Фатима Тамаева: «Основное преимущество ИИ в медицине — это темп»

Логотип компании
Как технологии помогают улучшать качество обслуживания пациентов. Чего можно ждать завтра от сотрудничества человека и машины. Наиболее перспективные направления использования ИИ в медицине.

В мире, где границы между технологиями и человеческими способностями стираются с каждым днем, искусственный интеллект представляет собой одно из самых интригующих и обсуждаемых направлений. Медицинская индустрия не исключение, и сегодня мы наблюдаем, как ИИ не только дополняет, но и трансформирует методы лечения, диагностики и взаимодействия с пациентами. Понимание этой эволюции становится жизненно важным для специалистов, стремящихся оставаться на переднем крае медицинского прогресса.

Фатима Тамаева, к. м. н., главный врач Маммологического центра L7 и президент региональной общественной организации «Ассоциация маммологов радиологов» Республики Дагестан поделилась с нами своим видением наиболее перспективных направлений использования ИИ в медицине, рассказала о том, как технологии помогают улучшать качество обслуживания пациентов в ее центре сегодня и чего можно ждать завтра от сотрудничества человека и машины.

Фатима, в каких основных сферах медицины вы считаете использование ИИ наиболее необходимым и эффективным?

В медицине ИИ активно используется примерно в 50 направлениях. В первую очередь это клиентский сервис: чат-боты и телемедицина, где можно получить рекомендации и направления к врачу, просто загрузив данные пациента в базу.

Такой подход находит применение в превентивной медицине, которая находится на пике популярности. Главное преимущество ИИ – скорость. Даже для первичной оценки анализов врачу нужно время, не говоря уже о глубинной диагностике. ИИ работает намного быстрее и помогает экономить ресурсы: например, оценить уровень кальция, магния и сравнить с референсным значением – задача, с которой вполне справится нейросеть.

Искусственный интеллект используется даже в направлении скорой и экстренной помощи. Например, с его помощью можно удаленно провести ультразвуковое исследование (УЗИ), посмотреть после травмы, есть ли жидкость в легком, и автоматически направить ответ доктору. И маршрутизация пациентов в этом случае будет правильной.

В диагностике ИИ стоит на 11-м месте — все это лучевые методы. Представьте, их всего 50, а в лучевой диагностике мы на 11 месте, то есть рентген, КТ, МРТ, УЗИ.

Расскажите, как искусственный интеллект помогает упростить и автоматизировать бизнес-процессы в вашем центре? Можете ли вы привести конкретные примеры?

Главный инструмент автоматизации – CRM-система с инструментами анализа и визуализации данных. Диаграммы, таблицы, результаты SWOT-анализа позволяют мне как руководителю в любой момент времени знать, сколько клиентов посетило центр, сколько из них записались онлайн, а сколько по телефону, довольны ли посетители. Благодаря инструментам визуализации я ясно вижу все узкие места в бизнес-процессах и могу сконцентрироваться на конкретной области.

А как сохранить баланс между автоматизацией и необходимостью поддерживать человеческий контроль в медицинской практике?

Считается, что главное преимущество ИИ – отсутствие эмоций. Нейросеть не раздражается, не выгорает и ничего не забывает. Это, безусловно, плюс. Даже самый профессиональный врач может устать к концу рабочего дня: память начнет подводить, а работоспособность и эмпатия снизятся. 

Но это не значит, что всех врачей теперь должна заменить нейросеть. Для нас важно, чтобы клиент находил сочувствие и поддержку, общался с живыми людьми, а не с дашбордами и роботами. Пациенты приходят с тревогами, с болью, справиться с которой может только такой же живой и отзывчивый человек. Они не готовы к полному отсутствию врача, к ситуации, когда они записываются на прием онлайн и приходят в пустой кабинет за цифровым диагнозом. Поэтому баланс между автоматизацией и человекоцентричным подходом крайне важен.

Влияет ли искусственный интеллект на организацию работы в отделениях и диагностику в вашем центре? Повышает ли точность диагностики, особенно в сложных или нечетких клинических случаях?

В наш центр обращаются с подозрениями на онкологические заболевания. Это огромные риски, причем не только для пациентов, но и для врачей. Поставить диагноз «рак» бывает очень непросто, и в случае сомнения доктору необходимо второе мнение. \

Раньше для этого приходилось отправлять снимки на консультацию в ведущие диагностические центры страны и неделями ждать ответ. Сейчас мы спокойно загружаем снимок в нейросеть и получаем результат в течение 40 секунд. Если итог совпадает с диагнозом врача, это становится дополнительным подтверждением. Если нет – садимся и коллегиально разбираем частный клинический случай.

Читайте также
На что делают ставку злоумышленники, пытаясь угадать пароли пользователей? Какие факторы, помимо выбора пароля, влияют на безопасность данных пользователя? Какие меры могут принять пользователи для повышения безопасности своих данных?

Как ИИ помогает улучшить взаимодействие с пациентами?

Искусственный интеллект – один из мощных инструментов формирования репутации.  Главное, ради чего мы работаем – наши пациенты. Важно, чтобы они покидали клинику с правильным диагнозом, с чувством, что ему помогли.

Такой положительный опыт формируется с момента первого обращения в клинику. Общение в кол-центре, оформление в регистратуре, процесс маммографии, формат постановки диагноза – важен каждый шаг. И, безусловно, наши клиенты, как и любые образованные, умные люди, понимают, что инновации только помогают повысить качество этого опыта. Особенно, если использование инноваций проверено временем и опытом, в нашем случае – более чем 4-летним практическим опытом применения ИИ.

Сталкивались ли вы с проблемами объективности и точности данных в машинном обучении, учитывая, что они часто генерируются человеком? Как их решали?

Решение одно – профессионализм врачей. Представьте, что врач УЗИ ставит диагноз доброкачественного образования в молочной железе, а алгоритм находит «подозрение на злокачественный процесс». И если пациент получит оба заключения, у него будет огромный стресс, растерянность. В этой ситуации наша задача – правильно определить маршрут дальнейшей диагностики, возможно, пройти дополнительные обследования для того, чтобы поставить точный диагноз. Это возможно только одним способом – собрать консилиум врачей и коллегиально определить следующие шаги.

Как интегрировали ИИ в повседневные клинические процедуры?

Мы используем нейросети в двух методах исследования: ультразвук с ИИ и рентгеновская маммография с ИИ. Маммография полностью автоматизирована и исключает участие врача. Ультразвук с ИИ работает иначе. Сначала нужно ввести параметры обследования, определить зону изменений, и только после этого алгоритм определит локализацию, размеры процесса и процент вероятности стеноза сосудов. Без врача или ассистента это сделать пока невозможно.

Сложно ли было обучать ваш медицинский персонал работе с технологиями на основе ИИ? Как вы оцениваете текущее и потенциальное взаимодействие между медицинским персоналом и искусственным интеллектом в контексте улучшения результатов лечения?

Сложностей немало, луддизм все еще важная часть человеческой натуры. Но это повторяющаяся история: так же сложно было когда-то внедрять CRM-систему и приучать администраторов заводить карточки пациентов в программу, а не в тетрадку.

Кроме того, важная правильная мотивация. Цифровые инструменты тоже требуют участия человека: нужно загрузить снимки в программу, найти результат, перенести данные, распечатать. Интересно ли это профессиональным врачам? Да, если они видят, что автоматизация рутины развязывает им руки для новых интересных задач и перспектив. У нас есть команда единомышленников, которая работает над тем, чтобы помочь коллегам найти вдохновение в ИИ – развиваться, учиться, видеть возможности в технологиях. 

Может ли искусственный интеллект способствовать разработке персонализированных лечебных планов для пациентов?

Да, в части ускорения этого процесса. Для того, чтобы составить персонализированный план, врачу нужно проанализировать множество данных: анализы крови, рентген, маммографию и т. д. ИИ упрощает эту работу, автоматически обрабатывая огромное количество данных, включая актуальные ресурсы, статьи и специальную литературу. Ни один, даже самый опытный врач, не сможет держать в уме весь объем научных статей, вышедших за последние полгода, а нейросеть справляется с этим без труда.

Как искусственный интеллект помогает развитию удаленных медицинских услуг?

Телемедицина – главная сфера применения ИИ. Один из примеров – анкеты по раннему выявлению онкозаболеваний, когда клиент загружает в базу данных информацию о себе и получает оценку вероятности развития болезни. Подобные услуги, когда, имея на руках анализы и заключения, можно получить маршрутизацию и рекомендации по лечению – это и есть практическое использование искуственного интеллекта.

Какие меры кибербезопасности вы принимаете для защиты чувствительных медицинских данных в свете интеграции ИИ в вашей системе?

Это, пожалуй, самый сложный вопрос, который поднимается на всех технологических конференциях. Даже имея развитые IT-инфраструктуры, в большинстве своем клиники не могут на 100% обеспечить защиту персональной информации. Да и никто не может: киберпреступность – это проблема всех отраслей, включая медицинскую. Мы делаем все, что в наших силах: обеспечиваем полное соблюдение мер безопасности и постоянно развиваемся в этом направлении.

Каким вы видите будущее интеграции искусственного интеллекта в медицину и какие основные преимущества она может принести в здравоохранение?

Я глубоко верю в возможности ИИ и в необходимость его глубокого внедрения в медицину. В нашей сфере есть зоны, где автоматизация просто необходима – рутинные операции, быстрая и удобная связь с пациентом, повышение точности. Уверена, что правильное применение возможностей искусственного интеллекта вкупе с профессиональным опытом врачей открывает огромные возможности для всей отрасли.

Читайте также
ИТ-образование — это обширная и многогранная область, охватывающая множество направлений, от разработки программного обеспечения до управления данными и информационной безопасности. В ближайшие 5-10 лет ИТ-образование будет продолжать быстро развиваться, реагируя на изменения в технологиях и запросы рынка труда. О том, каким ИТ-образование будет завтра, о ключевых тенденциях, изменениях в подходах к обучению и о том, как современные технологии влияют на подготовку специалистов IT-World рассказывает  Георгий Ефименко, основатель и генеральный директор IT-лаборатории VibeLab.

Опубликовано 26.01.2024

Похожие статьи