миром уже на протяжении нескольких лет, вызвал большой интерес к теме, неизбежно возникающей вслед, – роботизации. Что это такое – угроза или помощь?

Первым делом заговорили о том, что впереди нас ждет массовый выпуск человекообразных роботов. Похожие устройства стали появляться повсюду, они неизменно встречали посетителей выставок, – однако вряд ли руководители компаний воспринимали это всерьез. Появится такой робот при входе в офис – какая польза? Нужно считать баланс, нужно вести переговоры с заказчиками. Этот милый механизированный болванчик навряд ли быстро научится выполнять рутинные офисные операции.

В то же время никто не отрицал возможности массового применения механизированных роботов в производстве – на конвейерной сборке, на складах, в торговле. Однако было очевидно: роботы-мутанты ориентированы больше на выполнение механических операций, а не офисных, которые, хотя и являются рутинными, но требуют определенных умственных навыков, которые на тот момент мог предоставить только сотрудник-человек.

Предчувствие, что начинает происходить что-то интересное, появилось, когда на арену вышли программные роботы. Многие столкнулись с ними на примере чатов в мессенджерах или на сайтах, когда вместо человека появилась некая «меня зовут Илона, чем я могу вам помочь?». Позднее они узнали, что нечто похожее на роботизацию создается как отдельное направление в программных разработках, получив название RPA (Robotic Process Automation).

RPA-роботизация: будущее ИТ-экосистемы?. Рис. 1

RPA — это компьютерная программа, которая способна работать с теми же системами и приложениями, с которыми работает обычно человек: реагировать на события, происходящие в подконтрольных работающих программных системах, и выбирать логически верные решения, и точно так же использует мышь и клавиатуру. И позволяет тем самым заменить человека во многих ситуациях. Но для этого RPA-робот должен пройти курс обучения, в результате он сможет научиться автоматизировать любую работу.

Однако есть и отличия. Человек в своей работе руководствуется инструкциями и своим опытом, который постоянно расширяется. Робот же опирается только на ранее созданные правила – их можно гибко изменять с учетом модернизации ИТ-экосистемы. Но мыслить робот не умеет, во всяком случае пока…

Такая автоматизация избавляет от ошибок, которые неминуемо встречаются в работе человека. Но внедрение роботов не предполагает, что люди перестанут работать, – наоборот, они способствуют тому, чтобы сотрудники переходили на интеллектуальные виды деятельности, а рутинные, утомительные операции передаются под управление RPA-механизмов.


RPA-роботизация: будущее ИТ-экосистемы?. Рис. 2

RPA можно интегрировать в ИТ-структуру практически любой компании для автоматизации различных бизнес-задач. Источник: компания «Первый Бит»

Почему RPA-робот лучше человека?

Если отвлечься от хайпа, возникшего вокруг цифровизации, то любой руководитель компании неизбежно задает себе вопрос: а нужен ли робот, если и без него обходились раньше? Постараемся развеять эти сомнения и приведем соответствующие доводы, доказывающие полезность роботизации.

Прежде всего, легкость переобучения. Бизнес – это живой организм, в котором постоянно происходят всевозможные изменения. Их необходимо учитывать в работе сотрудников, принимать адаптивные решения при работе с программами. Это также имеет и негативные последствия, в коллективах возникают сложные взаимоотношения: в случае выявления ошибок очень трудно найти не только виновных, но и принимать ответные решения, помогающие уберечься от повторения ошибок. Забывчивость сотрудников, утомляемость, уход специалиста – все это может привести к повторным сбоям.

Современные RPA-роботы помогают устранить эти проблемы. Конечно, их настройка требует привлечения программиста, зато после внесения изменений в алгоритме работы робота можно не волноваться – о произошедших изменениях больше никто не забудет. Учитывая, что в новейших моделях RPA-систем настройку может производить бизнес-аналитик без привлечения программиста, это особенно удобно.

В отличие от человека, RPA-робот будет исправно работать 24 часа в сутки – без перерыва на обед, без отпуска или ухода на больничный, будет продолжать работать даже ночью. Учитывая, что программному роботу не нужно выделять даже рабочее место в офисе, дополнительная экономия очевидна.

Однако самое главное достоинство RPA-технологии – высокое качество его работы. Правильно настроенный робот работает без ошибок, четко выполняет все намеченные команды, ведет журнал своих действий, позволяет легко восстановить время и причины отклонений, исправляет ошибки в алгоритмах бизнес-обработки, которые также не редкость.

Большим достоинством RPA-автоматизации является также то, что для ее внедрения нет необходимости пересмотра ИТ-структуры компании. Робот будет встроен или сможет работать поверх уже работающих прикладных программ. Это случится уже через один-два месяца – приблизительно такова продолжительность типовых RPA-проектов даже в крупных компаниях.

Истоки зарождения RPA-автоматизации

Неотъемлемой частью технологии роботизации является способность к самообучению и развитые когнитивные функции, позволяющие программному гуманоиду разумно выбирать нужные решения и осуществлять управление бизнес-процессами. Первые примеры применения подобных технологий связывают с именем Артура Самуэля (Arthur Samuel) из компании IBM. Свои исследования в области развития основ искусственного интеллекта и машинного обучения он проводил в 1952 году, занимаясь развитием обучаемых компьютеров. Созданные им алгоритмы и базовые принципы прошли проверку на примере исследовательской работы по созданию компьютерной программы игры в шашки (Checkers).

Читайте также
На что делают ставку злоумышленники, пытаясь угадать пароли пользователей? Какие факторы, помимо выбора пароля, влияют на безопасность данных пользователя? Какие меры могут принять пользователи для повышения безопасности своих данных?

В основе созданного Самуэлем программного механизма лежало дерево поиска игровых позиций. Ученый не делал ставку на простой перебор всех возможных вариантов с расчетом цепей, он понимал, что такой подход расточителен и не сможет применяться на практике. Самуэль развивал сложную полиноминальную оценочную функцию, учитывая текущую позицию, число шашек на каждой стороне, число дамок, наличие «вилок» и т. д. В итоге он пришел к созданию модели, которая не требовала избыточных расчетов. Эти алгоритмы стали основой для дальнейшего развития теории нейронных сетей, а те, в свою очередь, ─ основой для создания роботизированных систем.


RPA-роботизация: будущее ИТ-экосистемы?. Рис. 3

Артур Самуэль работает со своей программой Checkers

Первая искусственная нейронная сеть «Перцептрон» и первый нейрокомпьютер «МАРК-1» появились в 1957 году благодаря работам Фрэнка Розенблатта (Frank Rosenblatt) . Он предложил математическую модель, имитирующую работу человеческого мозга. Позднее «Перцептрон» был назван «эмбрионом электронного компьютера, который в будущем сможет ходить, говорить, видеть, писать, воспроизводить себя и осознавать свое существование».

Вторая крупная волна разработок в области роботизации произошла во второй половине 1990-х годов и была связана с развитием технологии автоматического чтения контента с экрана дисплеев. Новая технология получила название «скрапинг» (scraping), благодаря ей информация, собранная автоматически с веб-сайтов или из интерфейса программ, переносилась в другие документы или использовалась для запуска приложений. Ранее только человек (оператор) мог выполнять такие операции.

Где можно применять RPA-автоматизацию?

  • Роботизация на базе RPA может быть применена в самых разных отраслях. Назовем лишь некоторые примеры, где она может быстро принести существенный эффект:

  • Работа с данными: копирование и обработка экранных данных, заполнение форм ввода в приложениях, прямая запись в базы данных.

  • Работа с электронной почтой: открытие и обработка E-mail-сообщений и прикрепленных файлов, копирование, сохранение и перемещение файлов и папок в хранилище и автоматизированная передача адресатам.

  • Работа с документами офисных приложений, анализ содержащейся в них информации и выгрузка ее с формированием структурированных массивов данных.

  • Распознавание и извлечение данных из файлов с изображениями.

  • Сбор данных из социальных сетей, получение на их базе статистики и ее анализ.

  • Работа в бизнес-приложениях, требующих учета принятых правил бизнес-логики и особенностей применений бизнес-функции в самих приложениях.

  • Выгрузка и обработка данных из различных прикладных бизнес-систем, ее анализ и переформатирование, подготовка отчетов, размещение сводной или выборочной информации на информационных панелях.

  • Выполнение сложных рутинных операций, связанных с вводом или переносом данных между системами.

  • Проведение сложных вычислений, анализ и обработка информации с использованием элементов искусственного интеллекта и машинного обучения.

  • Анализ и консолидация данных, полученных из различных источников.

Это список можно продолжить.

RPA в мире и России

Интенсивные инициативные разработки RPA-продуктов в мире стали проводиться с начала 2000-х годов. Первые RPA-системы появились на рынке уже во второй половине десятилетия. В дальнейшем они дорабатывались с учетом опыта пилотных внедрений в компаниях всех уровней ─ от малого бизнеса SOHO до крупных корпораций. В результате уже к середине 2010-х был создан развитый рынок RPA-продуктов и начался процесс их широкого внедрения в бизнесе.

Прошедший, 2019 год стал переломным, сделали недавно вывод эксперты Deloitte Insights. Такую же точку зрения высказали аналитики Gartner, выпустив летом прошлого года исследование «Gartner Magic Quadrant for RPA Software 2019»: согласно их оценкам, мировой рынок RPA достиг к концу 2019 года $1,3 млрд. А по прогнозам экспертов McKinsey & Co, к 2025 году рост рынка средств автоматизации, в число которых входят и RPA, достигнет $6,7 трлн: технология RPA названа «главным двигателем» программной автоматизации в мире.


Лучшие продукты категории RPA по «магическому квадранту» Gartner, 2019. Источник: Gartner

Развитие рынка RPA в России имело свои особенности. Еще несколько лет назад рынок системной интеграции был более склонен к применению классического подхода в решении практических задач автоматизации процессов применения бизнес-систем. Компания-интегратор, изучив потребности заказчика, внедряла готовые бизнес-продукты, а для автоматизации взаимосвязей применялись встроенные в продукты механизмы. В отдельных случаях также создавались кастомные решения. Все остальные варианты работы с приложениями, требующие интеграции их данных, были связаны с использованием ручного труда. Это было надежно.

«За 2019 год российский рынок RPA-решений претерпел качественные изменения: он достаточно хорошо наполнен, успешно внедряются решения на платформах мировых лидеров. Уже существуют как минимум три российских продукта, практически в полной мере покрываюх задачи роботизации процессов», ─ заявил руководитель направления роботизации и заказной разработки компании Softline Станислав Маслов. По его словам, сегодня уже практически каждый вендор готов предоставить многофункциональный продукт, состоящий из модулей, которые в совокупности обеспечивают не только полноценную автоматизацию бизнес-процессов, при которой роботы и люди работают рука об руку, но и решают сопутствующие задачи ─ интеллектуальное распознавание документов, или Process Mining. Теперь на очереди внедрение компонентов искусственного интеллекта и машинного обучения ─ этот тренд на рынке эксперты Gartner назвали «гиперавтоматизацией».


Этапы эволюции RPA-архитектур: от простых систем интеграции бизнес-процессов (Task-Based systems) к комплементарным CoRPA-системам и автоматизированным комплексам гиперавтоматизации цифровых решений (DigitalOps Toolbox)

Российские RPA-продукты

Рынок российских RPA-продуктов только формируется. Тем не менее, на нем уже появились заметные игроки. Мы коротко расскажем о двух платформах этого класса – ROBIN и PIX RPA.

ROBIN

Платформа ROBIN появилась на рынке в январе 2018 года и стала первой RPA-разработкой, созданной не только целиком отечественными разработчиками на базе C# и Java, но и вошедшей в Реестр российского ПО, реализовав тем самым возможность внедрения средств RPA-автоматизации в госсекторе.

Опыт успешных внедрений ROBIN у таких заказчиков, как ТВЭЛ, «Первая грузовая компания», «ПИК», «Росэнергоатом», Bonduelle, «Московская биржа», «Сургутнефтегаз», банк «Россия», «Экспобанк» и др., вызвал большой интерес к платформе со стороны коммерческих предприятий и госкомпаний прежде всего крупного и среднего бизнеса.

Среди функциональных преимуществ ROBIN можно выделить наличие встроенного классификатора неструктурированных текстов, отдельного инструмента по созданию текстовых чат-ботов, поддержку вариантов интеграции с различными бизнес-продуктами, среди которых ABBYY FlexiCapture и Yandex OCR, используемые для распознавания документов, Word, Excel, Outlook, почтовые сервисы, FTP/SFTP, Google Sheets, вызовы REST- и SOAP-сервисов.

По сравнению с зарубежными аналогами платформа ROBIN отличается простотой создания роботов: в среднем на его внедрение в бизнес-процесс уходит три-четыре недели. Имеется готовая интеграция с такими известными системами, как «1C», SAP, Creatio (BPM Online), Naumen, Elma, Jira и др. Если пользователем большинства зарубежных платформ является прежде всего программист, то настройку программных роботов для российской платформы может выполнять бизнес-аналитик, что позволяет быстрее получать результат и значительно сокращает себестоимость применения инструмента.

Уже сейчас в рамках стратегического партнерства с компаниями «Промышленные инновации», IBS, Reveal Group, NAUMEN, DM Solutions, КРОК, KPMG ведутся проекты внедрения RPA в бизнес-процессы заказчиков с использованием платформы ROBIN.

Недавно было открыто первое кадровое агентство программных роботов, позволяющее осуществлять подбор квалифицированного бот-персонала. Доступны роботы «Диспетчер», «Регистратор», «Брокер», «Аналитик» и др.

Читайте также
Основатель и арт-директор дизайн-команды Charger расскажет, почему компания предпочитает работать с Junior-специалистами. Какие методы использует Charger для обучения и развития сотрудников? Как поддерживается корпоративная культура в команде на удалёнке? С какими трудностями сталкивается Charger при подборе новых сотрудников?

RPA-роботизация: будущее ИТ-экосистемы?. Рис. 6

Маркет-плейс программных роботов на базе российской RPA-платформы ROBIN.

 

PIX RPA PLATFORM

PIX RPA PLATFORM — еще одна российская RPA-разработка, выпущенная компанией PIX Robotics, резидентом «Сколково» (основана в 2018 году). Эта система позволяет роботизировать практически любые действия пользователя на компьютере, минимизировав ошибки, вызванные человеческим фактором. Наиболее примечательная функция – нативная интеграция с любыми продуктами платформы «1C» («из коробки»).


Студия разработки программных роботов PIX Studio российской RPA-платформы PIX.

Сердцем системы является студия разработки программных роботов PIX Studio. Именно через этот механизм разработчики закладывают в робота цикл процесса, который тот будет исполнять при запуске, учитывая все возможные отклонения и исключения. Используя административный оркестратор Master, пользователь может контролировать большое количество роботов. В оркестраторе задается график работы, проводится аналитическая оценка эффективности, осуществляется контроль за прикрепленными лицензиями роботов, находящихся в работе.

С помощью PIX Robot можно воспроизводить нужные последовательности нажатий на клавиши и движений курсора, имитируя тем самым аналогичные манипуляции человека. Робот может проводить распознавание текстов и изображений с помощью OCR («компьютерное зрение»), выполнять различные интеллектуальные операции.

Опубликовано 27.02.2020