Новый ретейл: баланс офлайна и онлайна

Логотип компании
Новый ретейл: баланс офлайна и онлайна
Николай Гегамов: "Я не сторонник тянуть какой-либо бизнес в мясорубку любых трансформаций, если это ему не нужно, если он не может, не видит или сам по себе всю жизнь трансформировался и продолжает это делать".

Мы встречались с Николаем Гегамовым в пору, когда он работал ИТ-директором CARLO PAZOLINI, известного бренда по продаже обуви и аксессуаров. Сегодня Николай трудится в компании «Лудинг» и решает вопросы автоматизации алкогольного холдинга. Но истинный CIO – это не только грамотный технический специалист, но прежде всего бизнес-партнер для компании. О том, как меняется классический офлайн-магазин и куда идет российский ретейл, он рассказывает в интервью журналу IT Manager.

Николай, мы не общались более трех лет. Многое изменилось, на ваш взгляд? Какие тренды появились?

Изменилось многое. И многие изменения саккумулировались под эгидой одного термина, имя которому – цифровизация. Цифровая трансформация, о которой так много говорят, это, конечно же, тренд. Причем, не только в ИТ. Я осознал насколько все серьезно, когда мой прораб (я недавно делал ремонт в своей квартире) спросил меня, кинуть ли Cat6 к холодильнику. Реагируя на мой вопросительный взгляд, он улыбнулся и покровительственно поинтересовался, неужели я не хочу умный холодильник, который сам заказывает еду? Неужели я не хочу умный дом? Умный дом — это… Да, я знаю, что такое умный дом, машинное обучение, IoT. Я уже даже знаю, что такое цифровая трансформация. И знаю, что она уже вовсю трансформирует наш мир.

Стал ли ретейл за последние годы более зависимым от ИТ?

Безусловно. Более того, идет взаимопроникновение ИТ и бизнеса. И я сейчас больше говорю не о глобальных процессах, а о множестве локальных, где ИТ выражаются в виде гаджета, «умной» примерочной, электронного ценника (простите за оскомину) и т. д. Эти артефакты от ИТ «черными ящиками» внедряются в жизнь ретейла, забывая о том, что вышли из ИТ-сектора, и по большому счету не нуждаются в ИТ-сопровождении. Если же говорить о процессах, поддерживаемых программными ИТ-проектами, то я бы отметил роль ИТ в онлайн-секторе. Даже более – в смещении онлайн и офлайн. Омниканальность превращается в один универсальный канал. Будучи в магазине, можно примерить что-то, узнать о наличии в другом магазине, перебежать в Интернет, заказать товар другого размера домой или в любой магазин, пользуясь единым личным кабинетом, картой лояльности и т. д. То есть в любой момент перескакивать с канала на канал, пользуясь преференциями каждого.

Как сегодня меняются классические офлайновые магазины? Что служит драйвером этих изменений?

Как я уже сказал, драйвером изменений в офлайне служит онлайн. Офлайн становится большой витриной. Я, конечно же, не коммерсант, но, как мне кажется, акценты в офлайне от увеличения объема собственных продаж смещаются к тому, чтобы быть отличной витриной и удобной точкой выдачи. Это одна из множества причин, по которым офлайн не исчезнет вовсе, как многие предрекают, – между ним и онлайном установится некий баланс. И драйвером изменений офлайна, в частности, будет и онлайн-сектор.

Ретейл, как и вся экономика, идет по пути цифровой трансформации. Какие технологии позволяют реализовать ее максимально быстро и безболезненно?

Я не сторонник тянуть какой-либо бизнес в мясорубку любых трансформаций, если это ему не нужно, если он не может, не видит или сам по себе всю жизнь трансформировался и продолжает это делать. Цифровизация – не цель. Но – тренд. Раз мы о ней говорим, значит, процесс идет. А идет он, потому что дешевеют и убыстряются способы оцифровки, хранения и обработки данных. Поэтому я не считаю, что надо реализовывать цифровую трансформацию как самоцель, но уверен, что в своем развитии надо трансформироваться, если есть к тому посыл. Я бы, безусловно, отметил big data как базис трансформации. А технологии, развивающиеся на основе больших данных, как наиболее очевидные.

Какие решения в ретейле вам понравились?

Недавно на одной выставке был представлен робот, который сканирует полки с товаром и помимо банальной инвентаризации находит на полках пустые места или неправильную выкладку. Это не только инвентаризация, но и мерчандайзинг. В отличие от сотрудников магазина, робот объективен – он будет рассылать фото именно с той выкладкой, которая существует, и предписывать к выкладке именно то, что в него заложено. Т.е. он всегда блюдет интересы всех поставщиков, не играя ни в какие игры.

Какие перспективы у омникальных технологий? 

Имея когда-то единственный канал продаж в качестве лавки, мы постепенно пришли к выделению многих каналов, потом пытаемся размыть границу между каналами возможностью бесшовного перехода с одного на другой, наращивая уровень сервиса на каждом и называя это омниканальностью. Так вот, этот процесс не остановится. А перспектива его – стремиться на следующий уровень спирали развития. От одного канала к мультиканалам, от них – к омниканальности, а от нее – к «единому» каналу. Пусть так, почему нет? Полный жизненный цикл между словами «один» и «единый».

Сегодня любой более-менее крупный ретейлер старается обзавестись мобильным приложением для дополнительного привлечения и информирования покупательской аудитории. Какими функциями должно обладать мобильное приложение, чтобы им реально пользовались, а не удаляли после первого запуска?

Оно должно быть полезным и эргономичным. Какая-то очевидная его функция должна лежать на поверхности и быть доступной в один клик. Нужно уметь быстро захватить и заинтересовать покупателя. Эх, если б я знал ответ на этот вопрос! Впрочем, давайте, подумаем. Возможно, развивая тему одного клика, приложение должно быть «слоистым». Первый слой – легкий в освоении примитивный уровень со своей наживкой. Очень быстро покупатель начинает понимать этот уровень, заглатывает наживку и переходит на второй. А почему бы мобильное приложение не сделать в виде компьютерной игры, где в качестве бонусов будут реальные товары, а каждый уровень будет новым слоем приложения? То есть грамотный ввод игровой составляющей, на мой взгляд, может привлечь покупателя. Представляете, сколько квестов можно заложить в маркетинговые акции (или наоборот)? «Иди по такой-то стрелке, найди такое-то мыло, на обложке прочти город изготовления, купи пряник из этого города и возьми с собой второй бесплатно». Как-то так.

Программы лояльности для покупателей – как ИТ могут помочь усовершенствовать их?

В этой области много и профанации, и математики, и наития с психологией. Чтобы ловить рыбу, надо знать ее повадки либо иметь большой опыт, понимая, что на таком-то водоеме клюет после дождя только на червя и где-то часа два, а потом не будет клевать до вечера, а на другом клюет только утром. Почему? А непонятно. Но так бывает всегда или почти всегда. Практика показала. Вот последние действия — это путь, по которому идут уже сейчас, и не нужен никакой ихтиолог — только дедукция. Именно цифровизация облегчает этот путь – большие данные, машинное и межмашинное обучение, дата-майнинг, «Интернет вещей» для сбора данных. Все это помогает накопить огромные горы информации, чтобы изучать поведение покупателя.

Какие новые каналы коммуникации ретейлера с покупателем вам кажутся наиболее перспективными?

Платформы, конкретно экоплатформы. Мессенджеры. Чат-боты… Менеджеры в мессенджерах. Вот. Ничто из перечисленного не является новинкой, особенно последнее. Тем не менее настоящий – живой знающий и толковый менеджер в сочетании с мессенджером – для текста, звонка, картинок, видео – это и есть полный пакет!

Заменить сейчас менеджера на робота сложно. А если его использовать на кассах?

В этой части наверняка можно полностью автоматизировать процесс. Более того, если в тележку покупателя вмонтировать камеру, датчики, сканер, то умный магазин всегда будет знать, что ты привез в зону оплаты. А принять деньги и выдать сдачу могут многие аппараты. Но все равно нужно думать, как решать проблемы воровства. Человек все еще более изобретателен, чем машина.

В процессе ответа пришла еще одна идея. Здесь помимо кассы сама тележка уже может быть с зачатками ИИ. Представьте, в нее вмонтирован планшет. Домохозяйка с гаджета перелила на тележку список покупок. И уже тележка за нее контролирует свое наполнение. Сканируя товар, она вычеркивает его из списка, рассказывает о нем, предлагает рецепты, говорит, что только вчера ты его покупал… Поле непаханое, одно слово. Хотя нет. Пашут. Уже все активно пашут.

Читайте также
Какие методы обнаружения deepfake существуют? Какие возможности могут предоставить большие языковые модели (LLM) для генерации и обнаружения дипфейков? Расскажем о технологии aIDeepfake для борьбы с фальсифицированным контентом.

Не получится, что много людей останется без работы?

Это неизбежно. И нужны меры социальной защиты, чтоб как-то снивелировать эту метаморфозу. У прогресса всегда есть обратная сторона – кто-то становится аутсайдером, как бы жестко это ни звучало. Может показаться (возможно из-за слова «аутсайдер»), что я ратую за такое развитие. Отнюдь. Я, вообще, считаю, что путь к роботизации и ИИ ведет к антропологическому кризису. Машины уже вытесняют человека из многих областей деятельности, и это только начало. Если вы спросите меня, должны ли мы идти по этому пути, то я отвечу, что как человечество, безусловно, нет, а как страна, безусловно, должны, потому как прогресс неизбежен и никто не остановится.

В российском ретейле пока не очень хорошо продвигаются технологии автоматизации торгового зала и бэк-офиса. Разве что в крупных гипермаркетах встречаются роботизированные кассовые аппараты, а электронные ценники и другие инновации – намного реже. Что мешает? 

Очевидный ответ – косность, но, думаю, он неправильный. Уж в чём в чём, а в этом нас тяжело обвинить. Мы быстрые и мгновенно готовы перенимать положительный опыт. Думаю, что на самом деле медленное продвижение технологий автоматизации торгового зала обусловлено дороговизной сопутствующих «цифровых игрушек». Позволить их себе могут далеко не многие. Да и эффект от их внедрения достигается только на большом объеме. А тут-то как раз их и задействуют, как вы сами и отметили.

С прошлого года по решению правительства в России действует единая система маркировки целого ряда категорий товаров. Какие плюсы и минусы существующей технологии уже выявлены? Что, на ваш взгляд, можно улучшить?

Для кого с прошлого года, а для кого и много лет. При первом внедрении ЕГАИС более десяти лет назад я работал в парфюме, а в этом секторе много спиртосодержащих жидкостей, которые попали под раздачу. При повторном внедрении ЕГАИС я работал уже в алкогольном секторе. Какие плюсы в усложнении цикла производства-хранения-переработки-продажи? Только то, что конкурент может оказаться менее проворным. Улучшить? Отказаться от справок Б, которые уже не несут никакой нагрузки при помарочном учете. Впрочем, я думаю: как только вымоется старая марка (партионная), так все и произойдет. Много терминов? Понимаю. Но это ответ на вопрос. Для регулятора безусловный плюс, что он всегда знает, где находится конкретная физическая бутылка на пути от изготовления/импорта до розничного покупателя. Это очень круто! И огромное достижение, что сервис ЕГАИС, оперируя такой грудой информации, надежно и быстро работает.

Как введение обязательной маркировки способно стимулировать ИТ-рынок? Где здесь можно заработать и насколько легко вписаться в данный процесс?

Отличный вопрос! Это всегда более мощная инфраструктура – от дисковых полок, процессоров и памяти до более сложных серверных решений. Это всегда работа интеграторам по выстраиванию и оптимизации процессов. Это новые WMS и BI-системы. Это новые конвейеры, ленты, сортеры, сканеры упаковщики на местах производства или транзитных складах. Это развитие EDI И ЭДО. Это создание площадок по ведению и нормализации товарных позиций. И это новый виток автоматизации, наконец.

Расскажите немного о вашей компании и ваших задачах в ней.

Компания «Лудинг» занимается импортом, дистрибуцией, производством и ретейлом алкогольных напитков. Т.е. фактически всем в области алкоголя! Большое внимание сегодня мы уделяем хорекальному сектору. А так как мы очень динамичная компания, то доля Хореки растет на глазах. Если говорить об ИТ-достижениях, то нам удалось сделать отличную WMS-систему, на основе высотного адресного склада, оснащенного каруселями, PTL и гравитационными стеллажами, которая учитывает специфику оптовой и штучной торговли, партионного и помарочного учета. Совсем недавно мы внедрили TMS и собираемся внедрять ERP. Так что планов много и есть где развернуться.

Опубликовано 02.03.2020

Похожие статьи