О геоаналитике от «Геоинтеллекта»
Как заставить города «поумнеть»
Одна из перспективных областей применения геоаналитики — «умные» города. Яркий пример — проект «Цифровой Ташкент». По сути, это цифровой двойник города, чьим ядром является система «Графит» на базе платформы «Геоинтеллект». Она объединяет в общей сложности 50 информационных ресурсов. В системе присутствуют данные о демографии, экологии, административных границах и объектах недвижимости, ведется учет активов и процессов. В реальном времени поступает информация от различных городских и экстренных служб. Помимо прочего, актуализируются городские карты. Это позволяет оценивать текущую обстановку в городе и планировать развитие в сфере строительства жилья, социальных объектов и объектов инфраструктуры. Благодаря качественной аналитике есть возможность прогнозировать успешность долгосрочных городских программ и эффективность выделения бюджета на те или иные проекты.
Важным результатом запуска «Цифрового Ташкента» стало преодоление различных барьеров в межведомственном взаимодействии. Все поступающие данные и модели для работы с ними аккумулированы в едином ситуационном аналитическом центре, а кроме того, информация может быть доступна специалистам и уполномоченным лицам через веб-портал. В итоге можно, например, сократить время реагирования на инциденты. Кстати, некоторые процессы уже автоматизированы, а эффективность проделанной чиновниками и службами работы оценивается по «уникальному индексу комфортности города», который также был создан в рамках проекта «Цифровой Ташкент».
Следует отметить, что система «Графит» будет развиваться и, по мнению самых разных высокопоставленных лиц Узбекистана, станет основой других проектов для различных категорий пользователей и городов. Со временем к ней подключатся новые ведомства. Продолжится работа в направлении автоматизации процессов, а список инструментов для ввода и обработки данных планируется расширить. Этот кейс широко масштабируем на города других стран, в том числе и России. Например, «Центр пространственных исследований» уже сформировал индекс комфортности более чем в десяти городах Дальневосточного федерального округа, что позволяет улучшать их мастер-планирование.
Чистота не только для данных
Но, напомним, «Геоинтеллект» — весьма гибкая система. Она находит применение и в менее глобальных проектах, чем цифровые двойники города. В качестве примеров приведем кейсы из Санкт-Петербурга.
В Северной столице «Центр пространственных исследований» вместе с общественным движением «Раздельный сбор» с помощью платформы «Геоинтеллект» провели инициативное исследование, посвященное раздельному сбору мусора. В ходе него выяснилось, что доступность контейнеров для разного типа отходов заметно разнится. Под доступностью в данном случае понималось нахождение точек сбора мусора в пяти минутах ходьбы от места проживания. Организаторы исследования справедливо предположили, что удаленность контейнеров оттолкнет многих от раздельного сбора мусора — не секрет, что жители современных мегаполисов в массе своей ориентированы на комфорт. Выяснилось, что контейнеры для сбора пластика первого и второго типов доступны 69% петербуржцев, для стекла — 45%, а для шин и упаковок Tetra Pak — и вовсе лишь 1%.
В ходе того же исследования было найдено интересное решение для повышения доступности контейнеров для опасных отходов (это в первую очередь ртутные градусники и лампочки, а также батарейки). Система составила рекомендации по их перестановке, что позволило повысить их доступность почти в два раза: прежде доступ к ним в той самой пятиминутной зоне имело около 1,5 миллиона человек, а теперь — 2,8 миллиона. В «Центре пространственных исследований» подчеркивают, что такой впечатляющий результат достигнут без закупки новых контейнеров — только оптимизацией уже используемой 391 единицы. Это предоставит возможность почти не тратить бюджетные деньги на создание новых контейнеров, а просто перенести их в новые населенные места или места массового скопления людей.
На страже здоровья нации
Отдельного упоминания заслуживает имитационная модель платформы «Геоинтеллект» на стыке геоаналитики и медицины. Она позволяет смоделировать распространение вирусов и инфекций. В проекте при участии НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи, еще за месяц до появления первого больного в Москве, была сделана имитация распространения случаев коронавируса «уханьского штамма» по территории столицы и спрогнозировано не только общее количество заразившихся людей, но и проблемные локации. Имитационная модель принимает во внимание множество факторов: контакты людей в городских условиях (с учетом реальных статистических данных), места их скопления, а также возраст, занятость и пол заболевших. Специалисты из НИИ предоставили данные о поведении вируса. В первоначальной версии модели (2019 год) это была корь, но возможна «перенастройка» и на другие заболевания. Все данные визуализируются на карте с таймлайном, показывая, как развивается эпидемия. Причем для каждого заболевшего определяется его статус: зараженный, распространитель или выздоравливающий. Эдакий «тренажер» для региональных штабов и эпидемиологов.
На самом деле специалистами «Центра пространственных исследований» было разработано множество геоаналитических подходов для организации здравоохранения города или региона: это и формирование реальных зон обслуживания стационаров скорой медицинской помощи, оптимизация коечного фонда, доступности различных служб города, например травматологической, или региона, в частности ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов). В целом это отвечает общему вектору нормативных документов государственных информационных систем в сфере здравоохранения и их региональных фрагментов. В рамках уже существующих систем собирается большое количество самых разнообразных данных медицинский статистики, и сегодня стоит задача грамотного анализа поступивших сведений и принятия на их основе взвешенных и оптимальных решений.
Спецпредложения по карте магазина
Геоаналитические системы оказались предсказуемо востребованы в сфере ретейла. Один из таких кейсов, которыми «Центр пространственных исследований» может поделиться, — сотрудничество с X5 Retail Group. Крупный ретейлер стал одним из пионеров в сфере автоматизации поиска локаций для новых торговых точек в России. На определенном этапе нахождение и оценка места для открытия очередного магазина занимали неделю. Целью совместного проекта было существенно сократить подобные временные затраты, и здесь «Центр пространственных исследований» выступил как системный интегратор комплексного решения, состоящего из программного обеспечения ГИС, картографии, геоданных, геоаналитики, разработки специализированных инструментов для автоматизации поиска локаций и оценки помещений под магазин.
Результатом совместных усилий стало открытие в среднем пяти-шести торговых точек в день в пиковые года развития торговой сети в России, что выше показателей ближайших конкурентов. Кроме того, благодаря автоматизации процесс осуществляется меньшим (около 70% от прежнего) числом сотрудников. Внедренная система помогает не только подобрать оптимальное место размещения торговой точки, но и определить ее формат, скорректировать ассортимент, подсчитать потенциальный товарооборот. При этом учитываются такие факторы, как наличие конкурентов, класс недвижимости в районе, демографический состав местного населения, его плотность и платежеспособность, и другие аспекты. Важной особенностью является использование детальной оценки населения внутри кварталов практически всех городов и населенных пунктов России.
Сегодня решениями компании «Центр пространственных исследований» пользуются «Вкусвилл», «Дикси», «Леруа Мерлен» и другие крупные торговые сети из разных сегментов. Это уже более 600 компаний, в том числе и в других странах — Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане. Многие сети, которые ведут бизнес по франчайзинговой модели, развиваются в сопредельных России странах. Геоинтеллект работает сегодня и в Армении, Узбекистане, Белоруссии, Казахстане и Кыргызстане. География расширяется.
Может сложиться впечатление, что геоаналитика — удел исключительно крупных игроков рынка. Это не так, уверяют специалисты «Центра пространственных исследований». Подход к потенциальным клиентам достаточно гибкий. Платформа «Геоинтеллект» похожа на конструктор: необязательно использовать все ее мощности — можно выбрать необходимый определенному заказчику набор функций или даже одну из них. Например, моделирование трафика с целью узнать проходимость конкретного места может быть интересно достаточно широкому спектру предпринимателей, в том числе и представителям МСП. Можно пользоваться сервисом, обращаясь именно к необходимым функциям и геоданным. Разобраться в большом разнообразии вариантов геоданных помогает первый в России магазин геоданных для ретейла, выпущенный компанией в 2018 году.
Однако важно помнить, что зачастую аналитика, оперирующая обобщенными данными, становится неточной. Для получения гарантированного (насколько это в принципе возможно) результата при открытии торговой точки требуется калибровка данных непосредственно на месте. «Центр пространственных исследований» подобными исследованиями не занимается. Заказчик может провести полевые исследования своими силами или обратиться в профильное маркетинговое агентство. Специалисты подчеркивают, что сегодня, как и 20 лет назад, ретейлеры, рестораны и прочий офлайн-ретейл по-прежнему осуществляют замеры в полевых исследованиях. Для этого компания помогает им, предоставляя мобильное приложения для сбора данных. Клиенты, использующие сервис «Геоинтеллект», отмечают его основные преимущества: сокращение времени предварительных расчетов и принятия стратегических решений, широкое географическое покрытие, глубокая проработка и кастомизация даже сложных задач, а также сопровождение (аналитическое, техническое) больших и малых клиентов. Ведь все специалисты являются авторами курсов в вузах и на факультетах повышения квалификации, MBA, EMBA и других.
Почему «Геоинтеллект»?
Данные для платформы
«Геоинтеллект» агрегируются из множества источников, как открытых, так и коммерческих. В государственных проектах, конечно, цифруются обезличенные государственные данные, сведения о городской инфраструктуре (несекретной), о будущем строительстве, планах и многом другом. Применяются активно и технологии RPA по добыче данных, подходы Machine learning. Важной задачей геоаналитиков, картографов «Центра пространственных исследований» является и сопоставление, верификация различных данных и геоданных, геокодирование информации, относящейся к конкретной территории. Этим мало кто любит заниматься, однако в геоаналитике подобная процедура неизбежна. И только впоследствии сервисы в виде калькуляторов или тепловых карт начинают приносить пользу людям: тогда в веб-приложении «земля» становится «умнее», а интеллект человека, будь то специалист или лицо, принимающее решение, уже правильно интерпретирует результаты.
Колоссальный опыт «Центра пространственных исследований», а также огромное количество накопленных геоданных, в том числе исторических, предоставляют возможность проводить разработки в сфере искусственного интеллекта. Компания уже активно применяет такие инструменты. Впрочем, это тема отдельной статьи.
Реклама ООО "Центр пространственных исследований" erid: LjN8JxjDj
Опубликовано 28.07.2023