Есть ли «цифра» в медицине?

Логотип компании
Андрей Алмазов: «Мы, по сути, на самом краю пропасти, в которую уже начинают падать регионы и разработчики, и Минздрав уже не контролирует ситуацию»

Ассоциация разработчиков и пользователей ИИ в медицине «Национальная база медицинских знаний» (НБМЗ) ведет множество проектов, среди которых разработка дата-сетов, формирование «песочниц» в рамках экспериментального правового режима, сотрудничество с российскими производителям медицинского оборудования и поиск для них решений и команд, пилотные проекты в клиниках по СППВР. Беседуя с директором по проектной работе Ассоциации Андреем Алмазовым, мы надеялись услышать оптимистичные цифры побед российской медицины в цифровом мире. Но услышали совсем другое.

На каком этапе находится сейчас цифровая трансформация системы здравоохранения в России? Можно ли сравнить с мировыми показателями?

На базовом... никакой цифровой трансформации нет, есть затянувшаяся попытка информатизации. В мире разница была видна еще при нашей поездке на HIMSS году эдак в 2012-м, а сейчас то, что тогда там показывали как перспективу, вошло уже если не в жизнь, то в широкую апробацию. А мы все обсуждаем, как нам обустроить электронные медицинские карты и получать статистику из первичной документации... А в мире развивается биоинформатика, исследования генома и разного рода устройства и сервисы, помогающие получать информацию о состоянии организма и анализировать медицинские данные. Мы тоже пытаемся, но у нас таких решений пара десятков на страну, причем с регистрационными удостоверениями до недавнего момента ровно одна штука была, если про системы так называемого ИИ, а если шире – еще несколько. Но они не применяются пока толком, в систему государственного здравоохранения их крайне сложно интегрировать.

Ну и главное – у нас НЕТ рынка! Государство выделяет деньги на информатизацию/цифровизацию/трансформацию и т. д. здравоохранения и само же их осваивает в лице аффилированных с государством структур, превалирует политика закрытости допуска игроков, никто не собирается создавать рынок, везде одно государство, а сейчас вон посмотрите, что происходит с ОМС и допуском туда частных клиник. А в информатизации все еще хуже: тут сплошные попытки «единых поставщиков» по всем вопросам, даже тот жалкий рынок МИСов, который как-то появился за 25 лет, сейчас добивают в регионах. Но об этом лучше самих производителей спросить, они в деталях обо всем расскажут и все обоснуют.

Сильно. Но есть же Единый цифровой контур здравоохранения? Кто отвечает за интеграцию систем в рамках этого цифрового контура?

Если честно, то это больше всего похоже на попытку получить деньги под развитие того, что не получилось в первый раз. Признать, что ЕГИСЗ в планируемом виде создать пока не вышло – нельзя, выделить деньги на продолжение – нельзя, значит, нужно было подменить понятия, так и появился этот цифровой контур. Кто отвечает за интеграцию систем других ведомств – это очень интересный вопрос, не знаю. Но в этом кроется серьезная задача, потому что для эффективного управления отраслью требуется, чтобы не только в системе Минздрава использовались общие справочники, а в целом в социалке и госуправлении очень много пересечений. А сейчас спросите любого разработчика так называемых медицинских информационных систем, сколько справочников по одной теме им приходится «мэппить» внутри системы или интеграционной шины и каков вес нормативки Минздрава для других, смежных ведомств? Или почему бы не связать ЕГРЮЛ и регистр медорганизаций, если каждая медорганизация туда входит и как минимум снимается вопрос актуализации? Собственно такая задача, как я понимаю, в рамках ЕЦКЗ поставлена, но почему нельзя было это сделать сразу, а не плодить набивалки, в которых сложно обеспечить наличие полной и актуальной информации.

Какие еще проблемы есть с цифрой в регионах?

Отсутствие средств и единой технологической и организационной, детально конкретизированной в нормативке и регламентах политики. Мы, по сути, на самом краю пропасти, в которую уже начинают падать регионы и разработчики, и Минздрав уже не контролирует ситуацию. То там, то тут локальные (региональные!) бунты, обвинения и угрозы уголовных дел, отказы разработчиков сопровождать тот бардак, что в итоге разведен. Попытка навязать всем единого поставщика, причем не доведенная до логического завершения и полной его ответственности, но одновременно риторика об интеграции лучших практик, однако без возможности регионам самостоятельно определять технологическую политику, причем на фоне их по-прежнему в массе слабой компетенции в этом. Только отдельные регионы как-то справляются с задачей и имеют дело с действительно объективной проблематикой информатизации (сложность внедрения на местах, хаос в процессах, саботаж не желающих прозрачности и контроля медицинских организаций и т. п. и т. д.), а если при этом еще и отставать в создании общих и рабочих НСИ и вообще регламентов, а также рассматривать информатизацию как некую отдельную сущность от управления здравоохранением, то сложность проблематики вырастает на два порядка.

А что с электронными медкартами, о которых много говорят в последнее время?

Непонятно, кому и зачем они нужны, кроме как использовать набивку текста, последующую распечатку и вклейку в бумажную карту. Переход на полноценный ЭДО требует значительных усилий на местах, но в этом нет реальной потребности и достаточных ресурсов. А потому все это саботируется. И потом, вы уверены, что мы действительно хотим прозрачной статистики в системе здравоохранения из ЭМК? Нет, мы-то, как граждане, конечно, хотим... Ну и наверное, главное – нет тут пока никакой пациентоориентированности. Декларируется, что пациенту будет доступна его медицинская информация, но пока это нигде не сделано реально и удобно, во-вторых, пациенту это не особо нужно сейчас. Это нужно тогда, когда пациент перешел на идеологию контроля своего статуса здоровья с идеологии «ремонта по обращениям» и тогда, когда ему будет легко менять врача, больницу, страховую компанию, легко получать дистанционные консультации. Всем же остальным ключевым игрокам в системе на самом деле это в той или иной степени невыгодно, а потому локомотивом такого внедрения должна быть или серьезная реформа в организации здравоохранения, (кстати, однако не факт, что это благо – систему нужно развивать тихо и эволюционно, цена у всех реформ и потрясений в данной отрасли значительная и измеряется жизнями, ответственность колоссальная, и тут как раз тоже нужен принцип «не навреди»), или рост самосознания и требований пациентов.

Но есть же системы поддержки принятия врачебных и управленческих решений. Они как-то развиваются?

Если мы про Россию, то «управленческих» практически никак не развиваются, нет чистых данных для них, и вообще они не принимаются на основе реальных данных, вы можете посмотреть на примере борьбы с ковидом. Это не имеет к эпидемиологии и данным никакого отношения, это политика и социальные технологии. Однако стоит заметить, что вот мы к счастью не лидеры… Проблема с данными возникла во всем мире из-за тотальной некорректности первичных данных вследствие политизированной, социальной и экономически обусловленной их интерпретацией в момент возникновения в статистике.

Никакой поддержки управленческих решений теми системами, которые вы тут имеете в виду, в таком случае и не требуется. Системы поддержки же принятия врачебных решений базируются на достаточно большом энтузиазме исследователей и ученых врачей, которых у нас по-прежнему достаточно. Не оскудела земля русская. Однако все их разработки остаются разработками и не переходят в категорию «продукты». Нет предпринимательской культуры, мало так называемых технологических предпринимателей, а главное, еще раз – НЕТ РЫНКА, и нет на нем российских стратегических игроков, поэтому удел тех, кто дорос до продукта, это продажа международным мейджером технологий в медицине и возврат к нам в составе их уже даже не решений, а экосистем и платформ. По соответствующей цене. Наша Ассоциация при поддержке имеющихся в РФ все-таки структур развития и при некоторой поддержке Министерства экономического развития пытается предложить решение – фабрику стартапов, центр апробации и акселерации в рамках экспериментального-правового режима, где мы могли бы, как в инкубаторе, достраивать и взращивать те самые перспективные разработки, доводя их до продукта. Ведем сейчас активные переговоры также со структурами ГК «Ростех» на тему, что кому, как не им, и быть ведущим стратегическим игроком в российской и мировой медицине и тогда у всех наших разработок появится вариант развиваться тут, а не уходить на Запад и в Китай. Это серьезная комплексная программа, ее наработки у нас есть, но поддержка пока не достаточна, здесь нужна консолидация усилий государства и его акторов в лице не одной, а нескольких даже госкорпораций. Мы работаем над этим, большего пока не могу сказать. Перспективы есть, темпы в три раза меньше, чем хотелось бы и в десять раз, чем нужно…. Два года назад мы почти не отставали на рынке СППВР и находились ближе к начальной точке вместе со всем миром, сейчас мы продвинулись на шаг, мир – на десять, и разрыв стремительно нарастает. Еще два-три года, и все... до следующего технологического излома лет через 30–50.

Поговорим о том, чем вы занимаетесь – об искусственном интеллекте. Как он может помочь врачу?

Плохому никак, он слишком самоуверен и в советах не нуждается. Поэтому только нормативно, жестко сверху, как средство контроля. Хорошему очень может помочь, как подсказка, как инструмент для обработки и анализа того огромного объема данных и знаний, которые ему на самом деле сейчас необходимы, чтобы оставаться хорошим врачом. И такие врачи это хорошо понимают, но нуждаются в проверенных и законченных решениях, а пока все-таки мы имеем дело с экспериментальной фазой. Полноценных клинических исследований на тему, как ИИ может быть встроен в практику и какой эффект, собственно, это даст – пока не только нет, но и не понятно, как их проводить, нужен дизайн таких исследований, а это не простая история. Но все будет, более того, ИИ уже применяется в отдельных задачах. Только стоит оговориться, что под ИИ мы тут имеем тренировку нейросеток на распознавание изображений и анализ медданных, до так называемого глубокого ИИ пока далеко. Однако то, что уже доступно, может и должно весьма сильно помогать врачам, как минимум – не совершить ошибку, как максимум – разобраться со сложным случаем и сократить нужное для этого время и объем переработки информации «вручную».

Что собой представляет интеллектуальный анализ данных в медицинских программах?

Обработку больших массивов врачебных записей и попытку сделать из этого выводы о рисках или наличие состояний и заболеваний, требующих вмешательства (например, дообследовать и взять на диспансерный учет) и анализа медицинских изображений с попыткой разметки подозрений на патологию. Все это представляется далее на суд врачей и при хорошей чувствительности (обнаружение патологии в принципе) и специфичности (ее категоризация и конкретизация), допустимом по загрузке врача количестве ложноположительных случаев может быть хорошим подспорьем.

Как решается проблема доверия к искусственному интеллекту в здравоохранении?

Абстрактного доверия к абстрактному ИИ быть не может и не должно. Доверие должно возникать к конкретным продуктам, это будет, как и принято в медицине, достигаться через проведение независимых, полноценных клинических исследований. Доверие будет расти по мере развития практики применения и обратной связи в медицинских публикациях и на врачебных конференциях, как и делается в медицине. Имеется только один путь – врачи должны рассказать друг другу о применении ИИ в своей клинической практике и увеличить число сторонников и пользователей. Таков путь любого метода в медицине, если мы говорим про доверие.

Какие еще проблемы приходится решать при продвижении ИИ?

Нет задачи «продвижения ИИ», есть задача компенсировать провалы в качестве или доступности медицинской помощи или ее повышении. Проблема формулируется банально – нужно, чтобы технология реально работала, нужно это доказать и показать, нужно, чтобы дальше ее применяли и продвигали именно клиницисты, чтобы она, технология, была востребована ими.

Читайте также
В Правительстве РФ готовится очередной национальный проект, получивший название «Средства производства и автоматизации». На его реализацию выделяется более 300 млрд рублей. Цель – предоставить дополнительный ресурс для развития российских промышленных предприятий. По словам Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дениса Мантурова, одним из трех основных направлений, на которых будет сосредоточено внимание, станет развитие робототехники.

Как на практике применяются алгоритмы машинного обучения для раннего прогнозирования заболеваний?

Никак, систем здравоохранения в принципе не настроена на раннее прогнозирование заболеваний и работу с рисками. В малой доле это профилактическая работа в режиме диспансерного наблюдения тех, кого выявили и на учет поставили, но это уже не прогнозирование заболевания, это уже заболевание, неважно – приобретенное или врожденное. Поэтому сейчас пока мы можем говорить о том, что технологии могут помочь эти риски выявить, но вот, что с ними делать дальше, система здравоохранения не знает и к увеличению на порядок выявляемости не готова.

Хотели поговорить про «медицину 2.0», а получилось...

Да, это все «медицина 1.1», ну хорошо, «1.2». Хотя все эти градации, конечно, от лукавого, хочу просто отметить, что новая медицина требует не только и не столько технологий, сколько сдвига парадигмы. Деньги должны идти в отрасль тогда, когда все здоровы, а не тогда, когда чем больше болеют и, главное, лечатся, тем лучше фарме и медицине. Сделав здравоохранение отраслью рыночной экономики, человечество загнало себя в очень хитрую ловушку. Эффекты от здоровья не извлекаются напрямую в рамках отдельной отрасли, здравоохранение – это изначально дотируемая история, выгоды от которой должны лежать вне этой системы, чтобы не провоцировать там гонку технологий и фармы ради доходов в залечивании людей. Переход от здравоохранения к здоровьесбережению потребует существенных изменений многих парадигм в экономическом и социально-политическом устройстве. Генетика-евгеника, образ жизни и среда – еда, вода, воздух, стресс и только потом медицина. Так должно быть в современном мире.

Опубликовано 05.11.2020

Похожие статьи