Диплом хорошо, а опыт лучше

Логотип компании
Диплом хорошо, а опыт лучше
Сложно сводить миллионы строк данных в электронной таблице, оперируя калькулятором и счетами.

Александр Виноградов, ИТ-директор компании BAON убежден, что научить ИТ-менеджера быть руководителем может только опыт. О том, как сложилась его карьера в сфере информационных технологий, Александр Виноградов рассказывает в интервью журналу IT Manager.

Наш традиционный вопрос всем CIO, с которыми редакция впервые общается в формате интервью. каким был ваш путь в ИТ и почему вы избрали именно это направление?

Если обратиться к моей карьере, ее начало пришлось на период превращения СССР в Россию. Жизнь была не простая, и многие вспоминают те времена с тоской, особенно в Сибири, где я родился. Учился в школе с углубленным изучением информатики и уже тогда всерьез заинтересовался ИТ. Окончил ее в конце 90-х, можно сказать, на заре развития ИТ в нашей стране, и решил связать дальнейшее обучение и будущую профессию с этим направлением. Первым моим местом работы, с 2002 по 2011 год, стала группа компаний «Паритет» (ныне — Дистрибьюторская Менеджмент Система, или просто ДМС), занимающаяся дистрибуцией различных товаров на территории России. Компания активно развивалась, постепенно охватывая своей сетью все регионы страны, и каждый год фактически удваивая объемы бизнеса. А вместе с ней начала развиваться, и моя ИТ-карьера.

Многие молодые люди, начиная работать в ИТ, на долгое время останавливаются на уровне сотрудников техподдержки или системных администраторов. Как и благодаря чему, исходя из вашего опыта, происходит превращение рядового ИТ-специалиста в ИТ-менеджера?

Специфика моего первого места работы заключалась в территориальной распределенности бизнеса: в группу компаний входило три компании, существовавшие автономно и отвечавшие за работу в конкретных регионах. На начальной стадии у них не было ИТ-директоров — лишь рядовые ИТ-специалисты. Однако бизнес активно развивался, и его потребности в ИТ постоянно увеличивались. Я пришел на должность рядового ИТ специалиста в одну из компаний. В компании на тот момент работал всего один сотрудник, который с моим приходом в компанию стал моим начальником. Два года мы с ним работали в связке, а затем он пошел на повышение и был переведен в другой регион, а я смог занять эту должность. В течение четырех лет занимался вопросами автоматизации складов, отдела продаж, финансового отдела, транспортной логистики, развертыванием ИТ-инфраструктуры. В рамках решения таких задач приходилось ездить между различными локациями, устанавливать контакты с коллегами из других регионов. С годами развития компании, также развивался и ИТ-департамент, в результате произведенных изменений мне предложили занять должность Заместителя ИТ-директора. При этом я хочу подчеркнуть, что в тот период у меня не то что было, время думать о карьере — и поспать-то не каждый день удавалось.

Специализированные вузы все-таки в основном учат студентов тому, как быть инженером и программистом, но ИТ-директор — это в первую очередь менеджер. Как вы приобретали управленческие навыки и знания?

Честно говоря, институт меня не многому научил — когда я пришел работать, то ощутил, что мои теоретические знания не особенно помогают в решении профессиональных задач. Весь последний курс института я практически не учился, а проходил практику, в рамках которой работал у сокурсника нашего декана — выполнял функции системного администратора, составлял технические задания, собирал необходимые для этого данные и так далее. Этот год дал мне гораздо больше для моей последующей ИТ-карьеры, чем весь предыдущий период обучения в институте. Что касается именно управленческих навыков, их мне привил опыт работы в «Паритете». Кроме того, мне это всегда было интересно и нравилось заниматься управленческими задачами.

Есть ли у вас в планах получение какого-то дополнительного бизнес-образования?

В настоящий момент я уже дистанционно получаю второе высшее образование в области экономики.

Ваша ИТ-карьера тесно связана с ретейловым бизнесом. Это осознанный выбор? Чем он обусловлен?

В большей степени это, наверное, воля обстоятельств. Начинал я карьеру в дистрибьюторских компаниях, а это все-таки не ретейл, а бизнес в области B2B, поскольку в нем нет прямых продаж конечным клиентам. Когда я принял решение о переезде из Сибири, то рассматривал различные варианты продолжения карьеры и в итоге мой выбор пал на корпорацию SELA. Могу с уверенностью сказать, что с точки зрения ИТ принципиальной разницы в задачах между дистрибуцией и ретейлом, за исключением некоторых специфических моментов, нет.

Какую роль, по вашей оценке, играют ИТ в современном ретейле? Насколько это направление бизнеса зависимо от ИТ?

В современном мире совсем без ИТ сложно существовать кому угодно. Безусловно, если в каком-то магазине вдруг сломался компьютер, продажи не остановятся. Но вот повышать эффективность и развиваться без информационных технологий, на мой взгляд, ретейлеры уже не могут. Сложно сводить миллионы строк данных в электронной таблице, оперируя калькулятором и счетами. На сегодняшний день ретейл заинтересован в применении инновационных решений, таких как Big Data, CRM, ERP, системы повышения качества обслуживания клиентов, и необходимо использовать для развития бизнеса все возможности, которые они предоставляют. Поэтому, на мой взгляд, без ИТ ретейлу сегодня никуда.

Что входит в вашу зону ответственности как ИТ-руководителя BAON?

Я обычно говорю, что, как ИТ-директор, отвечаю за все, что включается в розетку. Ну а если серьезно, то отвечаю за всю коммуникационную и ИТ-инфраструктуру, а также все учетные системы и бизнес-приложения компании. Формально я руковожу департаментом технической поддержки, отделом автоматизации и всеми системными администраторами. Антивирусы, межсетевые экраны — это тоже все в моей зоне ответственности. Но за системы безопасности, системы контроля доступа, информационную безопасность в части неразглашения и предотвращения несанкционированных утечек данных, а также за видеонаблюдение у нас в компании отвечает департамент информационной безопасности. Для понимания масштабов нашего хозяйства надо отметить, что помимо интернет-магазина у BAON есть распределенная торговая сеть, включающая 80 собственных торговых точек и 80 партнерских.

Какие ИТ-задачи для вас сейчас наиболее актуальны?

Первая глобальная ИТ-задача, стоящая перед нами, — выстраивание стабильно функционирующей ИТ-инфраструктуры, которая обеспечивала бы необходимые информационные ресурсы в любой момент, когда это нужно бизнесу. В частности, мы активно внедряем технологии виртуализации и переводим всю инфраструктуру в виртуализированную среду. Содержание текущего парка серверов обходится компании слишком дорого, а виртуализация позволит существенно оптимизировать подобные расходы. Данный проект мы планируем завершить в ближайшие четыре месяца.

Вы используете в своей работе модель аутсорсинга?

Я бы сказал, мы практикуем смешанную модель: все, что успеваем, делаем сами, все, что не успеваем, — отдаем на аутсорсинг. Для этого у нас заключены договоры с несколькими ИТ-компаниями, с которыми мы сотрудничаем по всей стране. Кстати, отдаваемые на аутсорсинг задачи могут быть самыми разными — от починки сломанного компьютера до реализации глобальных вопросов. Мы всегда ориентируемся на стоимость решения задачи силами аутсорсеров и стараемся прибегать к их помощи, когда это действительно выгодно.

Вы занимались разработкой и продвижением интернет-магазинов на базе «1C:Битрикс» и Shop-Script — на ваш взгляд, это оптимальные CMS для подобных задач? И какая из них более универсальна?

С 2006 года я активно занимаюсь развитием веб-решений для интернет-магазинов автомобильной тематики. Как и у любой другой задачи, универсальных моделей здесь не существует. Просто ИТ-специалисты, как и автомобилисты, часто выбирают те решения, которые им больше нравятся и более удобны. Я предпочитаю систему «1C:Битрикс», потому что тот набор задач, который было необходимо осуществить, она выполняла. Но стоила втрое дороже, чем Shop-Script. И когда пришло время оптимизации расходов, выбор пал именно на Shop-Script. Нам требовалась мультидоменная платформа, способная реализовывать много проектов в рамках одной лицензии. Схема лицензирования «1C:Битрикс» такова, что ее стоимость в этом случае превышает 100 тыс. рублей. В этом смысле Shop-Script гораздо более выгодное решение, хотя у него меньше возможностей с точки зрения кастомизации.

Читайте также
На что делают ставку злоумышленники, пытаясь угадать пароли пользователей? Какие факторы, помимо выбора пароля, влияют на безопасность данных пользователя? Какие меры могут принять пользователи для повышения безопасности своих данных?

Какой из реализованных ИТ-проектов вы считаете, скажем, самым необычным, сложным или интересным?

Когда я работал в системе дистрибуции товаров Procter & Gamble, моему ИТ-руководителю совет директоров поставил задачу автоматизации складов. Посидев с моим руководителем, и обдумав решили — надо делать. Решено было начинать с одного из подразделений и выбор пал на Иркутск. В команду были взяты начальник департамента логистики, и его заместитель и втроем приступили к реализации. Процесс продлился два года, и мне он запомнился как самый сложный и продолжительный ИТ-проект, которым я когда-либо занимался. В качестве примера приведу одну задачу из этого проекта. На складе есть трое ворот, через которые заезжает 40-тонный контейнер. Компания ставит задачу — в день должно заходить 20 контейнеров. Склад расширить невозможно, построить дополнительные ворота тоже. Норма приемки контейнера — 40 минут, вне зависимости от веса транспортируемой продукции. Для ее соблюдения пришлось внедрять различные средства автоматизации, что и позволило выполнить проект.

Есть мнение, что почти всегда в решении задач компаний ИТ-руководители ориентируются на внутренних, а не на внешних клиентов бизнеса. Согласны ли вы с этим утверждением?

Нет, потому что в рамках наших задач мы, в частности, помогаем бизнесу анализировать клиентов и их предпочтения, создавая каналы общения, по которым эта информация поступает в компанию. Без этого наш бизнес просто не в состоянии предложить клиентам качественный продукт, а значит, не имеет возможности развиваться.

Вы обладаете богатым опытом по созданию и продвижению форумов по автомобильной тематике. Чем это обусловлено, какими-то рабочими проектами или хобби?

Безусловно, это хобби. Долгое время я был равнодушен к автомобилям, пока случайно не попал в движение так называемых стрит-рейсеров. Оказалось, очень интересно. Одно время я сам участвовал во всевозможных гонках, но в один прекрасный момент задался вопросом: где взять актуальную информацию по данной тематике? Начал сам создавать тематические ресурсы и форумы, которые со временем стали еще и приносить деньги. Я занимаюсь этим не в одиночку, а с партнером, который определяет направление развития наших проектов. Я же в рамках наших проектов выбираю хостинг, движок, настраиваю сайт, заполняю его первичной информацией и запускаю.

Как вам удается совмещать столь масштабное хобби с работой?

Увы, с того момента как я переехал в Москву, занимаюсь любимым делом все меньше и меньше — не хватает времени. Поэтому все чаще приходится делегировать свои функции другому человеку, просто чтобы проекты не останавливались и продолжали развиваться.

Опубликовано 30.03.2017