Главное об ИТ-аудите в трех ответах на актуальные вопросы

Логотип компании
Главное об ИТ-аудите в трех ответах на актуальные вопросы
Согласно отчету IDC, одним из трендов развития сферы ИТ-услуг в России в ближайшем будущем станет консалтинг

Повышение производительности труда, отдача от инвестиций и снижение издержек – вот что всегда волнует бизнес. При этом информационные технологии являются одной из самых важных и одновременно затратных его составляющих, а ИТ-аутсорсинг рассматривается как возможность повышения эффективности и собственно ИТ, и бизнеса в целом. Однако полная стоимость услуг, вопросы информационной безопасности, финансовые гарантии аутсорсера и другие аспекты требуют тщательного анализа рисков при переходе на аутсорсинг. Кто поможет решить эту задачу?

Согласно отчету IDC, одним из трендов развития сферы ИТ-услуг в России в ближайшем будущем станет консалтинг. Уже сегодня для российской ИТ-сферы характерен рост спроса на краткосрочные консалтинговые услуги (проекты), связанные с эффективностью и оптимизацией деятельности компании. К таким услугам относится и ИТ-аудит. Что это такое и как он работает на практике?

Вопрос 1: что такое ИТ-аудит? В чем его суть?

Из множества определений аудита остановимся на следующем: «Аудит — это процедура независимой оценки деятельности компании, системы, процесса, проекта или продукта». ИТ-аудит – один из видов аудита, фокусирующийся на домене ИТ. Учитывая общепринятые практики (в частности, CobIT), можно сказать, что ИТ-аудит – это деятельность, осуществляемая в интересах заказчика аудита, в рамках которой выполняются:


Главное об ИТ-аудите в трех ответах на актуальные вопросы. Рис. 1

Вопрос 2: ИТ в компании – это довольно широкое понятие. Где конкретно применяется ИТ-аудит?

Безусловно, при планировании аудита необходимо сфокусироваться и определить его объекты. Наиболее часто ими являются:·

  • ИТ-инфраструктура.

  • Рабочие места.

  • Информационная безопасность инфраструктуры.

Когда зависимость бизнеса от ИТ возрастает, руководство компаний предъявляет все больше требований к эффективности управления ИТ. Одним из показателей является зрелость системы управления. При проведении ее аудита можно выделить несколько предметных областей в зависимости от решаемых задач. Например:·

  • процессы управления ИТ-услугами;

  • процессы предоставления ИТ-услуг;

  • организационная структура ИТ;

  • готовность компании к внедрению ITSM-системы;

  • готовность компании к ИТ-аутсорсингу.

 Практический кейс

В качестве примера посмотрим результаты такого аудита, проведенного ICL Services в одном из крупных промышленных холдингов с множеством региональных подразделений.

Одной из составляющих этого аудита стало исследование организационной структуры ИТ и основных процессов предоставления ИТ-услуг. Первым делом, путем опроса была собрана первичная информация об аудируемой компании, более подробные данные собирались в части системы управления ИТ-услугами. Потом совместно с заказчиком были сформулированы основные потребности бизнеса, являющиеся предпосылками к аудиту, процессы, входящие в область аудита, критерии аудита (внутренние ожидания, практики CobIT, ITIL), рассматриваемые подразделения компании, глубина исследования (данные за последние 12 месяцев), а также методы аудита. На основе полученных входных данных был сформирован план.

Сбор данных осуществлялся как удаленно, так и непосредственно на местах. Для определения удовлетворенности ИТ-услугами был проведен опрос конечных пользователей лично и заочно, в том числе на условиях анонимности. Изучались регламентирующие документы, собирались и анализировались факты исполнения их требований. Помимо прочего, был проведен анализ данных из ITSM-системы. Первоначально предполагалось использовать метод и средства process mining, но вследствие того, что ITSM-система не использовалась в полной мере и необходимые данные отсутствовали, применение этого метода стало невозможным.

Финально в результате аудита была сделана оценка системы управления ИТ-услугами, выявлены проблемы и предложены рекомендации (некоторые из них представлены в таблицах ниже). Каждая из проблем была приоритизирована исходя из опыта развития системы управления ИТ-услугами и текущих возможностей аудируемой компании.

Таблица 1


Главное об ИТ-аудите в трех ответах на актуальные вопросы. Рис. 2

Таблица 2


Главное об ИТ-аудите в трех ответах на актуальные вопросы. Рис. 3

Таблица 3


Главное об ИТ-аудите в трех ответах на актуальные вопросы. Рис. 4

Внешний аудит позволяет по-новому взглянуть на процессы системы управления ИТ-услугами. Независимые специалисты дадут объективную экспертную оценку состояния и эффективности применяемой в компании системы управления ИТ, проведут анализ ключевых рисков, проблем и их причин. Кроме того, результатом аудита является набор экспертных рекомендаций по оптимизации системы управления ИТ.

Нередко приходится наблюдать следующую картину. ИТ-департамент на волне моды покупает дорогую игрушку – ITSM-систему, которых сегодня на рынке множество. Но в итоге или ее не использует, или использует частично, игнорируя заложенную в такие системы методологию (ITSM). Происходит это потому, что процессы не выстроены и внедрение ITSM-системы преждевременно. Аудит поможет выявить и приоритизировать цели и задачи автоматизации процессов предоставления ИТ-услуг и выработать стратегию дальнейшего развития ITSM-системы компании. Заказчик получает заключение о целесообразности и предложение поэтапного внедрения ITSM-системы – рекомендованный план внедрения согласно результатам анализа с целью максимизации эффекта от автоматизации процессов. Также в результате аудита компании будут даны рекомендации по внедрению системы измерения эффективности процессов предоставления ИТ-услуг.

Кроме того, аудит может охватывать вопросы операционной модели ИТ. ИТ-аутсорсинг для многих компаний – это большая неопределенность. Аудит готовности к ИТ-аутсорсингу включает в себя детальный анализ текущей стратегии потребления внешних ИТ-услуг, анализ нереализованных возможностей использования ИТ-аутсорсинга, оценку сопутствующих рисков готовности компании к аутсорсингу и в целом. Заказчик получает заключение о том, является ли ИТ-аутсорсинг приемлемым механизмом повышения эффективности системы управления ИТ в текущей ситуации или в будущем. Аудит дает возможность получить подробную оценку применимости различных моделей ИТ-аутсорсинга и практические рекомендации по повышению готовности компании к внедрению модели ИТ-аутсорсинга.

 Вопрос 3: когда компании нужен ИТ-аудит и есть ли жизнь после него?

В ситуациях, когда владельцы и ТОП-менеджмент компании часто задаются вопросами:·

  • Почему так много затрат идет на ИТ?

  • А эффективно ли мы тратим деньги на ИТ?

  • Может ли ИТ приносить больше пользы?

  • Почему ИТ плохо работает?

то есть в тех случаях, когда ставится задача по снижению затрат и повышению качества ИТ услуг, ИТ-аудит поможет дать ответ на эти вопросы и создать предпосылки для решения перечисленных задач.

Как показывает практика, потребность в ИТ-аудите возникает в первую очередь при смене ответственного за ИТ, например ИТ-директора или руководителя ИТ-департамента. У нового ИТ-руководителя возникает потребность пролить свет на вверенное ему хозяйство. Также часто бывает, что при слиянии компаний у ИТ-департамента возникает множество вопросов к присоединяемой системе ИТ.

Потребность аудита также появляется, когда вы планируете крупный ИТ-проект (внедрение ITSM-системы или переход к аутсорсингу) и вам нужно помочь спланировать и обосновать затраты на него, а также дать независимую оценку по результатам такого проекта.

Читайте также
На что делают ставку злоумышленники, пытаясь угадать пароли пользователей? Какие факторы, помимо выбора пароля, влияют на безопасность данных пользователя? Какие меры могут принять пользователи для повышения безопасности своих данных?

Возможна ситуация, когда необходимо спасти репутацию ИТ-департамента, то есть дать объективную оценку ИТ-системы компании в противовес, возможно, необоснованным жалобам пользователей, выявить истинные причины недовольства ИТ-услугами.

Верным решением после успешного ИТ-аудита будет внедрение рекомендаций по его итогам в соответствии с установленными приоритетами. Можно попробовать сделать это своими силами. Но если у вас нет соответствующих ресурсов, лучше привлечь внешнюю компанию для трансформации системы управления ИТ.

Опубликовано 17.02.2016