Кирилл Куликов: «Мы не раздуваем штат, для нас ценны специалисты ИТ, погруженные в процессы компании»

Логотип компании
Как и в любой другой сфере, в ИТ есть своя дежурная повестка и свои тренды. Последние пару лет это импортозамещение (чаще всего экстренное), искусственный интеллект и в перспективе связанный с ним отказ от «живых» работников. Большинство выступлений на профильных конференциях так или иначе посвящены этому. Тем интереснее кейс компании, которая изначально ориентировалась на российские решения, с осторожностью относится к  искусственному интеллекту, а будущее сотрудников видит в повышении их значимости как специалистов.

Об этом мы побеседовали с Кириллом Куликовым, директором по информационным технологиям АО «Татспиртпром».

Кирилл, расскажите, пожалуйста, о вашей нынешней работе. Каковы ее особенности? Помогает ли профессиональный опыт управления ИТ аэропорта Шереметьево?

Накопленный опыт, конечно, помогает. Но аэропорт — это в первую очередь огромный инфраструктурный объект. Для работы важна база знаний, системный подход. И есть время для вдумчивой организации всего. А для FMCG-сектора важны быстрые решения и оперативность получения данных, а не инфраструктура. Здесь темп совсем другой. Особенно это касается рынка крепкого алкоголя — это высококонкурентная среда, поэтому скорость принятия решений несоизмеримо выше. И, как только принимается какое-либо решение, важно оперативное его исполнение всеми участниками процесса.

Так же как специфику этой отрасли, я бы отметил нацеленность на продажи. Поэтому много усилий прилагается для получения быстрой и качественной аналитики рынка.

Какие основные изменения в области ИТ вы внедрили после своего прихода в компанию? Какие проекты по автоматизации деятельности предприятия были реализованы под вашим руководством?

В «Татспиртпром» я пришел в 2021 году. Одним из наиболее важных и интересных кейсов я считаю внедрение «1С:ERP.Управление холдингом». Это был очень большой проект.

Думаю, тут уместно будет сказать пару слов о нас для лучшего понимания масштабов. «Татспиртпром» специализируется на производстве крепкого алкоголя. У компании есть несколько заводов, в том числе и свои спиртовые заводы. Решение «1С» было выбрано потому, что на предприятии уже есть опыт работы с решениями «1С» и планировался переход в режим налогового мониторинга. Важно, что компания работает в рамках жестких законодательных требований и необходим контроль на каждом этапе работы их соблюдения.

Второй кейс, который хотелось бы отметить, — перевод части наших систем в облака. Как я уж говорил, у нашей компании высокие темпы работы. И мы решили обеспечить быстроту расширения вычислительных мощностей путем такой миграции. Резервное копирование так же обеспечивают облачные операторы. 

Другое важное внедрение — новый В2В-портал для обеспечения заказов со стороны дистрибьюторов. Портал работает, и мы продолжаем его развивать по запросам пользователей.

И еще один интересный проект — построение инфраструктуры нашего магазина-музея в Казани «100dal». В нем представлена вся наша продукция, и это одна из точек притяжения туристов.

В ноябре 2023 года на Международном форуме «ИТ-Диалог» вы выступали с докладом о цифровизации. Могли бы вы поделиться ключевыми моментами вашего выступления и рассказать о цифровых инициативах, которые влияют на стратегическое развитие компании?

В первую очередь это постоянные обновления, слежение за регуляторными правилами и их отображением в учетных системах. Все это мы обеспечили. 

Кроме того, мы внедрили продукт для финансового архива. Сейчас идет процесс наполнения цифровыми первичными документами.

Для работы с персоналом мы внедряем КЭДО. Это упростит процессы внутри компании. Кроме того, мы ожидаем, что это поможет получить определенную выгоду. Сотрудникам не нужно будет тратить время на встречи с кадровиком, заполнение бумаг и прочее — всё это можно будет быстро и удобно сделать с помощью собственного телефона.

Насколько сложно проводить цифровую трансформацию в холдинге, работающем на рынке с жестким законодательным регулированием? В какой степени компания прошла процесс цифровой трансформации и какие основные вызовы и достижения были на этом пути?

Казалось бы, сложности в реализации цифровых проектов должны подталкивать к некоторой косности, пассивности. Но компания в этом плане приятно удивляет: есть стремление к новым технологиям, цифровизации. Все, включая топ-менеджмент, на это настроены, все поддерживают. Всем очевидно, что конкуренция на рынке высокая, нужно ускорять и упростить процессы в компании. А, условно говоря, вручную это сделать не получится.

Читайте также
В Правительстве РФ готовится очередной национальный проект, получивший название «Средства производства и автоматизации». На его реализацию выделяется более 300 млрд рублей. Цель – предоставить дополнительный ресурс для развития российских промышленных предприятий. По словам Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дениса Мантурова, одним из трех основных направлений, на которых будет сосредоточено внимание, станет развитие робототехники.

Разумеется, время от времени возникают небольшие проблемы, но в целом мы уверенно движемся вперед. К примеру, согласно статистике 1С, переход «1С:ERP.Управление холдингом» занимает до двух лет в компаниях нашего масштаба, мы подобные проекты внедряем за девять месяцев.

Некоторые сложности могут возникнуть с обучением сотрудников на местах — все-таки мы территориально распределенная компания. Это требует дополнительных сил и времени.

Также можно отметить некоторое несовершенство отечественных систем. Например, нет обработанности определенных процедур, иногда даже процесса внедрения. Приходится работать над этим. У западных компаний такого нет. С другой стороны — плюс российских компаний в гибкости их решений. Но важно четко и правильно ставить задачи, ясно формулировать потребности.

Вы используете системы «1С:ERP.Управление холдингом» для финансового мониторинга и управления хозяйственной деятельностью. Это исторически сложилось или пришлось переходить с западных информационных систем?

Нет, западных систем у нас не было — мы всегда ориентировались на продукты российских компаний, а также самописные решения. Например, тот же В2В-портал раньше был самописным, а теперь он реализован на базе «Битрикс24».

Каким образом вам удается обеспечить непрерывную работу информационных систем в режиме 24/7, особенно учитывая масштабы и разнообразие операций холдинга?

У нас есть «низкие» и «высокие» сезоны, прочая специфика. Это, конечно, влияет на ИТ, сопровождение и развитие систем, в первую очередь на их обновление. Иногда нет времени обновиться из-за «высокого» сезона. В таких ситуациях как раз и помогают облачные решения — с ними мы можем на время значительно увеличить свои ресурсы.

Конечно, у нас есть договора по сопровождению — третья линия поддержки. Мы стараемся обеспечить круглосуточной поддержкой и производство, отгрузку и продажи.

Ваши коллеги нередко жалуются на дефицит квалифицированных кадров. Как с этим обстоят дела в вашей компании?

Действительно, такая проблема есть. Мы стараемся, что называется, не раздувать штат, а переходить к сервисной модели, то есть среди наших айтишников есть те, кто выстраивает необходимые процессы, понимая и бизнес, и ИТ.

А своя разработка у вас есть?

Да, в принципе есть. Но все-таки мы предпочитаем работать с подрядчиками. Заказная разработка по техническому заданию — вот наша история.

Можете ли вы рассказать о вашем опыте внедрения систем электронного и корпоративного документооборота в деятельность компании?

Внедрение еще не завершено — это активный процесс. В первую очередь это связано с финансовым архивом. Он привязан к системе электронного документооборота, потому что документы из архива должны быть согласованными. И на этой же платформе реализуется КЭДО, кадровый юридически значимый электронный документооборот. Мы планируем в течение двух месяцев запустить этот сервис и начать постепенно подключать сотрудников к нему.

Используются ли в компании какие-то решения на основе искусственного интеллекта?

Да, используем, например для распознавания документов. При этом рассматриваем еще несколько систем с искусственным интеллектом по проектам систем принятия решений. Часть тестируем. Пока есть некоторые ограничения. В основном психологического плана. Важно ведь понимать логику принятия решения. Искусственный интеллект дает ответ, но как он к нему пришел, не до конца ясно. Остается только довериться ему. А людям с опытом, со знаниями хочется отследить процесс принятия решения, разобраться, проверить решение на каждом шаге. Но с каждым днем предложений систем с ИИ становится все больше. И решения показали себя уже на опыте других компаний, поэтому уверен, что в ближайшее время системы с ИИ будут «естественным» решением.

В свете вашего интереса к информационной безопасности какие меры предпринимаются для защиты огромного объема данных и документооборота в компании? Кто отвечает в вашей группе компаний за информационную безопасность — ИТ или отдельное подразделение?

За информационную безопасность отвечает ИТ. У нас есть несколько проектов в этой сфере. Часть из них сервисные, часть связаны с внутренними решениями. 

Читайте также
Всё больше кандидатов подделывают резюме и находят новые способы обмана интервьюеров. Но лежит ли вина в сложившейся ситуации только на соискателях, либо сами работодатели делают что-то не так? За 15 лет мы воспитали десятки разработчиков, которые сейчас успешно работают над проектами лидеров ИТ-индустрии. В этом материале мы порассуждаем об эффективности современных подходов к найму, а также рассмотрим ключевые аспекты привлечения и удержания ИТ-специалистов в современных реалиях рынка труда.

Последние полтора года мы значительно вкладывались в информационную безопасность: обучали пользователей, дорабатывали системы, внедряли новые. Сейчас ИБ – это один из приоритетов. Раньше такого не было, но последние события вынуждают по-новому расставлять приоритеты, заниматься безопасностью на самом высоком уровне. Мы приняли несколько важных решений. В частности, ввели жесткие ограничения на работу с сетями. И благодаря превентивным мерам нам удалось избежать серьезных технологических атак извне.

Что касается социальной инженерии, то таких рисков мы избегаем, проводя разъяснительную работы с сотрудниками и своевременно информируя их.

Сотрудничаете ли вы с технологическими стартапами?

Нет, не сотрудничаем. Мы располагаемся в Татарстане. Здесь много интересных инициатив, связанных с Иннополисом и казанским «ИТ-парком». Мы с ними взаимодействуем. К примеру, один из проектов по информационной безопасности начинался как раз в «ИТ-парке». Один из резидентов «ИТ-парка» с нами сейчас работает. Но это не стартап.

Дело в том, что мы – производственная компания, поэтому нам нужен результат здесь и сейчас. Мы многое тестируем, проводим много «пилотов», но внедряем лишь те решение, которые показали действительно впечатляющий результат.

А какое-либо сотрудничество с другими (дружественными, разумеется) странами вы рассматриваете?

Мы работаем по ФЗ-223, поэтому компании, которые сотрудничают с нами, должны иметь аккредитацию в Российской Федерации. Вариант сотрудничества через третьи страны мы не рассматриваем.

Каким вы видите будущее, ближайшие 10 лет, алкогольной индустрии с точки зрения технологических изменений и инноваций?

Думаю, в первую очередь будет значительное упрощение работы линейного персонала за счет упразднения рутинных операций. У нас есть опыт внедрения программных роботов. Где-то они себя показали хорошо, где-то — не очень. Но в любом случае движение в эту сторону есть. ИИ – внедрение в системы.

Меняется в сторону цифровизации и законодательная база. Да, для департамента по ИТ это новые вызовы, новые направления работы, но для сотрудников будут упрощения в работе, снижение объема рутинных операций. При этом требования к персоналу на местах будут расти. Они будут не просто людьми, которые вводят данные, а теми, кто принимает решения. Цифровизация, кроме прочего, подразумевает, что от человека требуется аналитика. А ИТ обеспечивают реализацию решений, в том числе и за счет автоматизации бизнес- и прочих процессов.

Опубликовано 01.03.2024

Похожие статьи