Среди российских топ-менеджеров неуклонно растет доля женщин
Об этом в последнюю неделю сентября во время оглашения итогов XIX рейтинга “ТОП-1000 российских менеджеров” заявил исполнительный директор Ассоциации менеджеров (АМР) Вячеслав Евсеев. Он отметил, что среди лауреатов нынешнего рейтинга доля женщин составила 48%; в то время как в аналогичном рейтинге прошлого года она составляла 44%, а позапрошлого 29%. Если тенденция к “перемену пола” топ-менеджеров сохранится, то не исключено, что в юбилейном XX рейтинге лауреатов-женщин станет больше, чем лауреатов-мужчин.
Тем не менее, гендерное неравенство в высших эшелонах корпоративной власти дает о себе знать: есть (и, видимо, долго ещё будут) топ-менеджерские должности преимущественно женские и преимущественно мужские. Так например, итоги XIX рейтинга “ТОП-1000 российских менеджеров” показывают, что среди высших руководителей, ИТ-директоров и коммерческих директоров с весьма ощутимым преимуществом преобладают мужчины, а среди директоров по общественным и корпоративным связям, директоров по персоналу и директоров по маркетингу -- женщины.
Тут следует отметить, что XIX рейтинг “ТОП-1000 российских менеджеров” (он формируется Ассоциацией менеджеров при поддержке ИД «Коммерсантъ») состоит из одиннадцати подрейтингов:
1) “ТОП-250 высших руководителей”;
2) “ТОП-100 директоров по персоналу”;
3) “ТОП-100 директоров по маркетингу”;
4) “ТОП-100 директоров по общественным и корпоративным связям”;
5) “ТОП-100 коммерческих директоров”;
6) “ТОП-100 финансовых директоров”;
7) “ТОП-40 директоров по логистике”;
8) “ТОП-60 Директора по отношениям с органами власти”;
9) “ТОП-50 директоров по ИТ”;
10) “ТОП-50 директоров по корпоративному управлению”;
11) “ТОП-50 директоров по правовым вопросам.
При этом в каждом подрейтинге выделяются 19 отраслевых групп: “Информационные технологии”; “Коммерческие банки”; “Лесная и лесоперерабатывающая промышленность”; “Машиностроение”; “Медиабизнес”; “Металлургия”; “Многопрофильные холдинги”; “Профессиональные услуги”; “Связь и телекоммуникации”; “Сельское хозяйство”; “Сервис и производство потребительских товаров”; “Страхование”; “Строительство”; “Торговля”; “Транспорт”; “Фармацевтика”; “Финансовый сектор”; “Химическая промышленность”; “Энергетика и топливный комплекс”.
В таблицах к этой заметке перечислены лауреаты трех подрейтингов, относящиеся к отраслевой группе “Информационные технологии”. Обратите внимание: в айтишной группе лауреатов “ТОП-250 высших руководителей” преимущественно мужчины; в айтишной группе лауреатов подрейтинга “ТОП-100 директоров по общественным и корпоративным связям” четверо мужчин и две женщины; а в айтишной группе лауреатов подрейтинга “ТОП-100 директоров по маркетингу” два мужчины и шесть женщин. То есть среди топ-менеджеров ИТ-отрасли гендерная ситуация почти такая же, как и по рейтингу “ТОП-1000 российских менеджеров” в целом.
Несколько слов о том, как формируется данный рейтинг. Основной принцип его формирования можно выразить словами «Лучшие выбирают лучших». При этом начальный пул кандидатов состоит из тысячи лауреатов рейтинга прошлого года (в данном случае — 2017-го). Победителям прошлого года предлагается подтвердить свое участие в качестве кандидата рейтинга текущего года и выдвинуть членов своей управленческой команды, а также до десяти новых менеджеров из других компаний. Также возможно самовыдвижение кандидатов, ранее не участвовавших в рейтинге.
Каждому предложенному экспертами менеджеру направляется приглашение участвовать в рейтинге и предоставляется возможность выдвинуть свою управленческую команду и до десяти новых руководителей из других компаний. Обязательным условием включения в рейтинг является не менее чем полугодовой срок работы кандидата-на данном месте.
Экспертами выступают кандидаты рейтинга текущего года и лауреаты рейтингов прошлых лет, которые на сайте проекта производят онлайн-оценку своих коллег в рамках функционального направления. По сравнению с рейтингом прошлого года, Рейтинг-2018 существенно обновился. Так например, в отрасли “Информационные технологии” в среднем по всем 11 топ-менеджерским позициям 41% имен – новые. А в среднем по всем 19 отраслям новыми являются 43% имен.
Опубликовано 30.09.2018