Менять нельзя ремонтировать. Что делать со старым сервером?
С какими проблемами мы сталкивались при эксплуатации серверов, которые у нас безостановочно отработали около пяти лет:
-
фантастические глюки работы через IPMI (сама консоль может не открыться, некоторые команды не отрабатываются, невозможность управления);
-
прирост температуры;
-
отказы блоков питания;
-
выход из строя встроенных сетевых карт;
-
самопроизвольная перезагрузка;
-
выход из строя USB портов.
Такие сервера прекрасно могут стоять за периметром боевых схем, работая на благо тестовых стендов, когда полная потеря сервера не влияет на клиентские сервисы, равно как и полная потеря данных не приведёт к хаосу.
Чем заменять?
На телеком-рынке РФ сейчас есть выбор: новое китайское, новое псевдо-российское, европейские и американские (новые и бу) сервера, ввезенные (наверное) по схеме параллельного импорта.
Китайские сервера все равно в итоге комплектуются процессорами Intel (в апреле 2022 года Intel приостановила свою деятельность в России) и AMD (также официально нет поставок). По оперативной памяти выбора больше: Kingston, Samsung, Hynix и др., они все открыто продаются в РФ. Выбор производителей жёстких дисков тоже большой. На мой взгляд, можно выбрать как Intel (ввезенный по параллельному импорту), так и Kingston, но главное, чтобы не Samsung (слишком много нареканий на качество работы их дисков SSD).
Новые псевдо-российское сервера по своему составу похожи на китайские, из описанного выше. Всё-таки большинство комплектующих также поставляется из Китая, но уже под российскими брендами. В одних случаях это получается дешевле, в других — дороже (переплата за бренд).
И тут мы подошли к серверам, которые в основной своей массе попали под санкции. На такое оборудование отсутствует гарантия производителя, остаётся только гарантия поставщика/продавца. HPE объявили о своем уходе из России и Беларуси, но их сервера вполне можно купить как новые, так и б/у — всё зависит исключительно от бюджета покупателя. Санкции США как бы есть, но сервера марки Supermicro продолжают продаваться на территории РФ. Сервера марки Dell из-за санкций США официально не поставляются в РФ, но осталась возможность покупки с получением квалифицированной технической поддержкой.
Какой можно сделать вывод? Все популярные серверные решения как поставлялись в РФ, так и продолжают поставляться. Цены напрямую зависят от курса доллара/евро и за несколько последних лет незначительно изменились в большую сторону. Все необходимые комплектующие также доступны к покупке. Самый большой минус при покупке таких серверов — отсутствие прямой технической поддержки производителя. Но интеграторы со своими инженерами и своим большим складом ЗИП всегда готовы прийти на помощь.
Соответственно, я не вижу большого смысла покупать китайские или псевдо-российские сервера или поддерживать жизнь в старых (больше пяти лет), если на РФ телеком рынке можно купить (или заказать) новый или незначительно б/у сервер топовых производителей серверных платформ и иметь полноценный ЗИП/резерв.
Что по облакам?
Стоит ли отказываться от собственной физической инфраструктуры и уходить в облачные продукты? Если у вас простой сайт или что-то не очень сложное из мира интернета, то облачные продукты будут вполне оправданы. Но если у вас есть собственный высокотехнологичный продукт, который очень требователен к вычислительным ресурсам и качеству интернета, состоит из множества компонентов, если вам требуется распределенная внутренняя локальная сеть или используются электронные аппаратные ключи (USB-ключ), то собственная физическая серверная и сетевая инфраструктура просто необходима. В случае с коммерческими «облаками» есть некоторые сложности, которые пока не получается решить.
-
«Ладно слушайте пацаны, только поймите меня правильно, могут стрелять по мне, а зацепят вас.» (Белый, Бригада). Например, может быть, DDOS атака на ваших «соседей» по облаку, и по касательной заденет и ваши сервисы. В этот момент вы ничего не можете поделать, кроме как жаловаться хостинг провайдеру и ждать, когда всё нормализуется. Меня в этом случае больше всего беспокоит невозможность управлять процессом решения проблемы и непонимание истинных причин ее возникновения и сроков устранения. Техническая поддержка облака не всегда обладает конкретикой и может отвечать общими фразами.
-
Скорость работы (запись/чтения) дисков. В случае с облаками на стандартных тарифах скорость чтения/записи не является постоянной и в разные моменты времени может плавать, что может пагубно отразиться на работе баз данных, скорости формирования отчётов и т.д.
-
Доступ к персональным данным, которые вы можете хранить в облаке. В рекламных буклетах написано, что всё безопасно и отвечает всем необходимым требованиям и стандартам. Но, «если секрет знают больше, чем двое, то это уже не секрет.» (Загадочное происшествие в Стайлзе, Агата Кристи).
-
Финансовая стабильность компании, которая владеет облаком, а также объединения, покупки, слияния, которые могут доставить массу неудобств и смену инфраструктуры и IT-решений.
Можно долго рассуждать, что за облачными решениями будущее, но я бы от себя хотел добавить, что если серьёзный бизнес хочет облака, то всё равно лучшим решением остаётся собственное облако, на собственных ресурсах, где от начала и до конца есть понимание и управление всеми ресурсами, понимание как устроена защита, понимание резервов и наличия ЗИП.
Опубликовано 25.07.2023