Интернет вещей: начало положено
С каждым днем «Интернет вещей» (Internet of Things, IoT) все сильнее влияет на повседневную жизнь человека. По крайней мере, об этом много говорят, а термин знаком даже обывателю, далекому от ИТ. В нашем материале мы исходим из того, что IoT – сеть, объединяющая все физические объекты вокруг нас, способные собирать и передавать информацию. Мы поговорили о текущем положении дел на рынке IoT в России и о его будущем с людьми, для которых этот термин не пустой звук.
IoT-прорыв
Как считает директор по сетевым решениям Huawei Enterprise в России Денис СЕРЕЧЕНКО, рынок реальных внедрений в сфере IoT отстает от маркетинга. Он отмечает, что за последний год знаковых в масштабах страны проектов замечено не было, хотя повсеместное развертывание операторами NB-IoT оставляет надежду на скорый массовый выход на рынок решений на базе операторской платформы.
Ведущий менеджер проектов компании «Актив» Алексей Лазарев подчеркивает, что IoT – это целый кластер различных, зачастую мало связанных между собой направлений, у каждого из которых свой порог входа в плане рождения идеи, сложности воплощения и денег.
Например, в сфере ЖКХ процесс пошел так быстро, что за три-пять лет появились серьезные игроки. В качестве не самого удачного примера Алексей вспоминает беспилотный транспорт: в течение многих лет им занимаются крупнейшие мировые корпорации, но «вменяемых» результатов, по мнению г-на Лазарева, пока не видно. Тем не менее в целом прорыв уже состоялся, и чтобы понять это, достаточно взглянуть на современную городскую инфраструктуру. Сегодня можно спланировать поездку на нескольких видах общественного транспорта с точностью до минуты, а потом проехать по маршруту, оплатив его с помощью смартфона. Это стало возможным в том числе за счет IoT-технологий.
Директор по маркетингу и PR ГК ISBC Дмитрий КОРНИЕНКО напоминает, что впервые концепция «Интернета вещей» сформулирована основателем исследовательской группы Auto-ID при Массачусетском технологическом институте (MIT) Кевином Эштоном в 1999 году, который рассматривал внедрение RFID как возможность видоизменить систему управления логистикой в бизнесе. И сегодня RFID действительно демонстрирует значительный рост в сегментах идентификации транспорта, ретейле, логистике и промышленности.
В качестве одного из примеров массового применения IoT он отмечает решения для безопасного автоматизированного доступа автомобилей по RFID-меткам, которые сегодня используются повсюду: на предприятиях, в домах и коттеджных поселках.
Руководитель подразделения технологических решений Hitachi Vantara Алексей НИКИФОРОВ предлагает ориентироваться на официальные данные IDC по России: в 2018 году объем рынка IoT в нашей стране составил $3,67 млрд, прогнозируется ежегодный рост в размере 18%.
Г-н Никифоров убежден, что существенный рост рынка в денежном эквиваленте отражает интерес крупных заказчиков к IoT-внедрениям. По его мнению, в 2019 году не стоит ждать существенного прорыва: рынок продолжит расти, какие-то его проблемы будут постепенно решаться, какие-то, наоборот, обостряться.
Бизнес-аналитик дирекции по стратегическому развитию «Марвел-Дистрибуции» Антон ФОМИН предлагает заострить внимание на промышленном сегменте «Интернета вещей» (Industrial Internet of Things, IIoT). Несмотря на то что объем этого рынка составляет примерно 93 млрд рублей, отношение интеграторов к нему пока неоднозначное.
«Часть интеграторов полностью готова предлагать такие решения своим заказчикам, а мы, как дистрибьютор, – соответственно, развивать это направление. Тем не менее другая часть – и она довольно заметная – старается переориентировать клиентов с IIoT на стандартные промышленные решения, зачастую в силу того, что это проверенные и устоявшиеся системы», – поясняет г-н Фомин.
Технический директор Alcatel-Lucent Enterprise (ALE) в России и странах СНГ Александр СЕРЕДА говорит, что в корпоративном сегменте наблюдается огромный интерес к IoT. Внедрения идут повсеместно, однако взрыва не предвидится, считает он. Корпорации должны оценить эффективность вложений, продумать подход к обслуживающей IoT инфраструктуре и экосистеме, включающей IoT, в целом сделать пилотные проекты, обучить специалистов – все это требует времени.
Как считает г-н Середа, IoT-технологии займут почетное место в IT-портфеле компаний благодаря ряду достоинств. Во-первых, это сокращение расходов на персонал, занятый рутинными операциями. Во-вторых, в связке с машинным обучением и ИИ открываются безграничные возможности по автоматизации бизнес-процессов: например, таких как обслуживание клиентской базы, оповещение персонала в случае нештатных ситуаций, управление пассажиропотоками на транспорте. В-третьих, отмечает г-н Середа, это мощная движущая сила для развития и переосмысления коммуникационных технологий.
«Никто кривую Gartner пока не отменял. Мы уже прошли пик интереса и переходим в ту часть, где к технологии будут присматриваться именно те компании, которым это действительно нужно, а уже потом будем понемногу двигаться к плато продуктивности», – заявляет главный инженер представительства Citrix в России и странах СНГ Сергей ХАЛЯПИН. Он отмечает, что общий ажиотаж прошел: отныне вопрос о внедрении IoT в компании будет рассматриваться исключительно с точки зрения экономической целесообразности.
Директор по промышленным решениям КРОК Вячеслав МАКСИМОВ считает, что Россия отстает от мировых трендов «Интернета вещей». Но такая задержка позволяет критично взглянуть на хайповые темы и найти практичные технологии.
«Заказчики начинают лучше ориентироваться в преимуществах современных беспроводных технологий, экономя километры кабелей и миллионы рублей на их прокладке. Это особенно актуально на опасных производствах, где до сих пор используются механические регистраторы производственных процессов на бумажные ленты. Применение беспроводных искробезопасных и взрывозащищенных датчиков LoRaWAN позволяет быстро и эффективно автоматизировать процессы контроля и управления производством», – объясняет г-н Максимов. В качестве примера реальных внедрений он рассказывает об IoT-решении для оптимизации энергопотребления data-центров «Термоскоп», которое в режиме реального времени строит температурную карту машинного зала, что позволяет оптимизировать работу систем охлаждения. Г-н Максимов ожидает эволюционного развития отрасли, в рамках которого заказчики будут искать способы удешевить автоматизацию производственных и бизнес-процессов при одновременном увеличении информационного насыщения. Качественно изменить ситуацию может появление беспилотных автомобилей на дорогах и аналогичной техники на производстве, например беспилотных погрузчиков, считает он.
Эксперт Cisco в области цифровых технологий Олег САЕНКО убежден, что многое зависит от отраслевой вертикали. Сегмент IoT-решений неразрывно связан с процессами цифровизации экономики, которые в России поддерживаются на государственном уровне. Г-н Саенко отмечает, что для некоторых отраслей, например нефтегазовой, современные IoT-технологии не являются чем-то новым. У компаний в этом сегменте достаточные бюджеты, которые позволяют развивать данное направление на постоянной основе. Государственная поддержка и публичные обсуждения подобных проектов стимулируют заказчиков присматриваться как к самим технологиям, так и к предпосылкам для их внедрения. «Основной отправной точкой на пути внедрения решений в рамках IoT служит бизнес-составляющая, то есть классические ключевые показатели любой коммерческой или государственной структуры: повышение эффективности, снижение издержек, разработка новых сервисов, инновационных моделей бизнеса», – говорит г-н Саенко. Он уверен, что переломным в плане IoT для многих отраслей станет 2019 год: уже этим летом мы сможем оценить результаты пилотных проектов, запущенных в рамках реализации «майских указов».
Пограничные вычисления
Растет спрос на так называемые граничные вычисления (edge computing), когда устройства не просто собирают и передают информацию для дальнейшей обработки, но и проводят ее анализ на месте. Какова специфика применения граничных вычислений в России, насколько они будут востребованы и в каких сферах?
Как считает Денис СЕРЕЧЕНКО (Huawei), это один из вариантов дальнейшего развития распределенной модели построения IT-инфраструктур. Он имеет свои преимущества (разгрузка каналов связи, равномерное распределение вычислительной нагрузки), но это не единственный вариант, и его эффективность следует оценивать исходя из конкретных требований проекта.
Алексей ЛАЗАРЕВ («Актив») уточняет, что граничные вычисления позволяют экономить трафик, так как во многих случаях сырые данные можно обработать непосредственно на объекте (например, при анализе изменений температуры). В таком случае в data-центр отправляется готовый результат. Кроме того, это может оказаться полезным в ситуации периодических проблем со связью на определенном участке. Также бывают случаи, когда необходимо обработать данные настолько оперативно, что затраты времени на передачу данных и обработку в облаке неприемлемы. Это касается, например, биржевой торговли, где важна каждая миллисекунда, поясняет г-н Лазарев. Отдельный разговор – безопасность граничных вычислений. С одной стороны, они выглядят более безопасными, так как не все данные распространяются по Сети. С другой – новые звенья в системе могут стать объектами атаки. По мнению части специалистов области, будущее за граничными и так называемыми туманными вычислениями, поскольку обрабатывать и хранить все данные в одном месте экономически невыгодно.
Как считает Алексей НИКИФОРОВ (Hitachi Vantara), именно с помощью граничных вычислений компании смогут «переварить» огромное количество разнообразных данных, в том числе непосредственно на месте их получения, без отправки в ЦОД.
Граничные вычисления, по мнению г-на Никифорова, будут востребованы в логистике, ретейле, розничной торговле и медицине.
Антон ФОМИН («Марвел-Дистрибуция») полагает, что такая специфика скажется на цене устройства, ведь фактически, помимо передатчика, в него будет встроен еще и процессор. Далеко не все будут готовы принять эту технологию сразу и скорее сделают выбор в пользу облачных решений, считает он. Несмотря на это, потенциал граничных вычислений существен, особенно в том, что касается обслуживания удаленных от data-центров структур. Подобные решения будут востребованы на станциях по обслуживанию газопроводов, военных складах, в аэропортах и других транспортных хабах, уверен г-н Фомин.
Сергей ХАЛЯПИН (Citrix) полагает, что в России построение инфраструктуры «Интернета вещей» будет происходить с задействованием ресурсов локальных облачных сервисов. Умные устройства, способные проводить граничные вычисления, – это лишь часть IoT-инфраструктуры. Помимо этого есть датчики, которые собирают и передают информацию без обработки.
Как считает г-н Халяпин, основная задача состоит в поиске той ниши, где edge computing будет иметь экономический и технический смысл. По ощущениям г-на Халяпина, подобные вычисления будут востребованы в «умных» домах, где датчики должны обмениваться данными внутри, обрабатывать их и выдавать вовне агрегированную информацию. При этом, например, в добывающей отрасли спросом будут пользоваться датчики, которые просто собирают данные, считает он. Но даже в этом случае минимальная обработка информации может происходить на промежуточном, локальном звене, которое собирает данные с датчиков, очищает их от мусора и пересылает далее.
«Развитие граничных вычислений естественным образом связано с увеличением вычислительных возможностей IoT-датчиков и контроллеров», – говорит Вячеслав МАКСИМОВ (КРОК). А также появляются сложные задачи, требующие решения в месте размещения определенных узлов системы. Например, современные системы предиктивной диагностики технического состояния оборудования включают как математические модели, так и функции машинного обучения для эффективной адаптации систем под конкретные условия эксплуатации. По мнению г-на Максимова, место граничных вычислений – именно в подобных интеллектуальных системах.
«Суть IoT-технологий – сбор большого объема данных из различных источников, и, следовательно, вполне логично анализировать эти данные непосредственно на границе сети – там, где их начинают собирать, – рассказывает Олег САЕНКО (Cisco). – Допустим, мы собираем данные о температуре, влажности, вибрации. Полученная информация может быть использована для эффективной аналитики состояния станка или узла».
Появление вибраций вместе с изменением температуры может говорить о том, что начинается разрушение самой установки либо нарушен техпроцесс. Или, например, при хранении зерна повышение содержания CO2 в воздухе и рост температуры свидетельствуют о начале процесса гниения. Подобные данные легко сопоставить и на основании их анализа предпринять соответствующие действия, поясняет г-н Саенко. Такие технологии могут быть востребованы в любых сферах деятельности человека. Например, в «умных» домах сопоставление данных с соответствующих датчиков вместе с автоматической регуляцией приточной вентиляции и освещенности позволит сформировать комфортную среду для жизни и труда. Активное использование IoT-решений в здравоохранении облегчает наблюдение за самочувствием пациентов (температурой тела, пульсом и т. д.). В промышленности массовое использование «подключенных вещей» постепенно приводит к естественной прозрачности производственных процессов, пониманию состояния элементов производственных участков и конкретных узлов. Это необходимо для эффективного производственного и управленческого учета, когда исключается человеческий фактор при передаче данных с уровня производства до уровня управления. В итоге мы получаем актуальную информацию в режиме онлайн и на ее основе владелец или специалист, отвечающий за производство, может более четко планировать ресурсы, снижать издержки, понимать, на какие узкие места следует обратить внимание, объясняет г-н Саенко. В перечисленных примерах важные выводы делаются на основе простых данных, которые собираются и обрабатываются с помощью IoT-технологий и вычислений на границе сети, резюмирует он.
(Окончание в IT News №4/2019)
Опубликовано 22.02.2019