Как правильно нанимать ИТ-специалистов?

Логотип компании
Как правильно нанимать ИТ-специалистов?
Сфера ИТ сейчас остается одной из немногих, где условия диктуют не работодатели, а соискатели

Служба исследований HeadHunter провела опрос среди 1 740 ИТ-специалистов российских компаний и выяснила, что именно раздражает в описаниях вакансий, поведении рекрутеров и как потенциальный работодатель может произвести наиболее приятное первое впечатление.

Сфера ИТ сейчас остается одной из немногих, где условия диктуют не работодатели, а соискатели: поиск ИТ-специалиста, как правило, затягивается, а кандидаты не всегда охотно идут на контакт. Так как же поступить, чтобы с самого начала не оттолкнуть потенциального нового сотрудника?

Вакансия – это, как правило, первое, откуда кандидат получает информацию о компании, и именно она формирует первое впечатление. Поэтому мы попросили ИТ-специалистов оценить по 5-балльной шкале, как они относятся к отсутствию или наличию того или иного пункта в описании открытой позиции. На основе этих ответов сформировали списки обязательных параметров, без которых вакансию, скорее всего, не будут даже рассматривать, того, что выгодно выделит вакансию, а также пунктов, на которых стоит остановиться подробно или, напротив, не стоит уделять им излишне много внимания[1].

Что обязательно должно быть указано в вакансии для ИТ-специалиста? В первую очередь, название компании, размер заработной платы, условия труда и описание деятельности компании. Отсутствие этих пунктов в вакансии, скорей всего, отпугнет большую часть кандидатов, сформировав у них представление о том, что работодатель настроен несерьезно, раз не говорит о том, что готов предложить своим сотрудникам. Помимо этого, в вакансии также стоит уделить внимание стеку используемых на позиции технологий, составляющим социального пакета, проекту, на который берут сотрудника, процессу найма (количеству этапов, их длительности, необходимости выполнить тестовое задание), размеру и схеме выплат бонусов, а также фотографиям офиса, в котором предстоит работать. Освещение этих моментов сделает вакансию более привлекательной и позволит ИТ-специалистам сразу оценить, насколько данная позиция им подходит как по обязанностям, так и по дополнительным преимуществам, а также свою готовность пройти 3 собеседования и выполнить несколько тестовых заданий. Что в целом изначально сэкономит время как кандидатов, так и рекрутеров, ведь именно на зря потраченное время, как правило, и жалуются ИТ-специалисты, упоминая множество встреч и заданий, части из которых можно было бы избежать.

Как правильно нанимать ИТ-специалистов?. Рис. 1

При этом перед рекрутерами нередко встает вопрос, насколько подробно стоит остановиться на том или ином пункте в описании вакансии. Не стоит ограничиваться 2-3 словами при описании условий труда (графика работы, расположения офиса, возможности удаленной работы), из чего складывается заработная плата и какая вилка предполагается на данную позицию, а также деятельности компании. А вот злоупотреблять описанием коллектива (их возраста, хобби), фотографиями офиса во всевозможных ракурсах или излишним брендированием и креативом самих вакансий не стоит.

 Как правильно нанимать ИТ-специалистов?. Рис. 2

Но важно помнить, что сама по себе компания и хорошие условия труда – не гарантия привлечения специалистов: большинство из них (83%) предпочтут интересный проект в неизвестной компании работе в крупной компании над неинтересным проектом (17%).

  Как правильно нанимать ИТ-специалистов?. Рис. 3

 Чего ни в коем случае не стоит делать рекрутеру при найме ИТ-специалистов? В целом того же, чего и при найме представителей других профессий: хамить (особенно жителям Северной Столицы), не сообщать результаты собеседования и причины отказа, давать мало информации о вакансии, пресекать вопросы кандидатов и скрывать размер заработной платы.

Интересно, что молодые специалисты с опытом менее 1 года или без опыта негативнее, чем их старшие коллеги, реагируют на нежелание рекрутеров брать трубку, давать информацию о компании и негативные отзывы о компаниях-конкурентах и текущих/прошлых работодателях кандидата. Подобное поведение может еще в начале карьеры настроить их против той или иной компании и в дальнейшем даже в случае интересного предложения о работе специалист откажется, памятуя о своем первом опыте общения с этой организацией.

Как правильно нанимать ИТ-специалистов?. Рис. 4

Первое впечатление от посещения офиса может серьезно повлиять на решение ИТ-специалиста о трудоустройстве в компанию – лишь 12% отметили, что им важна сама вакансия и они не склонны обращать внимание на обстановку офиса. В первую очередь кандидатов волнует транспортная доступность офиса (особенно жителей Санкт-Петербурга и ЛО) и комфортность рабочего пространства – сколько человек сидят в одном помещении и на каком расстоянии, можно ли изолироваться от коллег в случае необходимости и т.д. Немаловажную роль играет приветливость встречающего персонала (особенно для жителей Санкт-Петербурга и ЛО), насколько формально или неформально выглядят сотрудники и комфортность офисного пространства в целом (наличие кухни, спортзала, кофепоинтов, мест для работы и т.д.)

 Как правильно нанимать ИТ-специалистов?. Рис. 5

 Как заинтересовать молодых ИТ-специалистов? В целом молодые специалисты с опытом работы менее 1 года или без такового отмечают, что полученных ими в вузе знаний не хватает для того, чтобы начать полноценно работать в сфере ИТ сразу после окончания обучения – 42% считают полезной для себя стажировку в крупной компании, а 26% окончание специализированных курсов.

Но, выбирая между junior-позицией в небольшой компаний или стартапе и бесплатной стажировкой в крупной компании, предпочтут все же первую (46% против 20%). В этом смысле хорошей альтернативой просто стажировкам для крупных компаний, заинтересованных в молодых кадрах, является собственная школа программистов, в рамках которой они смогут оценить реальные способности кандидатов и при этом заинтересовать их (34%).  Хотя такой путь требует серьезных временных и трудовых затрат со стороны компании, но если нужда в новых кадрах присутствует постоянно, то он окупится.


Как правильно нанимать ИТ-специалистов?. Рис. 6


Как правильно нанимать ИТ-специалистов?. Рис. 7

Где же искать ИТ-специалистов?  Помимо hh.ru, для поиска новых сотрудников в ИТ-департамент в первую очередь стоит обратиться в сам ИТ-департамент, наверняка они смогут порекомендовать кого-то из своих бывших коллег, друзей или сокурсников. Поиск работы через личные каналы – наиболее распространенный способ трудоустройства среди ИТ-специалистов, особенно это касается специалистов с опытом работы более 10 лет и в меньшей степени молодежи (65%). Также стоит работать с карьерным порталом на корпоративном сайте, так как 38% кандидатов обращаются в интересные им компании напрямую, 28% используют поисковики, 25% социальные сети, а 22% профессиональные интернет сообщества.

Наибольшей популярностью среди последних пользуется Habrahabr – его не реже раза в месяц посещает более 2/3 ИТ-специалистов (70%), 30% заходят на StackOverflow, а 29% - на GitHub.


Как правильно нанимать ИТ-специалистов?. Рис. 8


Как правильно нанимать ИТ-специалистов?. Рис. 9

Опрос проводился Службой исследований HeadHunter 29 января – 11 февраля 2016 года среди 1 740 ИТ-специалистов российских компаний.

Источник: Пресс-служба HeadHunter: http://hh.ru/ 

 


[1] Для анализа была использована методология КАНО, использующаяся при разработки новых товаров и услуг и позволяющая выделить необходимы атрибуты, присутствие которых потребители ожидают как само собой разумеющееся (например, пульт к телевизору), и те, что сделают товар привлекательным (дополнительные функции). А также замерить влияние степени присутствия того или иного атрибута на привлекательность товара (прямое или обратное). Обоснованность использования данной методологии связана с тем, что вакансия на рынке с дефицитными специалистами является «продающим» инструментом и призвана привлечь внимание как можно большего числа высококвалифицированных кандидатов, из которых можно было бы сделать выбор.

Читайте также
Какие методы обнаружения deepfake существуют? Какие возможности могут предоставить большие языковые модели (LLM) для генерации и обнаружения дипфейков? Расскажем о технологии aIDeepfake для борьбы с фальсифицированным контентом.



Опубликовано 16.02.2016