Разработки новых телекоммуникационных решений в России
В 2022 году санкции, принятые в отношении России, стали причиной роста рисков на рынке телекоммуникаций, корректировки логистических схем и спешной переориентации на азиатских поставщиков. Поэтому к концу 2022 года объемы телеком-сектора - одного из сегментов всего российского IT-рынка – могут снизиться на 2,8% по сравнению с 2021 годом - до 2,07 трлн руб. Тех ресурсов и оборудования, что уже завезены в РФ, хватит ориентировочно на шесть месяцев, и в текущих условиях игроки телеком-сектора будут их использовать для поддержания стабильной работы сетей, а не для развития бизнеса. Несмотря на это, российские разработчики готовы заместить ряд зарубежных продуктов не уступающими им по качеству отечественными решениями.
К 2022 году зависимость российской экономики от импортных решений стала критической. Более 90% всех проектов в телекоме реализовано на зарубежном оборудовании или программном обеспечении. И после отказа зарубежных вендоров поставлять оборудование/ПО в отрасли возникла паника, несмотря на то, что сложившуюся ситуацию немного поправил параллельный импорт. Однако российский бизнес стал заложником ситуации, в которой необходимо переходить на отечественные решения, а он не знает о них практически ничего.
Динамика роста отечественных решений в сфере телекома
Рынок российских решений рос низкими темпами по причине того, что крупные компании отдавали своё предпочтение зарубежным решениям. По итогам прошлого года российский телеком-сектор прибавил в объемах всего 3,2%, так как бизнес не стремился вкладывать свои деньги и время в работу с российскими партнерами. Однако после 2014 года и введения первых санкций в отношении РФ ситуация немного скорректировалась и к 2021 году отечественные решения уже занимали 7-8% рынка. После событий февраля увеличение доли российских решений стало вырос в несколько раз.
Преимущества российских продуктов
Заказчик, приобретая российское решение, получает качественную и оперативную техническую поддержку, ему не нужно беспокоится, что кто-то «за океаном» отзовёт у него лицензию или откажет в обновлении новой версии ПО. Российские разработчики очень лояльны, гибки и готовы доработать продукт под уникальные потребности заказчика, чего нельзя сказать о зарубежных партнерах.
Трудности перехода на отечественные решения
Сейчас заменить зарубежные решения на 100% - как в плане функционала, так и в плане удобства, - не представляется возможным, но в перспективе трех-пяти лет – это уже не будет казаться чем-то невыполнимым. Рынок отечественных решений эволюционирует и уже сейчас появляются конкурентоспособные решения.
Основная трудность перехода – психологическая боязнь бизнеса внедрять отечественные продукты, но разработчики и эффективность их продуктов помогает преодолеть данный барьер. Наша компания, например, реализует проекты по замещению решений ушедших вендоров таким образом, что телеком-системы заказчика сохраняют свой функционал, а сам заказчик - ранее сделанные им инвестиции.
Драйверы роста спроса и объемов рынка российского телеком-сегмента
Основным драйвером роста российского телеком-сегмента является текущая политическая ситуация в мире: уход зарубежных вендоров, санкции, в связи с чем в текущем положении заказчик начинает обращать своё внимание на внутренний продукт. Также продолжается поддержка IT-отрасли со стороны государства в виде субсидий, новых законодательных актов, поддерживающих отечественную телеком-индустрию, вводятся запреты на использование иностранного ПО.
Прогнозы на ближайшую перспективу
Что касается рынка IP АТС, то объём продаж этих решений на территории РФ в 2021 году составлял приблизительно 13 млрд. рублей, 7% из которых заняли отечественные разработки. По нашим прогнозам, рост Y-to-Y в среднем по рынку РФ будет составлять 10 - 12% ежегодно, а это значит, что к 2025 году объем рынка составит 18,4 млрд. рублей, а еще через пять лет – около 32,5 млрд. рублей. Рост присутствия российского оборудования на рынке IP АТС будет огромным, так как альтернатив практически не будет, а государство будет продолжать наращивать поддержку отечественных производителей, и уже к 2025 году их доля достигнет 45-55%, но с учетом того факта, если зарубежные вендоры захотят вернуться на рынок РФ, к 2030 году доля присутствия отечественных решений может снизится до 35-40%.
Что касается рынка телеком-услуг в целом, то в последнее время была замечена небольшая просадка по выручке – это было связано как с пандемией COVID, так и с санкционными решениями – событиями, сильно повлиявшими на бизнес в России. Они продолжают негативно отражаться на экономике нашей страны, поэтому положительная динамика в ближайшие годы на рынке телекома будет сохраняться. но особого роста ждать не нужно.
Опубликовано 22.08.2022