Максут Шадаев о кибермошенниках, Цифровом кодексе и Госуслугах

Логотип компании
28.05.2024
Максут Шадаев о кибермошенниках, Цифровом кодексе и Госуслугах

Изображение: /t.me/mintsifry_online

Глава Минцифры поделился своими планами и мнением в отношении приоритетных проблем, и вопросов дальнейшей цифровизации РФ.

О платформе ГосТех:

«В Указе Президента о национальных целях цифровая трансформация и создание экономики данных зафиксированы как важнейшие цели национального развития. Если в предыдущем Указе было всего 4 значимых показателя, которых мы должны были добиться, то сейчас у нас таких задач и показателей 11. И там, где говорится про создание различных информационных систем, про переход на проактивные госуслуги онлайн, указано, что делается это на базе единой цифровой платформы. Это означает, что концепция ГосТеха жива. История с платформизацией будет продолжаться».

О повышении качества обучения ИТ-специалистов:

«Мы увеличили в 2,5 раза количество бюджетных мест на ИТ-специальности. Спрос на ИТ-специальности высокий. Но наша задача — дать качественное образование по всей стране и во всех вузах. Нужно тиражировать лучшую практику по «бигтеху», за каждым вузом закрепить одну или несколько крупных ИТ-компаний, чтобы они вкладывали в подготовку кадров. Считаем, что это должно стать условием сохранения льгот для крупных компаний. Думаю, что до конца лета мы выработаем формулу. Это должно коснуться тех компаний, которые уже твёрдо стоят на ногах, стартапы не трогаем. Сейчас обсуждаем всё это с отраслью. Первые дискуссии уже показывают серьёзное отношение с их стороны».

О сроках оказания госуслуг:

«По всем положениям и нормативным документам срок обработки межведомственных запросов до сих пор — 5 дней. Но фактически сейчас в самых прогрессивных ведомствах речь уже идёт о секундах, минутах, часах. По-моему, больше суток уже нигде нет. 80% запросов отрабатываются максимум в несколько часов. Наша задача — чтобы они отрабатывались в режиме онлайн. Наша идеальная модель портала Госуслуг — это просто диалоговое окно. Ты задаёшь вопросы, получаешь ответы, тебя проводят через всё это сложное дерево принятия решений и в конце говорят: «Спасибо, ваше заявление отправлено, результат такой». Я считаю, что это наше будущее. Одно диалоговое окно и в мобильной версии, и на «вебе». Человек, задавая вопросы, получит быструю навигацию, и робот за него всё оформит, отправит и сразу предоставит результат. Это то, к чему мы стремимся».

О поддержке экспорта ИТ-решений:

«Мы вместе с Минпромторгом создали институт цифровых атташе, который работает в торгпредствах. Они продвигают российские программные продукты, решения и оборудование на рынки дружественных стран. Этот механизм неплохо работает. Дополнительно мы обсуждаем две меры поддержки. Во-первых, это льготные кредиты для крупных заказчиков, связанные с покупкой российских решений. Здесь мы вынуждены конкурировать с Китаем — они дают большие льготные кредиты под большие внедрения крупным заказчикам. Во-вторых, софинансирование части расходов на выставочную деятельность, на маркетинг за границей. Возможно, будем давать гранты или централизованно покупать площади на международных выставках дружественных стран, чтобы российские компании были там представлены».

О борьбе с кибермошенничеством:

«Необходимо подготовить технологические решения, чтобы можно было быстро расследовать зафиксированный факт мошенничества. Сейчас после обращения потерпевшего все запросы на платформы, операторам связи иногда занимают недели. Нам также нужны «системы-предохранители». Мы создали рабочую группу, будем решать две задачи. Первое — как быстро найти злоумышленников и узнать о факте преступления в «онлайне». Второе — как сделать так, чтобы минимизировать возможность такого рода мошенничества. Будем вырабатывать регулирование и устанавливать технологические требования к внутренним системам всех участников процесса и к порядку их взаимодействия».

О Цифровом кодексе:

«Мы понимаем, что регуляторики в части цифры уже много, но она очень фрагментарна. Мы договорились сделать отдельный большой Цифровой кодекс — свод всего регулирования, которое касается вопросов цифровизации, развития цифровых технологий, использования цифровых технологий, защиты данных. Мы уже начали его писать. Это будет фундаментальная, очень большая, сложная, комплексная работа. К Кодексу предъявляется значительно больший объём требований. Мы надеемся, что в середине следующего года представим первую версию».

Читайте также
Несмотря на то что российским компаниям удалось выстоять в условиях санкций и ухода западных вендоров, ситуация остается непростой, а до подлинной технологической независимости далеко. Но проблемы решаемы, и последовательное движение в сторону импортозамещения обязательно даст результаты, убежден Максим Степченков, совладелец компании RuSIEM.