ИТ-инициативы с понятной эффективностью

Логотип компании
24 февраля мы поняли, что теперь главное сокращать издержки и помогать бизнесу выжить. Поэтому резко сократили все бюджеты, использовали почти все свои запасы «железа», оставили только на пожарный случай.

Производство, хранение, логистика, продажа продуктов питания — спектр задач автоматизации в региональной компании широк. Как их решают и как оценивают результаты, рассказывает Никита Мурашко, ИТ-директор компании «Белая долина», член клуба ИТ-директоров «я-ИТ-ы».

Какие ИТ-проекты были завершены в последние год-полтора?

«Белая долина» — крупнейший в Саратовской области производитель молока, мороженого, колбас. Собственное производство, склады, логистика. Строится большая фабрика мороженого. Для автоматизации применяются в основном решения на базе продуктов 1С. Я работаю в компании полтора года, и за это время удалось развить несколько направлений.

Одно из них — модернизация складов. Раньше существовал простой учет по ячейкам, теперь работа на складе автоматизирована, и мы используем WMS Axelot. Это сразу дало не только резкое уменьшение числа ошибок, но и прямую экономию ФОТ до 30%.

Второе — автоматизация построения маршрутов. У компании есть и свой автопарк, и арендованный транспорт. География достаточно широкая: мы не только развозим продукцию по торговым сетям области, по магазинам федеральных сетей в Поволжье, но и доставляем свои товары в столицу и другие крупные города. Расходы топлива подсчитывались и раньше в зависимости от маршрута, и водителям отпускалось топливо по этим расчетам, поэтому прямых хищений не было. Раньше маршруты движения транспорта были постоянными. Теперь же маршруты меняются, и сопротивление вызывает именно это. С недовольством работают менеджеры подразделения логистики, иногда вплоть до увольнений, но ИТ-проблемы в этом нет.

Результаты внедрения уже ощутимы: уменьшается число рейсов, машин, сокращаются издержки. Стоимость логистики для нас очень важна, и когда она снижается — это важный для нас и самый ожидаемый результат внедрения.

Третье направление — внедрение продукта «Управление холдингом». Его основная цель — ускорить формирование финансовой отчетности и консолидировать данные. В группе компаний много юрлиц, сбор финансовых данных всегда занимал много времени. Раньше все сведения собирали вручную в Excel и также вручную формировали отчеты. Теперь все происходит автоматически. Время подготовки ежемесячной отчетности уже сократилось в десятки раз, но работы в этом проекте еще много. Финансовая дирекция высоко оценила новый инструмент, хотя, конечно, сопротивление было серьезным.

Самое частое требование, которое нам приходилось слышать от бухгалтеров и сотрудников финансовой службы, — «сделайте все точно так же, как было раньше, и ничего не меняйте». Проблемы решаем с помощью разъяснений, обучения и твердо заявляем, что «как раньше» уже не будет никогда. Люди устраивают буквально саботаж, говорят, что ничего не знают, сделать ничего не могут, но против этого хорошо помогает административный ресурс в лице финансового директора.

Однако нельзя сказать, что работает лишь принуждение. Во время внедрения и ввода в промышленную эксплуатацию мы проводили регулярные обсуждения, старались учесть пользовательский опыт, но принципиальных изменений не вносили. Несколько новых отчетов и какие-то дополнительные кнопки — это все, что мы меняли, и это была принципиальная позиция.

Финансовый директор сама присутствовала на этих обсуждениях и лично показывала, что нажать пару новых кнопок не составляет никакой проблемы. Финансовая отчетность прямо влияет на принятие решений и на экономическую эффективность в целом, а потому важность данного проекта для компании трудно переоценить.

Кроме этих крупных изменений, мы закончили переход на продукт «Розница 2.0» от 1С, и рассчитываем, что это позволит нам увеличить продажи, поскольку упростит и ускорит организацию маркетинговых акций.

Для реализации проекта «Честный знак» мы применяем продукт Original, тоже российской разработки. Мы выпускаем продукцию под многими брендами, в том числе по заказам торговых сетей. И здесь очень важна корректная маркировка. Все многочисленные коды товаров вводятся в систему Original, а она распределяет их нанесение по производственным линиям. На выходе проверяется, как прошла разметка, устраняется брак, некоторая часть товара может прокатываться повторно. Решение интегрировано со всем нашим 1С-окружением.

Как раз в последние месяцы успели закончить внедрение СЭД «1С Документооборот». Ее применение на 80% сократило бумажный документооборот. С учетом нынешних цен на офисную бумагу это просто замечательно: на такой эффект мы даже не рассчитывали.

Ведете ли вы собственную разработку?

Да, основное — это разработка ПО для мерчандайзеров и торговых представителей, включая автоматизацию заказа и отслеживание их перемещений. Уже 90% новых заказов на торговых точках делается простым подтверждением заказа, предложенного приложением, это так называемый минимальный заказ. На точке торговый представитель сразу получает список с учетом индивидуальной истории заказов конкретного партнера, промоакций и прочего. Менеджер видит также и прежние заказы. Минимальный заказ формируется автоматически, менеджеру его надо лишь утвердить или дополнить.

Всего у нас обычно занято до 20 разработчиков в зависимости от проектов. Есть фрилансеры, частью те люди, кто работал у нас раньше, плюс Axelot предоставляет своих сотрудников для внедрения и доработок складского ПО.

Как вы оцениваете эффективность ИТ-проектов?

Рентабельность каждого ИТ проекта мы стараемся оценить на самых ранних стадиях. Без финансовых прогнозов или хотя бы оценок влияния на эффективность бизнес-процессов совет директоров проекты не рассматривает. Все оценки, как прогнозные, так и по результатам внедрения, мы делаем совместно с заинтересованными подразделениями и всегда стараемся привлечь к управлению проектом руководителей того бизнес-подразделения, которое непосредственно выиграет от внедрения.

Читайте также
В Правительстве РФ готовится очередной национальный проект, получивший название «Средства производства и автоматизации». На его реализацию выделяется более 300 млрд рублей. Цель – предоставить дополнительный ресурс для развития российских промышленных предприятий. По словам Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дениса Мантурова, одним из трех основных направлений, на которых будет сосредоточено внимание, станет развитие робототехники.

Около 70% всех ИТ-инициатив исходит от руководителей функциональных подразделений. Остальные 30% предлагаем мы сами. При этом убедить бизнес-руководителей непросто, но можно. Обычно для этого лучше всего прийти к ним и показать, как работает ПО, какова функциональность, какие конкретно операции можно будет выполнять проще, надежней и быстрей.

После ввода ПО в промышленную эксплуатацию совет директоров просит дать сводку по достигнутым показателям, прежде всего по ФОТ, посчитать изменения в котором легче всего.

Как изменились ваши планы в результате войны и санкций?

У нас были большие планы по развитию в этом году. 24 февраля мы поняли, что теперь главное сокращать издержки и помогать бизнесу выжить. Поэтому резко сократили все бюджеты, использовали почти все свои запасы «железа», оставили только на пожарный случай.

К счастью, еще в прошлом году мы сделали полностью новую серверную и успели купить новое оборудование. Это обеспечило многократный прирост производительности серверов. Убрали старые серверы, работавшие по пять, десять лет, все критически важные приложения перенесли на новые, а на старых развернули менее значимые решения. Поэтому надежность бизнес-приложений выросла. Вместо 27 серверов стало девять, повысилась отказоустойчивость.

За последние два месяца некоторые виды оборудования просто исчезли с рынка или катастрофически подорожали. Однако мы рассчитываем, что через месяц-другой логистические цепочки начнут восстанавливаться.

У нас есть решения западных вендоров, в том числе Power BI Microsoft. Дело в том, что полноценной МЕS-cистемы у нас нет, но есть ПО, которое позволяет отслеживать скорость движения линий. Если линия работает не на полную скорость, эти данные агрегируются в BI. Мы рассматриваем и другие решения на случай ухода вендора, но пока миграцию не планируем.

Как вы решаете кадровые проблемы?

С кадрами тяжело, причем не только в ИТ. Люди массово хотят более высокий уровень зарплат, чем им готова предложить компания. У нас в регионе тоже есть проблемы с тем, что местные специалисты начали работать удаленно на федеральные, столичные компании. Но мы предлагаем вполне рыночные условия. Придумываем всевозможные дополнительные «плюшки», в том числе скидки на продукты.

Старые сотрудники в основном у нас остаются, но новые почти не приходят, потому что хотят космические зарплаты. В последнее время мы стали использовать больше аутсорсинга, иногда это получается дешевле, чем держать своих людей, но большая часть разработчиков — наши сотрудники. Разработки по-прежнему много, проекты мы не сворачиваем. Внедряем инструменты анализа эффективности сотрудников в ИТ- и вне ИТ-подразделений, потому что и в других департаментах кадровая проблема стоит остро.

Вы член клуба ИТ-директоров «я-ИТ-ы». Что это вам дает?

Когда я только вступил в клуб в нем как раз стартовала программа наставничества. Я как довольно молодой и имеющий небольшой опыт в управлении ИТ решил стать «наставляемым». Моим «гуру» оказался основатель клуба Павел Клепинин.

Он научил меня правильно запрашивать ресурсы у собственника, объяснил, как фокусироваться на целях так, чтобы получить максимум выгоды. Мы вместе обсуждали мои личные и карьерные цели. Все общение шло онлайн, а затем мы встретились в Саратове лично и подвели итоги.

Члены клуба всегда готовы помочь, посоветовать и порекомендовать решения. Коллеги работают в широком спектре компаний начиная от ИП в регионе и заканчивая «Газпромом» или «Сбербанком». Для каждого найдется подходящий круг общения. В чатах клуба идут обсуждения по адаптации и ограничению рисков.

Клуб постоянно проводит различные мероприятия в онлайне и оффлайне. К сожалению, был пока только на онлайнах и хочу попасть на живую встречу как только представится возможность. В скором времени будет новая программа наставничества и множество других инициатив, а новым участникам в клубе всегда рады.

Опубликовано 04.05.2022

Похожие статьи